Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Почему осенью листья опадают»

Эмилия Сергеева
Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Почему осенью листья опадают»

Конспект непрерывно-образовательной деятельности

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Почему осенью листья опадают»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательная, коммуникативная, музыкальная.

Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;

- Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева;

- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность.

Формы реализации детских видов деятельности: проведение опытов.

Оборудование и материалы: ноутбук, лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие разной формы

Примерное содержание

непрерывной образовательной деятельности

I. Вводная часть

Звучит классическая музыка «Осень»

Воспитатель загадывает загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года … (осенью зовется)

- А какие осенние месяцы вы знаете?

-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

-Сейчас какая осень? (ранняя)

-Какой месяц осени идет? (

октябрь)

Постановка проблемы

Раздается звонок и в ноутбуке появляется профессор– Иван Васильевич. (ранее записанная речь)

Дети стоят возле воспитателя

Здравствуйте, ребята! Я- учёный Иван Васильевич профессор биологических наук

- А вы знаете кто такие учёные? (это кто исследует, изучает объект и делает открытие).

- А какие приметы осени вы знаете?

-И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

- Чтобы найти вопросы на наши ответы, предлагаю вам переместиться в мою лабораторию. Вы готовы? Звучит музыка и дети садятся на свои места и «оказываются» в лаборатории Ивана Васильевича.

II. Основная часть

Познавательно-исследовательская деятельность

Ученый:

- Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. А вы как считаете, ребята?

Воспитатель:

-Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого? (нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

- А что нам понадобится для наших исследований (Лупа, микроскоп, листья, салфетка, кубик)

-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит).

Динамическая пауза

Стояла корзинка на полке без дела

(Дети приседают, округлив руки – изобразив корзину)

Скучала, наверно, все лето она

(наклоняю голову, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела,

(встают, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай.

(тянуться, изобразив срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна

(руки округлив перед собой, кивают головой)

Она удивилась

(разводят руки)

Что так много фруктов в саду уродилось!

(поднимаются на носочки, показав руками большой круг)

Опыт № 1 Исследование строения листа с помощью лупы.

- А вам интересно узнать, как устроен лист?

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Дети рассматривают лист через увеличительный прибор и делают вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.)

Опыт №2 «Почему лист зеленый?»

А почему же листья желтеют осенью?

Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

Опыт №3 : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Эксперимент «Как листья опадают»

- На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Дети рассматривают черешок под микроскопом и делают вывод: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Дети выпускают листы различной величины.

Ответ детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

III. Заключительная часть

Воспитатель:

- Подведём итоги нашей исследовательской работы

-Из каких частей состоит лист?

-Почему листья зелёные?

-Почему листья меняют свою окраску и опадают?

-Как листья опадают?

Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Профессору понравились ваши ответы, за это он выслал вам по электронной почте сертификаты и присваивает Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.

Ответы детей

Публикации по теме:

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в форме игры «Форт Боярд»Конспект непрерывно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в форме игры «Форт Боярд» Конспект непрерывно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Форт Боярд» Задачи: 1. Развивать интерес к спортивным.

Исследовательская деятельность «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Ход -Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и вдруг увидела Колобка, который бегал по опавшим листьям и сам себе задавал вопрос: «Почему.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Люблю березку русскую» Конспект непрерывно – образовательной деятельности «Люблю березку русскую». (Развлечение). Цель: Закрепление представлений детей в образе.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказкам» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №90 «Золотой ключик» Материалы конкурса: «Формирование.

Конспект непрерывно образовательной деятельности «Разбор рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Светлячок» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области».

Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Путешествие с бельчонком в осенний лес» во второй младшей группе Конспект Непрерывно образовательной деятельности «Путешествие с бельчонком в осенний лес» во второй младшей группе. Воспитатель: Хайрзаманова.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Путешествие в сказку» Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Путешествие в сказку» Цель: Формирование связанной речи посредством дидактических игр.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Права детей» «Права детей» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: • Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; • Дать знания о детских.

Конспект занятия по непрерывно образовательной деятельности «Моя семья» Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Задачи: - Расширять представление детей о семье как.

Конструкт непрерывно-образовательной деятельности «Зима» Конструкт непрерывно -образовательной деятельности по теме: «Зима» Выполнила: Забоева Т. С., воспитатель, 1 кв. категория г. Каменск.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Почему осенью листья опадают»
Опубликовано: 4 марта 2018 в 19:54
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Фоторепортаж «Как ребята второй младшей группы к Новому году готовились»
Доброе время суток, мои дорогие! Проходите, не зевайте и родных своих к нам приглашайте! Сегодня я расскажу и покажу, как мои малыши к праздникам новогодним...
Проектная деятельность «Мы рисуем пластилином» (Фотоотчёт)
В МБДОУ д/с с. Гнилуша в2018-2019 уч. г. с детьми старшей группы осуществлена проектная деятельность " Мы рисуем пластилином"....
Конспект занятия по рисованию во второй группе раннего возраста «Дерево в снегу»
Татьяна Плюхина Конспект занятия по рисованию во второй группе раннего возраста «Дерево в снегу» Задачи: Вызвать у детей радость от восприятия белого...