Приложение МААМ

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе «История русского платка»

Швендых Лилия Павловна
Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе «История русского платка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непрерывно - образовательной деятельности в старшей группе

Тема: История русского платка.

Цель - приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с историей русского платка.

Программные задачи:

- развивать у детей познавательный интерес к традициям русского народа, истории появления платка на Руси и его назначении;

Публикация «Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе „История русского платка“» размещена в разделах

- вызвать эмоциональный отклик при восприятии изделий народного промысла и умение замечать характерные признаки платков;

- расширять словарный запас терминами «убрус», «павлопасадская мануфактура» ;

- развивать навык работы в нетрадиционной технике росписи платка с помощью трафарета;

- продолжать знакомить с понятием узор, трафарет, побуждать составлять узор на квадрате, выделяя центр, углы, стороны;

- воспитывать бережное отношение к изделиям народного промысла;

- воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами.

Предварительная работа:

1. Изготовление тематического альбома «Предметы русского быта»;

2. Подборка русских платков;

3. Разучивание русской народной игры «Платочек», «Гори, гори ясно!»;

4. Подборка презентации «Русский платок»;

5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы платочки постираем».

Материалы: клеёнка, гуашь, ватные палочки и трафареты для изображением цветов, поролоновые кисти.

Оборудование:

1. Расписные платки и кушаки.

2. Выставка картин с изображением платков на магнитной доске.

3. Мультимедийная установка «Русский платок».

4. Платки для детского творчества.

5. Разрезные платки из картона для д/игры «Сложи платок».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

В группе стоят столы буквой «П», на которых лежат клеёнки с матерчатами квадратными белыми платками для детского творчества, разноцветная гуашь, ватные палочки, трафареты, и поролоновые кисти. Дети стоят полукругом рядом с воститателем, у которого на плечах накинут расписной платок. На магнитной доске размещены картинки с изображением расписных платков.

Воспитатель: Ой, вы люди добрые, приветствуем вас и рады видеть! Вам от нас поклон земной за радушие и внимание!

(Воспитатель и дети 3 раза кланяются, ведь так положено на Руси).

Воспитатель: Ребята, а поведать я вам сегодня хочу историю про очень интересную и красивую вещь. Она вам всем знакома.

«Носят женщины, старушки

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный….»

Дети: Платок!

(слайд 1)

Вопитатель: Да, это платок. Платки бывают разные, но я хочу познакомить вас с историей русского платка (показ слайдов и рассказ воспитателя).

(Дети садятся на стульчики для просмотра презентации)

«Всё начиналось очень просто - в 12 веке женщины на Руси носили «убрус» – льняное полотенце, украшенное вышивкой и кружевом.

(слайд 2) Платок вошёл в гардероб русских женщин в 17 веке, потеснив другие головные уборы. Все, и простые крестьянки

(слайд 3) и царские особы

(слайд 4, стремились приобрести такое украшение. Платок или плать (кусок ткани) – это главное украшение не только в празднике

(слад 5, но и это повседневный наряд

(слайд 6). Каждый платок – это ещё и отражение русского народного искусства. Мастера павлопосадской мануфактуры для отдельного платка придумывали свои узоры из пышных полевых и садовых цветов

(слайд 7). Народ обладает собственной историей и культурой, которая находит отражение в предметах одежды и быта. Обязательно соблюдались строгие традиции: замужная женщина прятала волосы под головной убор, а сверху надевала платок

(слайд 8, а которая незамужем могла покрывать платок на волосы

(слайд 9)».

Воспитатель:

- Ребята, а ваши мамы или бабушки сейчас носят платки?

Дети:

- У моей бабушки есть.

- Моя мама носит.

- Моя мама нет, не носит.

Воспитатель:

- А как вы думаете, платки сейчас продаются в магазине?

Дети:

- Да, продаются.

Воспитатель:

- Меняются времена, а платок остаётся одним из лучших подарков. Иностранцы платки покупают в подарок, как сувениры. Платок это не просто головной убор, а символ любви и красоты.

(слайд 10). Когда-то бабушки передавали в наследство своим внучкам самый дорогой подарок – платок. Сейчас мотивы русского платка прослеживаются на вечерних платьях (слайд 11,

(слайд 12) женских пальто

(слайд 13). и даже на купальниках

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, платки нужны для того, чтобы их только носить или ещё с ними что-нибудь можно делать?

Дети:

- С ними ещё можно играть в игры «Платочек», «Гори, гори ясно!».

Воспитатель: Правильно! Сейчас поиграем в игру «Сложи платок».

На столе лежат 3 разрезанных платка из бумаги разного цвета, дети подходят и берут себе две детали и, в зависимости от цвета, складывают платок из деталей в обруч такого же цвета (в красном обруче – красный платок; в жёлтом обруче – жёлтый платок; в фиолетовом обруче – фиолетовый платок).

Воспитатель: Скажите, из чего состоит узор платка?

Дети:

- Из больших и маленьких цветов.

- Из листьев.

- Есть большой цветок в центре, есть по сторонам или в углах.

Воспитатель: Делу время – потехе час. Я вам предлагаю стать мастерами и украсить свои платочки пышными узорами из цветов. Рассмотрите внимательно изображения платков и подумайте, какой узор вы хотите изобразить, какой цвет вам понадобиться для изображения, какого размера цветы в центре платка, а какие в уголках. (рассматривание платков на магнитной доске, после дети спокойно садятся на стульчики за рабочие столы)

Воспитатель: Ребята, у вас на столе приготовлены необходимые предметы для оформления платка. Украшение платка удобней начинать украшать откуда?

Дети: С центра.

Воспитатель: Хорошо, для изображения цветков имеется трафарет, который необходимо положить в центр платка, поролоновую кисть обмакнуть в краску и покрасить в середине трафарета платок, после чего аккуратно можно платок поворачивать и изображать следующий цветок в углу платка. После изображения цветов аккуратно трафарет поднять и ватной палочкой дорисовать зелень - листья, завитушки (объснение воспитателя сопроводается показом).

Воспитатель: А теперь разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем».

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрём. Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак;

А потом повыжимаем,

Очень крепко отожмём. Выполнять движения «выжимаем бельё»;

А теперь мы все платочки

Так встряхнём, так встряхнём. Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения

А теперь платки погладим, кистями вверх-вниз;

Мы погладим утюгом. «Гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой

А теперь платком помашем

И с ним весело попляшем. Выполнять движения «Фонарики».

Воспитатель: А сейчас, приступайте к украшению своего платка.

(дети выполняют работу, при необходимости воспитатель помогает индивидуально)

Воспитатель: Молодцы мастерицы и мастера. Ведь вы сегодня продолжили русские традиции – изготовили платки. Что вы скажите о своих платках?

Дети читают стихи.

1. Что за чудо узор,

Что за краски вокруг?

Это поле, цветы,

Словно солнечный луг.

2. На посадском платке –

Россыпь разных цветов,

Ароматы весны,

Дуновенье ветров!

3. Эту русскую сказку

Каждый видеть здесь рад,

Это сказка с названием

Павлов Посад.

4. Словно счастья букеты

На посадском платке.

Их теплей и роднее

Не найти нам нигде!

Воспитатель: Очень симпатичные платки изготовили.

- С помощью чего вы украшали платки? (трафарет, поролоновые кисти, ватные палочки)

- Из каких элементов состоит узор на платках? (полевые и садовые цветы, листья)

- Какого цвета цветы изображены на платках? (разноцветные)

- Одна из русских традиций дарить платок своим родным и близким. Скажите, ребята, чей праздник в конце ноября?

Дети: День Матери!

Воспитатель: Я вам предлагаю для наших любимых и родных мам в подарок изготовить такие же красивые платки и поздравить их в День Матери.

Дети: Мы согласны!

Воспитатель: «Платок для каждой женщины

И в наш, и в прошлый век

Желанный подарок

Надёжный оберег».

Предлагаю вам ещё исполнить танец с платком (звучит русская народная музыка).

Конспект составил :

Воспитатель Швендых Л. П.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в средней группе по теме: «Наша рукавичка». Программное содержание: - расширить представления детей о характерных особенностях зимней природы; - формировать навыки порядкового и количественного.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Бумага и ее свойства» Возрастная группа: старшая. Тема НОД: «Бумага и ее свойства». Направление образования и развития (образовательная область): познавательное.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе «Игра в футбол» План — конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе старший воспитатель ГБОУ.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по физическому развитию во второй группе раннего возраста по сказке «Репка»Конспект непрерывно-образовательной деятельности по физическому развитию во второй группе раннего возраста по сказке «Репка» Цель: укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств, создать у детей бодрое, радостное настроение. Задачи: Познавательное.

Конспект непрерывно образовательной деятельности «Солнечная сказка на песке» по песочной терапии «Солнечная сказка на песке» (занятие по песочной терапии) Цель: Гармонизация психоэмоционального состояния детей. Задачи: Образовательная:.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней группе «23 февраля. Праздник мужчин» Конспект занятия в средней группе Тема: «23 февраля. Праздник мужчин» Цель: Накопление у детей представлений о празднике «День Защитника.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История одной пуговицы» Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «История одной пуговицы» Возраст: 6 - 7 лет Образовательная область: речевое развитие.

Фотозарисовка «Мои впечатления о посещении Музея истории русского платка и шали»Фотозарисовка «Мои впечатления о посещении Музея истории русского платка и шали» В эти праздничные выходные дни мы побывали в уникальном музее, посвящённом русскому платку и шали, который открыт в городе Павловский.

Проект «История русского костюма» в старшей группеПроект «История русского костюма» в старшей группе МБДОУ «Детский сад «247» г. Нижний Новгород ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Автор проекта: воспитатель Керимова А. А. Введение В настоящее.

Проектная деятельность на тему «История русского валенка» в старшей группе Участники проекта: Дети, педагоги. Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательное, речевое, художественно-эстетическое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе «История русского платка»
Опубликовано: 11 марта 2019 в 14:49
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе «История русского платка»» (включая файлы) размещена пользователем Швендых Лилия Павловна (УИ 871471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД