МААМ-картинки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным костюмом»

Оксана Скворцова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром.

«Знакомство с русским народным костюмом – в гостях у дедушки Кудели и бабушки Прядени»

Цель: Познакомить с историей русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах

- расширить представление о цветовом колорите народного костюма;

- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;

- воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.

Развивающие:

- способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа;

- расширять кругозор, развивать любознательность.

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети собираются в кругу и произносят слова:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Здравствуйте, ребята!

+

2. Ввод в проблемную ситуацию.

- Ребята, давайте вспомним где мы с вами были на прошлой неделе?

+…

- А что мы у нее хотели узнать?

+…

- Правильно, мы хотели узнать у бабы Яги, где находится маленькая деревенька на небольшой речки для домовенка Кузьки. Он потерялся во времени и очень скучает по дому.

-А вы по прежнему хотите помочь Кузьке?

+…

Куда нас баба яга направила? Что она нам дала?

+… Клубок.

- Он не простой, а волшебный, чтобы попасть в прошлое надо произнести такие слова:

Ты катись, катись, клубок

Через запад на восток.

И веди наших ребят

Прямо в прошлое опять!

(Дети передают друг другу клубок. Отдают его воспитателю. Воспитатель отпускает его к импровизированному домику)

Основная часть.

- Посмотрите, где это мы оказались? Да это же изба дедушки кудели и бабушки Прядени.

- Давайте постучимся к ним.

(Воспитатель выставляет кукол дедушки и бабушки)

Здравствуйте, бабушка Пряденя и дедушка Куделя!

Б. П. Здравствуйте, ребятушки! Проходите, присаживайтесь на лавочки, да и рассказывайте откуда, да почто к нам наведались.

+…

- Мы пришли к вам из настоящего с большой просьбой. Наш дружок, домовенок Кузька, потерялся, не может путь дорогу домой найти. Мы и у бабы Яги были, да она нас к вам направила.

Может знаете вы, где находится кузькина маленькая деревенька у небольшой речки - все дома хороши, Кузькин лучше всех?

Б. П. Может и знаем, но сначала погостите у нас. Давно никто к нам в гости не приходил. Пусть Кузенька у нас поживет!

- Ну, что же, ребята, не будем стариков обижать, придется и у них погостить.

4. Повторение пройденного материала.

Д. К. Говорите у родственницы были? Много разного узнали?

+…

А я хочу с вами поиграть. Вот у меня волшебная корзина. В ней чего только нет. Я сейчас буду показывать картинки, а вы дружно говорите, что там изображено.

Игра «Назови предмет»(Ухват, русская печь, самовар, чугун и т. д.)

Основная часть.

Д. К. Видно, о многом узнали у бабы Яги, да и у нас есть на что посмотреть.

Ну-ка, бабка, доставай свой ларец, да удивляй молодежь!

(Воспитатель выставляет ларец)

Б. П. У бабушки Прядени волшебный ларец.

Ну-ка, посмотрим чем богата наша хата!

(Достает изображение людей в знатной и бедной одежде)

- Ребята, как вы думаете, о чем хотят рассказать нам бабушка и дедушка?

+…

Правильно, об одежде наших предков. Давайте рассмотрим картину.

- В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканую.

(Показ иллюстраций)

- Как вы думаете, что означает это слово?

+…

- Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор.

(Показ иллюстраций с изображением мужской одежды – из сундука)

- Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в то время гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтан. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

При работе их собирали в складки, иначе невозможно было, что – либо сделать. Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава», «Работать, спустя рукава». Как вы их понимаете?

+…

- Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам.

У богатых людей была еще очень интересная одежда. Она надевалась поверх кафтана и рукава у них были такими узкими, что в них нельзя было продеть руки. А для того, чтобы выпростать руки, впереди были сделаны две щели. Эта одежда называлась «охабень» от древнего русского слова охабить – охватывать.

А что же носили мужчины на голове?

Мужской головной убор того времени – колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

В холодную зимнюю пору поверх одних портов надевали вторые. Носили и шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

(Физкультминутка)

- Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Как говорится в русской пословице: «Бабьи рубашки – те же мешки, рукава завяжи, да что хочешь положи».

Поверх сорочки надевали сарафан.

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.

- Как образовалось это слово?

+…

- Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была…

+…

- Телогрея.

Женские головные уборы были разные для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

(Рассматривание кукол в русском народном костюме)

Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна – это украшение виде обруча на шее.

(Рассматривание иллюстраций и бус)

- Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор виде орнамента, т. е. ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалась, что вышивка «Оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди. Как они назывались?

+ Портные.

- Одежду на Руси берегли и не выбрасывали, передавали по наследству.

6. Закрепление материала

Б. П. А сейчас, ребятушки, помогите навести порядок нам с дедом. Мы же старенькие и всю одежду в сундуке перепутали.

Игра «Наведи порядок»

Дети по очереди достают из сундука вырезанную из картона женскую и мужскую одежду. Необходимо назвать предмет и положить бабушке Прядене или дедушке Куделе соответственно.

Б. П. Вот спасибо, деточки! Помогли старикам!

- Ребята, а нам пора в группу возвращаться. До свидания бабушка и дедушка, спасибо за увлекательный рассказ. Завтра мы обязательно вас навестим!

А сейчас давайте произнесем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и в группе мы опять!

7. Подведение итога. Рефлексия.

- У кого в гостях мы были?

+…

Что нового узнали?

+…

- Нашли кузькину деревеньку?

+…

- Значит, что еще нам надо будет сделать?

+ Вернуться к бабушке и дедушке.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным костюмом»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 20:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным костюмом»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Скворцова (УИ 19441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД