Оксана Скворцова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром.
«Знакомство с русским народным костюмом – в гостях у дедушки Кудели и бабушки Прядени»
Цель: Познакомить с историей русского народного костюма.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- расширить представление о цветовом колорите народного костюма;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
- воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
Развивающие:
- способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа;
- расширять кругозор, развивать любознательность.
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети собираются в кругу и произносят слова:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Здравствуйте, ребята!
+
2. Ввод в проблемную ситуацию.
- Ребята, давайте вспомним где мы с вами были на прошлой неделе?
+…
- А что мы у нее хотели узнать?
+…
- Правильно, мы хотели узнать у бабы Яги, где находится маленькая деревенька на небольшой речки для домовенка Кузьки. Он потерялся во времени и очень скучает по дому.
-А вы по прежнему хотите помочь Кузьке?
+…
Куда нас баба яга направила? Что она нам дала?
+… Клубок.
- Он не простой, а волшебный, чтобы попасть в прошлое надо произнести такие слова:
Ты катись, катись, клубок
Через запад на восток.
И веди наших ребят
Прямо в прошлое опять!
(Дети передают друг другу клубок. Отдают его воспитателю. Воспитатель отпускает его к импровизированному домику)
Основная часть.
- Посмотрите, где это мы оказались? Да это же изба дедушки кудели и бабушки Прядени.
- Давайте постучимся к ним.
(Воспитатель выставляет кукол дедушки и бабушки)
Здравствуйте, бабушка Пряденя и дедушка Куделя!
Б. П. Здравствуйте, ребятушки! Проходите, присаживайтесь на лавочки, да и рассказывайте откуда, да почто к нам наведались.
+…
- Мы пришли к вам из настоящего с большой просьбой. Наш дружок, домовенок Кузька, потерялся, не может путь дорогу домой найти. Мы и у бабы Яги были, да она нас к вам направила.
Может знаете вы, где находится кузькина маленькая деревенька у небольшой речки - все дома хороши, Кузькин лучше всех?
Б. П. Может и знаем, но сначала погостите у нас. Давно никто к нам в гости не приходил. Пусть Кузенька у нас поживет!
- Ну, что же, ребята, не будем стариков обижать, придется и у них погостить.
4. Повторение пройденного материала.
Д. К. Говорите у родственницы были? Много разного узнали?
+…
А я хочу с вами поиграть. Вот у меня волшебная корзина. В ней чего только нет. Я сейчас буду показывать картинки, а вы дружно говорите, что там изображено.
Игра «Назови предмет»(Ухват, русская печь, самовар, чугун и т. д.)
Основная часть.
Д. К. Видно, о многом узнали у бабы Яги, да и у нас есть на что посмотреть.
Ну-ка, бабка, доставай свой ларец, да удивляй молодежь!
(Воспитатель выставляет ларец)
Б. П. У бабушки Прядени волшебный ларец.
Ну-ка, посмотрим чем богата наша хата!
(Достает изображение людей в знатной и бедной одежде)
- Ребята, как вы думаете, о чем хотят рассказать нам бабушка и дедушка?
+…
Правильно, об одежде наших предков. Давайте рассмотрим картину.
- В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканую.
(Показ иллюстраций)
- Как вы думаете, что означает это слово?
+…
- Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор.
(Показ иллюстраций с изображением мужской одежды – из сундука)
- Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в то время гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтан. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
При работе их собирали в складки, иначе невозможно было, что – либо сделать. Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава», «Работать, спустя рукава». Как вы их понимаете?
+…
- Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам.
У богатых людей была еще очень интересная одежда. Она надевалась поверх кафтана и рукава у них были такими узкими, что в них нельзя было продеть руки. А для того, чтобы выпростать руки, впереди были сделаны две щели. Эта одежда называлась «охабень» от древнего русского слова охабить – охватывать.
А что же носили мужчины на голове?
Мужской головной убор того времени – колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
В холодную зимнюю пору поверх одних портов надевали вторые. Носили и шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
(Физкультминутка)
- Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Как говорится в русской пословице: «Бабьи рубашки – те же мешки, рукава завяжи, да что хочешь положи».
Поверх сорочки надевали сарафан.
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.
- Как образовалось это слово?
+…
- Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была…
+…
- Телогрея.
Женские головные уборы были разные для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
(Рассматривание кукол в русском народном костюме)
Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна – это украшение виде обруча на шее.
(Рассматривание иллюстраций и бус)
- Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор виде орнамента, т. е. ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалась, что вышивка «Оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди. Как они назывались?
+ Портные.
- Одежду на Руси берегли и не выбрасывали, передавали по наследству.
6. Закрепление материала
Б. П. А сейчас, ребятушки, помогите навести порядок нам с дедом. Мы же старенькие и всю одежду в сундуке перепутали.
Игра «Наведи порядок»
Дети по очереди достают из сундука вырезанную из картона женскую и мужскую одежду. Необходимо назвать предмет и положить бабушке Прядене или дедушке Куделе соответственно.
Б. П. Вот спасибо, деточки! Помогли старикам!
- Ребята, а нам пора в группу возвращаться. До свидания бабушка и дедушка, спасибо за увлекательный рассказ. Завтра мы обязательно вас навестим!
А сейчас давайте произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
Вот и в группе мы опять!
7. Подведение итога. Рефлексия.
- У кого в гостях мы были?
+…
Что нового узнали?
+…
- Нашли кузькину деревеньку?
+…
- Значит, что еще нам надо будет сделать?
+ Вернуться к бабушке и дедушке.