Конспект НОД «Азов — гора в моем родном городе»

ирина максюкова-харина
Конспект НОД «Азов — гора в моем родном городе»

Задачи:

1 Продолжать формировать представления у детей о достопримечательностях родного города Полевской

2 Расширять и углублять представления детей об Азов-горе, о богатстве родного края.

3 Воспитывать у детей интерес и любовь к своей малой родине и его окрестностям.

Предварительная работа: экскурсия в музей г. Полевской, находящегося по улице Ильича; фотографирование Азов-горы; поиск материала об Азов-горе (легенды, внешний вид, среда обитания вокруг горы); изготовление макета горы.

Оборудование: макет Азов-горы, мультимедиа, фотографии с изображением Азов-горы, спортивный инвентарь (туннель, скамейка, пенёчки)

Методические приемы: беседа о достопримечательностях города Полевской; рассказ воспитателя об Азов-горе с демонстрацией фотографий на экране; чтение стихотворения; рассказывание легенд об Азов-горе; спортивная эстафета.

Обогащение словаря: Думная гора, Азов- гора, пещеры, богатство.

Предполагаемый результат: Возникновение у детей интереса к Азов-Горе, желание узнать новую информацию от родителей, педагогов и других источников.

Ход:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, в каком городе мы живем?

Дети: Полевской

Воспитатель: Правильно ребята. А какие достопримечательности, интересные места есть в нашем городе?

Какие памятники, заводы, реки, улицы? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Полевской - город известный едва ли не каждому. Знакомство с ним происходит в раннем детстве благодаря замечательным сказам Павла Петровича Бажова.

О Полевском написано много стихов и сейчас Вова расскажет стихотворение о нашем родном городе, которое он приготовил для всех нас.

Ребенок: Чудесный раскинулся город

На самом краю у пруда

Теперь он навечно стал молод

Старинный наш город труда

Наш город стоит у Азова,

Он жестью отменной богат.

Там сазы рождались Бажова

Они о труде говорят.

Воспитатель: Спасибо, Вова. Полевскому и его окрестностям есть чем сверкнуть в драгоценном ожерелье Среднего Урала – это и наши знаменитые горы: Думная гора и Азов- гора.

Больше всего легенд и преданий связано с Азов- горой.

Воспитатель: Азов- гора – самое высокое место в окрестностях города.

Гора имеет две вершины, разделенные седловиной – Большой и Малый Азов (рассматривание горы на макете).

Название горы Азов произошло от тюрского «азау» - коренной зуб. Скалы на вершине Азов-горы действительно напоминают форму гигантских зубов.

(Просмотр фотографий горы Азов экране, а воспитатель в это время рассказывает описании, легенды, связанные с Азов- горой)

Подножье Азов-горы и склоны пологи, покрыты смешанным лесом. В лесу растут сосны, березы, осины, ели. Азов- гора красива и летом, и осенью. С вершины Азов-горы можно увидеть наш город Полевской.

В давние времена на ее вершине находилось поселение древних металлургов. В 1940 году школьниками были найдены изделия из бронзы. Сейчас они хранятся в музее. Они символизируют души умерших металлургов.

Народные предания донесли до нас, что на Азов-горе жили разбойники, прятавшие свои сокровища в пещерах и подземельях. По одной из легенд жил на этой горе и скрывался в пещере разбойник Азов. Его любили люди. Он грабил только купцов да других богачей, а деньги раздавал бедным людям.

Особенно интересной была легенда о Девке-Азовке. Одна из легенд гласит: «Азов-то гора непростая. Богатства в ней много, да достать-то его трудно. Была тут дорога, ездили старинные люди. Многие хотели богатство достать, да не умели. Было здесь имечко заклинено, кто его назовет - тому гора откроется. Угадать надо было имечко это. Тогда было бы счастье. А имечко … девки Азовки имечко было. Это ее люди девкой – то Азовкой прозвали. Работала на заводе девка, Азовкой ее звали. Красивая была, стройная. Уж любили ее родители. А она спозналась с разбойниками и стала им носить на гору еду, питье, стала помогать грабить прохожих и проезжих. Родители плакали, просили ее не ходить к разбойникам, да она не могла не ходить, потому что любила главаря разбойничьего. Узнали родители правду всю и прокляли дочь свою. С тех пор и стала она жить в пещере в той горе. Скучно ей там одной, но людям на глаза она не любит показываться, если показывается, то редко. Но чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает она на самой вершине горы огонек. Многие люди видели этот огонек, девку искали, но не нашли.

В 1956 году на склонах горы Николай Суренков написал портрет Девки -Азовки, который можно увидеть и сейчас.

Дополнительная информация для педагога:

Особенно завораживающие – интересными были рассказы-легенды о кладах, оставленных татарами на Азов-горе.

Будто еще в стародавние времена, когда только-только стали появляться в этих метах русские поселения, жили здесь «татара». Сначала жили дружно, а после вражда началась. Ушли они из этих мест, но почти каждую осень возвращались на Азов-гору, проводили праздник и уходили куда-то. На свои обрядовые празднества русских не допускали, делали все тайком. Любопытные конечно пытались туда пробраться, но их ловили, сильно избивали. Поговаривали, что место, где собирались «татара», было каким-то перевалочным пунктом. После долгое время пытались найти, что они там прятали, но так и не найдя ничего существенного, сохранили легенды о кладах татарских на Азов-горе.

Самая замечательная легенда такова. Волжский разбойник Степан Разин, когда понял, что не сломать ему царское войско, принял решение собрать и отправить все добытые в боях богатства тайным путем с отрядом по татарской тропе на Азов-камень, и сам хотел уйти на свободные земли. Тайным отрядом руководила монахиня, обладавшая авторитетом. В огромных пещерах Азов-горы запрятали они драгоценности и стали ждать вестей с Волги. Не дождавшись добрых вестей, все перессорились: одни стали требовать разделить все по-братски, другие - уйти в Сибирь, третьи – вернуться домой. Те кто погорячее выбрали себе нового атамана и пошли вскрывать пещеры с драгоценностями. Началась драка. В дикой злости изрубили они друг друга, а когда поостыли, ужаснулись содеянному. А монахиня как сквозь землю проволилась. Искали ее, кричали. Привыкли ее матушкой звать, а как на самом деле по отцу-матери величать, никто не знал. Похоронили своих побратомив, в глупой драке зарубленных, на берегу реки и позднее поставили там деревянную церковь в память о первопроходцах этих краев, вольных казаках. видать и вправду жадность любую волю затмить может.

Несколько поколений жителей Полевского, веря в старинные сказы, искали вход в таинственную пещеру, но разбойничьими богатствами никто так и не завладел

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в кладоискателей.

Давайте дружно встанем и построимся в одну колонну (Построение детей)

Воспитатель: Мы с вами пойдем на Азов-гору, а для этого нужно преодолеть трудную дорогу и тогда, возможно, мы найдем там клад.

1 этап.

(Мальчики помогают выставить гимнастическую скамейку)

Воспитатель: Ребята, перед вами тонкий мостик, а под ним река. Нужно пройти по нему, сохраняя равновесие, держа руки в стороны, спинки ровно, носочек тянем.

(дети выполняют упражнение)

Воспитатель: Молодцы, ребята, это препятствие мы преодолели. Мальчики помогите убрать скамейку и поставить следующее оборудование - пенечки.

2 этап

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы пройдем с вами по тропинке через наш Полевской лес, где растут березы, сосны, ели, рябинки.

(Дети идут змейкой между пенечками)

3 этап

Воспитатель: Молодцы, еще одна трудность у нас позади. А мои помощники помогут мне подготовить следующие задания.

(Ребята с воспитателем убирают «пенечки» и расставляют туннели и обручи)

Воспитатель: Ребята, перед нами Азов- гора, сейчас нужно выполнить самое трудное задание: нужно вползти в пещеру, попрыгать по камням в пещере и выползти из нее с другой стороны.

(Дети выполняют задание и строятся в одну колонну)

Перед детьми воспитатель ставит макет горы

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и подошли с вами к горе. А где же клад? (Воспитатель открывает крышку макета, там находятся конфеты)

Воспитатель: Вот, ребята, какой мы клад нашли. И пусть наш клад просто конфеты, но когда вы подрастете, то, возможно кто-то из вас найдет настоящие сокровища. А сейчас мы с вами пойдем в группу и будем пить чай с конфетами.

Дети уходят в группу

Публикации по теме:

Занятие-беседа о родном городе Беседа о родном городе. Задачи: Расширить знания детей о городе, рассказать о промышленных предприятиях имеющихся в городе, познакомить.

Интегрированное занятие «Мой родной Азов» Области: познавательная, художественно-эстетическая. Цель: знакомство с родным городом. Задачи: познакомить с родным городом, его историческим.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Отдых в городе родном» Цели деятельности педагога: формировать интерес дошкольников к малой родине; расширять и укреплять знания детей о родном городе, его архитектуре,.

Фотоотчет «Мой город Азов»Фотоотчет «Мой город Азов» Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провёл много времени. Я люблю Азов. Наверное, за.

Обобщение опыта работы «Обогащение представления о родном городе и стране посредством виртуальных путешествий» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» - филиала.

Открытое занятие по краеведению в старшей группе «Азов — имя знаменитое» Области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, форми- рование патриотических чувств у дошкольников через экологическое.

Расширение представлений дошкольников о родном городе через изучение ими семейных традиций и ценностей Воспитание любви к Родине, к родному городу невозможно без формирования семейных ценностей. Семья – это первый социальный институт, с которым.

Родной Азов — крупиночка России!Родной Азов — крупиночка России! Два дня назад у нашего замечательного города АЗОВА был ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. Основан Азов был в 1067 году. Наш город расположен на юго- западе.

Семейная викторина «Что мы знаем о родном городе?» Участники: Родители воспитанников и дети подготовительной к школе группы. Цель: Пробудить интерес родителей и детей к родному городу, его.

В память о моем родном дяде, Онищенко Леониде Ивановиче, рядовом солдате, не вернувшемся с войныВ память о моем родном дяде, Онищенко Леониде Ивановиче, рядовом солдате, не вернувшемся с войны Мой родной дядя, Онищенко Леонид Иванович родился 22 октября 1924 года. Учился в школе №5 города Челябинска очень хорошо, имел отличное.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Детские писатели
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Конспект НОД «Азов — гора в моем родном городе»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 20:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июля. День первых в истории автогонок

22 июля 1894 года в 8 часов утра в Париже был дан старт первым в истории автомобильным гонкам. Хотя из 28 автомашин до финиша добралось лишь 17, а наибольшую скорость (целых 22 км/ч) смог развить паровой...

22 июля. День божьих коровок на МААМ

У всех народов мира божьи коровки пользуются большой симпатией и любовью. Этих милых жучков в каждой стране называют похожими именами: во Франции — курочкой Бога, в Сербии— божьей овечкой, в Болгарии —...

Мастер-класс по изготовлению картины из пластилина «Летом на лугу»
Картины из пластилина – это целое направление в искусстве лепки из пластилина. У этого направления есть даже свое название – пластилинография. Отличие...
Консультация для родителей «Игры детей с песком на прогулке»
Лето в самом разгаре, дети которые посещают детский сад в это время года практически весь день проводят на свежем воздухе, на прогулке. Времени достаточно...
Мастер-класс для родителей средней группы «Театр своими руками»
Пальянова Н. В Кунгурцева Н. В №1 «Петушок» У нас сегодня с мамой Культурная программа. Давай мне, мама, руку, Пойдем в театр кукол! Что я большой - я...