Екатерина Максимчук
Конспект НОД детей с ОНР подготовительной к школе группы «На золотом крыльце сидели…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: демонстрация знаний детей старшего дошкольного возраста с ОНР о формах русского народного творчества, приобретенных в ходе реализации проекта «На золотом крыльце сидели…» путём использования малых форм русского фольклора
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»:
Образовательные:
- обобщить знания детей по изученным жанрам устного народного творчества;
- закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы;
Публикация «Конспект НОД детей с ОНР подготовительной к школе группы „На золотом крыльце сидели…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- совершенствовать произносительную сторону речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной);
- расширить активный лексический запас детей
Развивающие:
- развивать связную речь и совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность) посредством устного народного творчества;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус
- воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
Задачи в интеграции:
«Познавательное развитие»: обобщить и закрепить представления детей об устном народном творчестве, о быте и формах досуга русского народа;
«Социально-коммуникативное развитие»: способствовать овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развивать социальный и эмоциональный интеллект;
«Физическое развитие»: развивать общую и мелкую моторику рук; стимулировать развитие зрительно-моторной координации; создавать условия для активной двигательной деятельности посредством смены её видов
«Художественно-эстетическое развитие»: создать условия для представления умения детей играть на различных шумовых инструментах; выступать в оркестре, сохраняя общий темп, ритм, динамику, настроение; развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувства ритма, выполняя соответствующие движения); формировать эстетическое отношение к окружающему
Предполагаемый результат: дети представят устойчивые знания о формах русского фольклора; продемонстрируют успешное владение средствами общения и способами взаимодействия
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, закличек, пословиц, скороговорок, дразниок, мирилок, загадок, небылиц, просмотр мультфильмов, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание загадок, скороговорок, игра на ложках под разную народную мелодию
Словарная работа: фольклор, сказание, прибаутка, чистоговорка, потешка, былина, пестушки, приговор, присказка, закличка, поговорка, пословица, дразнилка, частушка, считалка, перевертыш, небылица, устное народное творчество, скоморох, потешник.
Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированная
Оборудование для педагога: Книга «Русский народный фольклор», изготовленная форматом А 2, ноутбук, колонка, запись русских народных мелодий, фонограммы в формате MP3: «Во-кузнице», «Плетень», иллюстрации к скороговоркам, разрезная картинка форматом А2 по мотивом народной сказки «По щучьему велению», мешок, музыкальные инструменты (деревянные ложки, дудка, бубенцы, трещётка, бубен); русский народный сарафан для ведущего, два костюма для скоморохов. Зал, оформленный в русском народном стиле; дети в народных костюмах
Оборудование для детей: разрезная картинка (формат А2) с сюжетом сказки «По щучьему веленью», музыкальные инструменты – деревянные ложки, русские народные костюмы по количеству детей
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть таких красивых, добрых с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть он вам принесёт много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Воспитатель: Ребята, на протяжении долгого времени мы с Вами знакомились с русским фольклором и сегодня я предлагаю вспомнить, что же это такое русский фольклор. Но прежде чем, мы начнём, я предлагаю провести разминку, подготовить наш язычок к занятию.
Раз – мы ротик открываем,
Будто кошечки зеваем.
(Открыть широко рот и закрыть его)
Два – подуем в дудочки -
Губки, словно трубочки.
(Тянуть губы вперёд «хоботком»)
Три – на губки посмотри,
Улыбаемся на три.
(Широко улыбаться, растягивая губы)
На четыре – ротик шире,
Барабаним на четыре.
(Держать рот широко открытым. Стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося: «д – д – д – д – д…»)
Пять – откроем рот опять,
Нужно губку облизать.
(Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать)
Шесть – почистим наше нёбо,
Нёбо чистым было чтобы.
(Рот открыть. Проводить широким языком вперёд – назад по нёбу. Рот не закрывать)
Семь – мы звонко будем цокать.
Так стучит копытцем лошадь.
(Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку)
Восемь – к нам приходит осень,
Вырос гриб на счёте восемь.
(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не открывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку)
Девять – сделай–ка гармошку,
Поиграй на ней немножко.
(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не открывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку)
Десять - можно поболтать,
Поболтать и не устать.
(Широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперёд – назад по верхней губе, произнося: «бл – бл –бл…»
Воспитатель: предлагаю ещё проговорить чистоговорки
1. А-а-а - шире ротик, детвора.
2. И-и-и - ротик к ушкам растяни.
4. ОХ, Ох, Ох выступает скоморох
Звучит музыка с книгой появляется скоморох.
Скоморох Тимошка:
Здравствуйте, мальчишки
Девчонки и мальчишки!
Я – скоморох Тимошка,
Играю на гармошке,
Загадок много знаю
И книжки уважаю!
Нашёл одну чудесную,
Такую интересную!
Она всему научит,
Читать её не скучно!
В ней есть скороговорки,
Загадки, поговорки,
Пословицы, потешки,
Дразнилки – пересмешки
Произведений ворох
Народного фольклора!
Давайте поиграем:
Все жанры отгадаем.
Ну что же, не скучайте
И сразу отвечайте!
1. Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры (загадка)
2. Выйди, выйди, солнце,
Над моим оконцем.
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зёрнышко (закличка)
3. Три сороки – тараторки тараторили на горке (скороговорка)
4. Рeва-корова, дай молока, сколько стоит – тря пятака! (дразнилка)
5. Жил да был старик, и было у него три сына - два умных, а третий, Емеля, - дурак. Два старших брата работают, а Емеля весь день на печке лежит да баклуши бьёт (сказка)
6. А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так (небылица)
Скоморох Тимошка: молодцы, вижу много читали и много знаете, любите книги. Ребята, предлагаю познакомиться с моей любимой книгой.
Воспитатель: а кто откроет следующую страницу, мы узнаем с помощью считалочки.
ребёнок выбирает с помощью считалки
Скоморох Тимошка: на первой странице моей книги написаны загадки, и я предлагаю поиграть в игру «Я тебе, ты мне», это значит, что загадки буду загадывать не только я, но и вы мне. Договорились?
Ответы детей
1. Скоморох детям:
Ходит-ходит, а в избу не заходит (дверь)
2. Скоморох детям:
Сама не ест, а других кормит (ложка)
3. Соморох детям:
Три братца
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли.
(Коромысло и ведра)
4. Соморох детям:
Стоят столбы беленые,
На них шапочки зеленые. (Березы)
5. Соморох детям:
Черный конь
Прыгает в огонь. (Кочерга)
Скоморох Тимошка: молодцы, весёлая игра у нас получилась, здорово отгадываете и загадываете загадки. Давайте продолжим знакомиться с моей любимой книгой
Воспитатель: и вновь нам поможет считалочка (считалочку говорит ребёнок)
Воспитатель: уважаемый Тимошка, кто же эта прекрасная незнакомка?
Скоморох Тимошка: на этой страничке живёт моя подружка – Скороговорушка, мы с ней мастера соревноваться в скороговорках. Она приготовила очень интересное задание «На картинку ты смотри, скороговорку говори»! (Дети по картинкам называют скороговорки)
Скоморох Тимошка: Ай, да ребята, ай, да молодцы! Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
Воспитатель: Эй, ребята, поскорей
Собирай своих друзей!
Будем мы играть сейчас –
Посмотрите все на нас!
Есть старинная игра,
Называется «Плетень»
Дети: нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень
(народная игра «Плетень»)
Скоморох Тимошка: ну что, продолжим знакомство с русским фольклором? Страницу следующую будет тот открывать, кто скажет быстро пословицу, не будет долго её вспоминать!
(Дети - называют пословицы, переворачивают страницу - следующая страница пустая)
Воспитатель: Тимошка, желаньям нашим - изучать твою книгу - не сбыться, почему-то здесь пустая страница!
Скоморох Тимошка: не может быть, чтобы страница была пуста! Здесь кто-то начудил, все это неспроста! На этой странице скомороха Антошки были заданья, мы только с ним подружились, а он исчез и даже не сказал до свиданья -O- Антошка, друг, отзовись, скорее в книгу мою вернись! Антошка, Антошка, ты где потерялся -O-?
Скоморох Антошка: иду, иду, да, вовсе я не потерялся, просто по дороге в детский сад немного зазевался! Здравствуйте ребята! Я скоморох Антошка, у меня большой талант, на дудке дудеть, песни петь, да в игры играть. Ребята у меня есть большой мешок, попробуйте угадать, что в нём лежит
ответы детей
(скоморох задаёт наводящие вопросы)
Скоморох Антошка: в мешке моём музыкальные инструменты, а какие именно попробуйте угадать. Сейчас я буду играть на музыкальном инструменте, а вы, Тимошке, а спиной ко мне, Антошке, да назовите скорее вслух, что звучит и всех веселит!
Игра «Какой инструмент звучит»
Ребёнок: Соберись скорей народ
Нас всех музыка зовёт
Эй, вы гости не робейте,
А в ладоши громче бейте,
Постучим мы вам на ложках,
Пошумим скорей немножко!
«Игра на ложках - «Во-кузнице»
Антошка: музыканты, ко мне подходите, ложки в корзинку кладите.
Скоморох Тимошка: ребята, в моей книге есть ещё очень красочная и интересная страница сказок, давайте её откроем.
Скоморох Антошка:
Вот страница что за чудо,
Не понять здесь кто откуда
Вроде быль, а вроде небыль,
Вроде сказка? Что же делать?
Вы ребята помогите,
Порядок в книге наведите
Позвольте, дать один совет
Нужен сказки здесь сюжет,
Скоморох Тимошка: Ручками умелыми - соберите картинку в единое целое!
(Дети собирают разрезную картинку – сюжет из сказки «По щучьему велению!»)
Воспитатель: ребята, из какой сказки этот сюжет? Кто в нем главный герой?
Ответы детей
Скоморох Тимошка (дразниться): Ой, Емеля, ха, ха, ха, отлежал себе бока!
Скоморох Антошка (Тимошке): болтай, болтай, да меру знай!
Скоморох Тимошка: Ах, так (обижается, забирает книгу и пытается уйти)
Скоморох Антошка: жадина, говядина, солёный огурец…
Воспитатель: Стоп! Скоморохи, вы что? Соревнование по дразнилкам устроили? Так дело не пойдёт! Дети наши тоже знают много дразнилок, но думаю, к хорошему это не приведёт. Ребята, наши скоморохи, кажется, поссорились, давайте их помирим.
Дети вместе:
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья
Воспитатель: Тимошка, нам так книга твоя понравилась! Книг у нас много, а такой красивой нет.
Скоморох Тимошка: а-а-а, понравилась, хотите её в подарок?
Ответы детей
Скоморох Тимошка: Уговорили, подарю, но прежде хочу, от вас услышать какие жанры русского фольклора есть в моей книге?
Ответы детей
Скоморох Тимошка: нам с Антошкой очень понравилось у вас в детском саду, но пришла пора прощаться.
Скоморох Антошка: мы отправляемся с Тимошкой на поиски новой интересной книги! До свидания, до новых встреч!
Воспитатель: ребята вам понравилось занятие? А какие задания вам понравилось больше всего? А были трудные задания? Что было для вас самым лёгким?
Ответы детей