МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-картошечка!»

фатима хасанова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-картошечка!»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

по познавательному развитию

/опытно – экспериментальная деятельность/

«Чудо картошечка!»

Программное содержание:

Обучающие:

способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использовании в жизни людей; уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а также средстве лечения некоторых заболеваний; подвести детей к пониманию свойств картофельного крахмала.

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Чудо-картошечка!“» размещена в разделах

развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

Воспитательные:

воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, умение работать в коллективе, интерес к экспериментальной деятельности.

Словарная работа:

активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая).

Индивидуальная работа:

следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке опытов.

Оборудование: презентация, проектор, мячик небольшого размера, поднос с клубнями картофеля разных сортов, одна варенная картофелина и вилка, зелёный клубень картофеля, свежие огурец и морковь, сигнальные карточки, терка, пробирка, йод; на каждого ребенка: кисель в стаканчиках, фартуки,ситечки, крахмал и мука в контейтерах, влажные салфетки, ватные палочки.

Предварительная работа:

• Подбор и систематизация материала.

• Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.

• «Эта забавная картошка» (сказка)

• Разработка конспекта НОД.

• Разработка презентации к НОД.

Ход НОД.

(Дети заходят в музыкальный зал, где есть проектор, и становятся в круг)

-Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Давайте поздороваемся и улыбнемся, мне, друг другу, и гостям!

(Дети здороваются друг с другом и гостями)

- Наши гости сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Ребята, я пригласила вас,

Чтобы рассказать сейчас

О чудо - пище не простой,

Это чудо – плод такой.

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка –

Везде присутствует ….

- Правильно, картошка. (СЛАЙД 1)

- Сегодня мы будем говорить о картошке. А если правильно сказать о картофеле.

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:(СЛАЙД 2)

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

Многое должны узнать

И уже пора начать.

- Что же такое - картофель?

(Ответы детей)

- Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Давайте рассмотрим картофель поближе. Возьмите по картофелине в руки (с подноса) и рассмотрите его.

(Дать некоторое время для рассматривания клубней)

- Какой формы картофель у тебя Амир (Никита, Даша?

(Круглая, продолговатая, овальная)

- Какого цветакартофель у тебя Амир (Даша, Никита?

(Белого, желтого, розового)

- Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Тимура волосы светлые, а у Амира тёмные. Даша высокая, а Никита пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга. Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые.

- Картофель какой на ощупь, Амир (Никита, Даша?

(Упругий, твёрдый, холодный)

- А сваренный картофель какой?

(Рассыпчатый)

(Дать детям рассмотреть сваренный картофель, предложить проверить рассыпчатый он или нет)

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель, ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен! Потому что при неправильном хранении, на свету,в клубнях картофеля образуются токсические вещества, он окрашивается в зелёный цвет. Картофель нужно хранить в специальных хорошо проветриваемых помещениях, где нет доступа солнечного света.

- Ребята, какие пословицы и поговорки о картофеле мы с вами знаем?

(Дети говорят пословицы и поговорки)

• Картошка да каша – еда наша.

• Картошку копать, не руками махать.

• Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

• Без труда картошка не родится никогда.

• Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

- Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать интересную историю о происхождении картофеля.

(Дети садятся полукругом.)

(СЛАЙД 3)

- Раньше картофель в России не выращивали. Картошка росла только в Америке.

(СЛАЙД 4)

Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки».

(СЛАЙД 5)

Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Считали, что зеленые плоды, которые остаются после цветения съедобными.

(СЛАЙД 6)

Ребята, картофель завёз впервые в Россию Пётр I.

(СЛАЙД 7-8)

Цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты.

(СЛАЙД 9)

Картофель, конечно выращивали крестьяне, а это был очень тяжелый труд.

(СЛАЙД 10)

Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело.

(СЛАЙД 11)

А, когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная.

(СЛАЙД 12-13)

С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.

(СЛАЙД 14-15)

Картофель - очень полезный овощ.

Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. А кто знает, что это за лекарство?

Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ. Из картофеля можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут.

(СЛАЙД 16)

А теперь будем играть в игру:

«Какие блюда можно приготовить из картошки?»

(Игра с мячом: вместо физминутки)

Проблема.

- Ребята мы с вами вспомнили все блюда, которые можно приготовить из картофеля, поиграли немножко, а теперь возвращаемся к столу. Подойдите ближе к столу! Давайте попробуем на вкус – что у нас в стаканчиках?Правильно, это кисель. Его делают изкартофельного крахмала. (в стаканчиках кисель)

- А что такое крахмал? Кто видел крахмал?Крахмал - это вещество которое содержится в клубнях картофеля. Я предлагаю Вам провести научную работу и узнать, как же из картофеля делают крахмал из которого готовят кисель. Перед тем как мы пройдём в нашу лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Внимание на монитор!

(СЛАЙД 17)

Каждый из лаборантов должен выполнять их:

• Внимательно слушать старшего лаборанта.

• Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.

• Ничего не трогать руками без разрешения.

• Соблюдать правила безопасности.

Занимайте свои места за столом. (одевают фартуки)

ОПЫТ №1 «Получение крахмала из картофеля»

- Я предлагаю вам провести научную работу и узнать, как же из картофеля получается крахмал. Сейчас мы рассмотрим с вами готовый крахмал. Давайте его попробуем на ощупь.

- Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? (показываю картофелину и крахмал). Давайте попробуем.

1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?Почему вода стала мутной?

Результат: вода стала беловатой, мутной;

Вывод: в воде содержится крахмал, и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: в картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

- Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука. Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

- Для чего нам нужен крахмал? (заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.)

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

- Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

ОПЫТ №2 «Сравнение крахмала с мукой»

Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь.

- Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой? (Потому, что крахмал похож на муку.)

- У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета. Что можно сказать о цвете муки? (Мука желтовата.)

Вывод: мука желтоватого цвета.

- Что можно сказать о цвете крахмала? (Крахмал белого цвета.)

Вывод: Крахмал белого цвета.

(Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

- Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку? (Она мягкая.)

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

- Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

- Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки? (мука без запаха.)

Вывод: мука не имеет запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала? (крахмал без запаха.)

Вывод: крахмал не имеет запаха.

ОПЫТ №3 «Определение крахмала в продуктах»

- Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. (Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.)

- Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Вывод: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

- Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

- В каких овощах есть крахмал (Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

(Ответы детей.)

- Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки. (У детей карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.)

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Итог занятия.

- Итак, мы с вами сделали открытия и узнали много нового. Что мы сегодня делали и что узнали?

• проводили опыты с картофелем,

• картофель состоит из воды и крахмала,

• узнали, что при взаимодействии с йодом крахмал становиться темно -синего цвета,

• сравнили свойства муки и крахмала.

- Ребята, сегодня в лаборатории вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картофель, что его можно не только употреблять в пищу, но также получать из него крахмал. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. Спасибо вам за активную работу. Молодцы!

- Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим гостям до свидания, до новых встреч!

приложение 1:

Сказка про картошку

Однажды Картошка отправилась в путешествие. Да забрела в незнакомую местность. Что дальше произошло с любопытной Картошкой? Расскажи нам об этом, сказка…

«Картошка – путешественница»

Автор сказки: Ирис Ревю

Однажды попала Картошка, куда бы вы думали? В дремучий лес.

— Картошка, Картошка, я тебя съем, — сказал Серый Волк Картошке.

— Ха-ха-ха, — ответила Картошка. – Ешь сколько хочешь, я для еды и предназначена. Хочешь — печёную, хочешь – варёную. А ещё есть поджарочка, пюре.

Почесал Волк за ухом. Он и названий таких не слышал. Не говоря уже о том, что блюда из картофеля никогда не пробовал. Помялся Волк, да и отошел за куст.

Бежит мимо Заяц-русак.

— Картошка, Картошка, я тебя съем, — сказал Заяц Картошке.

— Ешь на здоровье, да ещё и зайчат угости, — откликнулась Картошка.

Вдруг видит Заяц за кустом Волка. Да как чесанёт. А Волк — за ним. Осталась Картошка одна-одинёшенька.

— Пойду я к людям, — подумала она. — Люди картофель любят, вкусные кушанья из картофеля умеют готовить. Для них вкусная картошечка – праздник, да и для меня тоже. А в лесу – законы лесные, не место мне тут.

Вопросы к сказке «Картошка – путешественница»

Почему Волк и Заяц не съели Картошку?

Кого испугался Заяц?

Почему Картошка пошла к людям?

Любишь ли ты картофель?

Г. Х. Андерсен сказка «Картошка»

Хорошему когда-нибудь да быть в чести, — сказала бабушка. — Да вот взять хотя бы картошку; немало порассказала бы она, умей она говорить!

И впрямь, долгие годы картошку ни во что не ставили. Даже пасторы в церковных проповедях говорили, что, мол, дана она нам на радость и на пользу, а всё зря: народ не верил этому. Сами короли раздавали людям картофельные клубни — пусть сажают в землю.

А сажал ли их кто?

Да вот хоть в Пруссии, был там великий король, Старый Фриц по прозвищу; был он молодец, и он тоже взялся за картофель. Целый воз картофеля пожаловал одному из городов в своём королевстве и приказал бить в барабаны, чтобы созвать всех горожан на площадь. Не кто-нибудь, а отцы города показывали народу диковинные клубни и громко учили, как картофель сажать, как ходить за ним и как его готовить. Да что толку: в одно ухо вошло, в другое вышло. Люди так и не поняли, что им говорят, и стали пробовать на вкус сырую картошку.

Тьфу, до чего противная! — говорили они и швыряли картошку в сточную канаву, и видели собственными глазами, что даже собаки брезговали ею. Нашлись и такие, кто попытался посадить картошку: одни закопали картофелины подальше друг от друга и стали ждать, когда из них вырастут деревья, и можно будет снимать плоды. Другие побросали их в одну большую яму, где клубни слиплись в ком и дали ботву. На следующий год королю пришлось всё начать сначала, и не мало утекло воды, пока до людей дошло, что им надо делать.

И так было повсюду! Картофель, этот лучший из плодов, дарованных нам, людям, нигде ни во что не ставили,— сказала бабушка. — Зато нынче цены ему нет! Нынче-то его признали. Всему хорошему когда-нибудь да быть в чести!

Частенько случалось видеть мне, как туго приходится людям на свете; и всякий раз вспоминал я картошку и бабушкины слова.

Пословицы и поговорки о картошке.

• Картошка да каша – еда наша.

• Картошку копать, не руками махать.

• Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

• Без труда картошка не родится никогда.

• Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

приложение 2:

презентация к НОД

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Звездалию» С применением игровой,здоровьесберегающей,ИКТ технологий. Воспитательные задачи: -воспитывать уважение к профессиям людей (космонавт).

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Юные шахматисты» Тема: «Юные шахматисты» Цель: знакомство с игрой в шахматы. Воспитательные задачи: • воспитывать интерес к игре в шахматы; • .воспитывать.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: «Космическое путешествие» Воспитатель: Шубина О. Н.

Конспект НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке» Цель: сформировать понятие о правильном и безопасном использовании бытовых приборов Задачи: Познавательные • Закрепить понятие о бытовой.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Северный полюс» Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера Задачи: Образовательные : Продолжать формировать представления.

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели тайги» Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий тайги. Задачи: Образовательные : Продолжать формировать представления о взаимозависимости.

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Австралию» Цель: Формировать у детей представление об особенностях природы Австралии. Задачи: Образовательные : Продолжать формировать представления.

НОД по познавательному развитию «Необычайные приключения человечков» для детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: " Необычайные приключения маленьких человечков» для детей старшей группы с использованием элементов ТРИЗ Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-картошечка!»
Опубликовано: 9 января 2018 в 23:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД