Валентина Филимонова
Конспект НОД «Лесное чудо. Пень как экосистема»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям представление о лесе, как об экосистеме
Задачи:
• Способствовать формированию представлений о том, что такое лес, как экосистема.
• Пень служит «домом» для разнообразных живых существ (животных и растений); о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме «ПЕНЬ».
• Развивать познавательную активность детей, творческое воображение, коммуникативные навыки.
• Обогащать словарь детей названиями живых существ, обитателей пня, развивать речь – доказательство.
Публикация «Конспект НОД „Лесное чудо, Пень как экосистема“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
• Воспитывать у детей гуманное отношение к лесу и его обитателями; закрепить знания о правилах поведения в природе.
Материал и оборудование: магнитофонная запись шума леса и голоса Пня Корнеевича, декорации леса, пень, игрушки-насекомые, животные, растения леса, кукла Лесовичок, экологические знаки о правилах поведения в лесу, опрыскиватель с водой.
Ход занятия
[/i]Воспитатель. [/i] Здравствуйте, ребята!
Старичок – Лесовичок приглашает нас на прогулку по лесу. Вы любите гулять? Тогда давайте представим себе, что мы с вами оказались в чудесном лесу (подходят к ширме с декорациями леса, загораживающей «лесное чудо»).
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Лесовичок. Ребята, кто живет в лесу? Что растет в лесу?
А вам нравится гулять по лесу? От этой красоты нам стало весело, и птицы почувствовали это, они весело запели. Слышите?
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это за указатели? Интересно, что они означают? (Если дети не знают, то обращаемся к Лесовичку)
Эти указатели напоминали нам о том, как нужно вести себя в природе, в лесу.
А вот стрелка. Куда же она приведет нас? Оказывается, стрелка вывела нас на лесную поляну. А вот и чудо лесное!
Что это ребята? (показывая на пень). Лесовичок, а ты что скажешь?
Лесовичок. Это Пень Корнеевич.
Воспитатель. А давайте ребята познакомимся с Пнем Корнеевичем.
Посмотрите, как мы будем знакомиться (подходят к пню и пожимают его корень):
Здравствуйте, Пень Корнеевич! Меня зовут Валентина Григорьевна (Дети тоже «знакомятся» с пнем).
Ребята, мы знакомились с пнем как бы за руки. Что это у него? (Дети корни.)
Воспитатель. Корни какие? (прямые, ветвистые, запутанные и др.) Какие корни у пня по длине? (длинные, короткие)
А по толщине? (крепкие, толстые, тонкие, как ниточки)
Какого они цвета? (Темно-коричневые, светло-коричневые и т. д.)
Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду)
Ребята, а чем покрыт сам пень?
Потрогайте кору и скажите, какая она? (Пахнет деревом, лесом, землёй)
Воспитатель. Ребята, давайте спросим Лесовичка, что он знает о Пне Корнеевиче.
Лесовичок. Я-то много что знаю. Знаю, как можно узнать возраст спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Вот колечко, вот колечко. Оказывается, каждая колечко – это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет.
По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.
Посмотрите и скажите, на нашем пне годичные кольца как расположены: близко друг к другу или на расстоянии?
Вывод. Значит, мы можем сказать, что дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста)
Лесовичок. Чтобы ребята, лучше рассмотрели пень, я взял с собой лупы – волшебные стекла.
Воспитатель. Лесовичок, давайте я помогу раздать детям лупы (рассматривают пень через лупы):
Ой, ребята, как интересно! Я сейчас увидела то, чего не видела до этого даже на близком расстоянии!
Желательно, чтобы каждый рассказал о том, что он видит.
(Включается магнитофонная лента)
Пень. Ох, ох, ох! Скучно и грустно мне. Был я деревом зеленым, ветвистым, птицы гнездились, белки резвились на моих ветках. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас стал пнем на поляне и стою один – одинешенек. Помогите мне найти друзей!
Воспитатель. Ребята, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? Вы знаете?
Давайте спросим Лесовичка.
Лесовичок. Вспомнилась мне одна история: Был пень. Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько. Стали жуки – древоточцы, жуки – короеды для личинок своих ходы сверлить, квартиры строить. Живут – жуют, горя не знают.
Налетел как-то ветер с дождем и забросил на пень и вокруг него семена разных растений. И выросли из них водоросли, лишайники и другие растения.
А на самой верхушке пня мох зеленый появился. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная, жучки – червячки всякие.
Не узнать пень – в настоящий дом превратился.
Воспитатель. Теперь понятно, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил. Поможем ребята, пню обрести друзей?
Подойдите поближе к столу. Посмотрите как много живых существ.
Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него (важно, чтобы на столе были и обитатели других экосистем: рыбка, орел и пр.) Выбирайте, кем бы вы хотели быть? (Коля, ты хочешь быть жуком-оленем? (усачем, бронзовкой, короедом, многоножкой, муравьем, мышкой-норушкой, лягушкой-квакушкой и т. д.)
Как ты думаешь, почему его так назвали жук-олень)
Ребята, каждый из вас будет держать свое живое существо в ладошках, и не выпустит до тех пор, пока не узнает, кто живет в пенечке-теремочке. Не грозит ли опасность вашему обитателю?
Сейчас пойдем и сядем, вокруг пня. Перед тем как заселится, в новый дом будем спрашивать: «Кто-кто в пенечке-теремочке живет?»
Послушайте, как я жук – олень буду заселяться. Я подхожу к пню и спрашиваю:
«Кто – кто в пенечке-теремочке живет?» никто не живет. Тогда я буду жить под этим крепким, толстым корнем. Здесь я найду себе пищу, буду питаться опилками.
Теперь иди ты, жук-короед, заселяйся.
(Далее все дети спрашивают: «Кто-кто в пенечке живет?» и заселяют своих животных.)
Воспитатель. Ой, ребята, какая туча черная приближается к нашей поляне. Скоро пойдет дождь («дождь» из опрыскивателя с водой). Какой дождь? теплый, сильный, тихий, холодный? Хорошо, что быстро перестал. А после дождя на пне и вокруг него растут растения.
Подойдем к столу, посмотрим и выберем растения, которые могут расти на пне и около него. Что это за растение Коля? и т. д.
Где растет папоротник, на пне или около него? А грибы? Мох? Ребята, а роза может расти на пне? Почему?
Подойдем к Пню Корнеевичу и заселим свои растения.
Посмотрите, как он повеселел, то был один – одинешенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и разные живые существа.
Ребята, Пень Корнеевич пришел к вам из музея природы. В нашем музее очень много экспонатов. Хотите с ними познакомиться.
У Лесовичка есть приглашения для вас, но отдаст приглашения тогда, когда вы расскажите, что нового, интересного узнали сегодня на занятии. (Дети рассказывают и получают приглашения)
Воспитатель. Ребята, что это за приглашения? Вы читать умеете? Давайте я вам прочитаю.
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ
На экскурсию в музей Природы детского сада «Красная шапочка».
Приходите! Буду ждать
Пень Корнеевич.