Света Жиженкова
Конспект НОД «Кто поступает хорошо, тот поступает мудро»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему «Кто поступает хорошо, тот поступает мудро»
(Для детей старшего дошкольного возраста с различными возможностями
здоровья (дети с ОВЗ + дети группы - норма).
Цель: приобщение детей к основам нравственной культуры поведения, развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные возможности здоровья в условиях детского сада.
Задачи:
(Работа с детьми группы - норма)
Публикация «Конспект НОД „Кто поступает хорошо, тот поступает мудро“» размещена в разделах
- знать и уметь объяснить такое понятие, как «взаимопомощь», что помо-гать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям на примере художественных произведений, что настоящая помощь бескорыстна, требует немало сил и времени, но все это компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим. (С помощью сказки Е. Бехлерова объяснить детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает).
- уметь различать хорошие поступки от плохих;
-развивать мелкую моторику, творческие способности, речевые мимические движения;
- проявлять эмоционально - положительное отношение (доброе, заботливое отношение) к окружающему миру, проявлять интерес к новым знаниям;
- быть культурными и вежливыми;
( Работа с детьми с ОВЗ: системное недоразвитие речи тяжёлой степени, дизартрия средней степени, стойкое нарушение познавательной и эмоционально – волевой сфере развития.)
-уметь показывать и различать поступки людей и повторять за детьми слова;
-развивать мелкую моторику, творческие способности, речевые мимические движения;
-уметь находить свои впечатления в рисунках и иллюстрациях;
-проявлять эмоционально положительный настрой на занятие, содействовать проявлению положительных эмоций (радости, веселья и т. д., показывать с помощью карточки – схемы;
- уметь быть культурными и вежливыми.
Материал: Фланелиграф с картинками к сказке Е. Бехлерова «Капустный лист», муз. запись «Утро начинается», карточки– схемы: «радость» - солнышко, «грусть» - туча с каплями дождя, силуэты сказочных героев к сказке Е. Бехлерова «Капустный лист», цветные мелки, куклы: волк и медведь, карточки – схемы (радости, веселья и т. д., иллюстрация – таблица «Различные поступки».
Предварительная работа: разучивание стихотворений о поступках из произведения «Что такое хорошо, что такое плохо».
1. Мотивация детей к деятельности
(Ритмическая разминка хоровод «Утро начинается» под аудиозапись.)
Воспитатель: Я рада вас всех видеть, хочу пригласить вас на лесную полянку. Но сначала давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и улыбнитесь.
Все дети встают в круг, исполняют хоровод «Утро начинается» под аудиозапись.
дети группы – норма
Все дети встают в круг, исполняют хоровод «Утро начинается» под музыку с движениями.
дети с ОВЗ
( Показывают движения вместе со всеми детьми и проговаривают короткие слова: мы, все.)
Поют все дети:
-Утро начинается, мы все улыбаемся.
(Идём друг за другом против часовой стрелки.)
-Мы друг другу рады.
(Идём в середину круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу.)
-Все друг другу рады!
(Идём спиной из круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу.)
-Утро начинается, мы все улыбаемся
(Идём друг за другом по часовой стрелке.)
-Мы друг другу рады.
(Идём в середину круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу.)
-Все друг другу рады!
(Идём спиной из круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу.)
-Максимочка здесь, Толенька здесь и т. д.
(Показывают на рядом стоящего ребёнка и произносят ласково его имя.)
-Все здесь.
(Протягиваем руки в центр круга)
2. Постановка цели детьми
Воспитатель: Посмотрите, кто это идёт? (зайчик). Посмотрите ….
Что ты зайчик грустишь?
Хотите узнать? Тогда садитесь, и слушайте.
3. Совместная деятельность детей и взрослых
А). Знакомство с понятием «взаимопомощь»
Б). Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист» и показ иллюстраций на фланелеграфе.
Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался:
— Ну и позавтракаю же я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.
— Пить, пить, — стал просить воробышек.
Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.
— Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, — подумал зайчик и пошел дальше.
А в это время хлынул дождь.
— Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! — сказал зайчик и припустил со всех ног домой.
И снова его кто-то тихонько окликнул:
— Зайчик, спаси!
Это бабочка лежала в траве.
— Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.
— Иди под зонтик! — сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела. Подойдя к реке, зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.
— Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик. — Ну, ничего, зато.
И он побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.
(дети с ОВЗ (показывают и повторяют, а кто это).
В). Вопросы к детям:
— Какое настроение было у зайчика, который побежал домой без
капустного листа?
дети с ОВЗ (Показывают соответствующую картинку - схему)
— Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? (Добрый, отзывчивый.)
— Что сделал зайчик, чтобы помочь другим животным?
— А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека,
который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.) Почему?
— Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?
— А вы тоже готовы прийти на помощь тем, кому нужна помощь?
— Вот это и называется взаимопомощь.
— Кому помог зайчик? Сегодня зайчик помог, мышке, а завтра и мышка поможет зайчику или бабочка, или воробышек, ведь помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает, как наш зайчик.
(дети с ОВЗ (показывают и повторяют).
— А ты готов прийти на помощь тем, кому нужна помощь?
— Придумайте такое название этой сказке, которое говорило бы о
добрых поступках зайчика.
Д). Физминутка «Солнышко»
–Посмотрите, какое яркое солнышко в лесу. Давайте встанем в круг и поговорим с ним. (Все дети проговаривают и выполняют соответствующие движения).
-Светит солнышко в окно
Ярче, ярче, ярче.
(Приподнимаемся на носочки, одновременно поднимаем руки вверх, качаем вправо - влево)
Припекает с каждым днём
Жарче, жарче, жарче.
(Медленно встаём на полную ступню, руки опускаем вниз, качаем вправо – влево)
Хорошо, хорошо солнышко смеётся,
И под солнышком всем весело живётся.
(Хлопают в ладоши)
Е). Часть закрепление понятий «Что такое хорошо и что такое плохо» (о культуре поведения и общения) по рисунку см. «Хорошие манеры»
Беседа по вопросам
- Всегда ли вы поступаете хорошо?
Как это понять.
Расскажите об этом.
Чтение стихотворений:
(дети с ОВЗ показывают соответствующие стихотворениям иллюстрации в таблице поступков)
1 ребёнок
– Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
этот мальчик очень милый поступает хорошо.
2 ребёнок
- Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку,
про такого я скажу плоховатый мальчик.
3 ребёнок
- Храбрый мальчик хорошо в жизни пригодится,
а если в грязь попал и рад и грязна рубаха,
про такого говорят он плохой – неряха.
4 ребёнок
- А если чистит валенки, моет сам галоши,
помогает старшим, не грубит, не ссорится.
Про такого говорят он вполне хороший.
Воспитатель:
Дети, давайте вспомним вежливые слова, их ещё называют «волшебными»? - Когда их говорят?
Давайте послушаем о них стихи:
- Добрые слова не лень повторять мне трижды в день,
с добрым утром, добрый день, добрый вечер, рад вас видеть.
- Если, что-то натворил я, извините, жаль, простите, не хотел я говорю.
- Если я прощаюсь с кем-то, просто так не ухожу.
Буду рад вас видеть снова. Досвидание говорю.
Воспитатель:
-Какие это слова? Вежливые, волшебные, добрые и ласковые
-А почему так их можно назвать?
4. Самостоятельная деятельность детей
Рисование по сказке Е. Бехлерова «Капустный лист»
Воспитатель:
-Кого из героев хотели бы нарисовать, а почему? Нарисуйте и разукрасьте их. (Все дети рисуют.)
дети с ОВЗ (показывают и рисуют)
— Кому бы ты хотел подарить свой рисунок? А почему?
5. Подведение итога. Рефлексия.
-О чём мы сегодня говорили?
- А вы любите помогать друг другу?
-Можно сказать, что когда вы это делали, это была «взаимопомощь»? А почему?
Кому вы помогаете или хотели бы помочь ещё и почему?
Выбери картинку — какое у тебя сейчас настроение? (Карточки– схемы: «радость» - солнышко, «грусть» - туча с каплями дождя.)
Вывод: Вот теперь я за вас спокойна, ведь кто поступает хорошо, тот поступает мудро.