МААМ-картинки

Конспект НОД «Русская изба»

Екатерина Терешечкина
Конспект НОД «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД «Русская изба»

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.  д.)

2. Формировать представление об облике русской деревни.

Публикация «Конспект НОД „Русская изба“» размещена в разделах

3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка.)

4. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

6. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

2. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари.

3. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов.

4. Чтение русских народных сказок.

Оборудование :«Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Воспитатель одет в русский народный костюм — хозяйка избы встречает детей.

Воспитатель: - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с далеким прошлым наших предков. Мы с вами находимся в русской избе, а я хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Встречаю я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник!

- Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных - возле порога.

Образ русской печки хорошо всем знаком. А для чего нужна печь в доме?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

Хозяйка пряла пряжу.

(Воспитатель показывает слайд с прялкой)

Воспитатель: — Ты помощница моя, Прялочка родная!

Напрядешь ты пряжи мне, Что не видно края!

- В каждой крестьянской семье была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свеча.

(Воспитатель показывает слайд)

Ведь в то время электричества не было и девушки пряли при свечах и пели песни. Давайте послушаем!

(Звучит русская народная песня «Пряха»)

Воспитатель: - Дети, в старину не было ни телевизоров, ни музеев. Как же люди проводили свободное время, чем занимались?

Предполагаемые ответы детей: - Они пряли пряжу, любили веселиться, петь песни.

Воспитатель: - Да, ребята, много работали наши предки, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно

!Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить

,Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Воспитатель: А хозяин плел корзины из прутьев и лапти.

(Воспитатель показывает слайд)

- Эту обувь не забыли,

Хоть давным давно носили!

Влезут дети на полати

У печи оставят. лапти!

Воспитатель: - В каждой избе была печь — матушка, печь — кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Были в избе и чугунки, и горшки.

(Воспитатель показывает слайды с посудой)

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку?

- Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит.»

На ложках можно было играть мелодию и пускаться с ними в пляс.

- Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.

(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под музыку и играют на ложках.)

Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?

Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.

(Воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: - Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился!

А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:

- Не бык, а бодает!

Не ест, а еду хватает.

Что схватит — отдает.

А сам в угол идет!

Предполагаемые ответы детей: Ухват.

Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Пишу готовили не только в чугунке. У чугунка был соперник. отгадайте …

- Был я копан, был я топтан.

Был на пожаре, был на базаре.

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел — ничего не ел,

Сделался стар — пеленаться стал.

Предполагаемые ответы детей: - Горшок.

(Воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделки. Нарядные — те что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал.»

(Воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: - От двери до боковой стены избы - широкая лавка.

(Воспитатель показывает слайд)

Рядом с лавками стояли сундуки. В них не только хранили одежду и разные другие вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами.

(Воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

- Выпускает жаркий пар,

древний чайник ….

Предполагаемые ответы детей: Самовар.

(Воспитатель показывает слайд.)

Воспитатель: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться, спеть веселые частушки:

Дети поют частушки:

1. Кто сказал: - Частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

2. Эх, как выйду я плясать.

Ножками задрыгаю -

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

3. Эх, раз, полтора

Бежит печка со двора.

А за нею чашки-

От грязнули Машки!

4. Как у нашего Егора

Пузо стало как пригорок.

Целый день он на печи,

Уплетает калачи.

Воспитатель: - Ох, и рассмешили! Ох, и развеселили! Ребята, посмотрите внимательно.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите,

Да про все мне расскажите!

- Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их А я посмотрю как вы внимательно меня слушали!

(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережет!

А преданья старины -

Забывать мы не должны!

Дети читают стихи:

1 ребенок: - Историю своей страны,

Конечно, дети знать должны!

А здесь начало и основа,

Ведь все всегда идет из дома!

2. ребенок: - Изба! в ней все так интересно.

Мы побывали здесь. ЧУДЕСНО!

Публикации по теме:

Фотоотчет экскурсии старше-подготовительной группы в музей «Русская изба»Фотоотчет экскурсии старше-подготовительной группы в музей «Русская изба» Представляю вашему вниманию фотоотчет экскурсии в музей " Русская изба"" в один из ДОУ города Моршанска. Целью экскурсии было: приобщение.

Экскурсия в этнографический музей.Экскурсия в этнографический музей. С целью изучения русского быта, народных традиций и развития этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через быт, традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Русская изба»
Опубликовано: 15 ноября 2014 в 16:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Терешечкина (УИ 214240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД