МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по временам года»

Наталья Батырева
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Развивать компоненты устной речи детей.

Задачи:

- Совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы;

- Развивать фонематический слух : определять место звука в слове;

- Закреплять правильное произношение согласных свистящих и шипящих звуков (з, с, ш, ж);

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие по временам года“» размещена в разделах

- Закреплять представления детей о временах года, их характерных признаках и приметах;

- Закреплять знания о растительном и животном мире, птицах, их жизни и деятельности в разные времена года;

- Закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- Развивать наблюдательность;

- Развивать умение детей рассказывать;

- Употреблять слова – антонимы;

- Воспитывать любознательность, бережного и заботливого отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Физическая культура»; «Чтение художественной литературы»; «Социализация»

Ход НОД

Дети и воспитатель стоят в кругу.

Воспитатель: Я приглашаю вас сегодня в сказку.

- Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? (12 месяцев)

- Да, правильно. Я приглашаю вас в сказку – в гости к временам года, но сначала нужно выполнить мои задания. Итак, первое задание – игра «Угадай слово».

Слайды

- Слушайте внимательно и скажите, о чем я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)

- висит, растет, тает, плачет, капает (сосулька)

- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут (цветы).

Воспитатель: Молодцы! Послушайте мою загадку и отгадайте:

- Кто в году четыре раза переодевается? (это наша Земля)

- Молодцы, а теперь отгадайте еще загадки.

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

То тихая, то вихрем кружится.

(зима)

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

(весна)

Отгадайте время года :

Жаркая стоит погода,

Рано солнышко встает,

Днем и греет, и печет.

Река манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо.

(лето)

Время года отгадай :

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучки по небу гуляют,

Птицы к югу улетают.

(осень)

- Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень)

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят: Весна красна.

Третьим лето - все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Воспитатель: Вы правильно выполнили задание и нам пора в сказку, повторяйте за мной:

Сказка ждет нас впереди.

Скажем дружно: Приходи!

- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.

- Смотрите, как здесь интересно.

Дети проходят, садятся на стульчики возле мольберта

«Встреча с Весной»

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:

- Какое наступило сейчас время года? (Весна)

- Какая погода за окном? (Солнечная)

- Кто радуется приходу весны? (Птицы)

- Как поменялось поведение птиц? (Птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице).

Воспитатель: Весну издавна любил народ. Называли ее весна – красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки.

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

Слайды

- Как называются первые весенние цветы? (подснежники)

Работа по карточкам «Найди первые весенние цветы» (дети на картинке находят и обводят карандашом подснежники).

Воспитатель: Ой, смотрите-ка, ребята, что это такое? (конверт).

Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим. Ой, да здесь игра «Подскажи словечко». Вы хотите поиграть?

Словесная игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово.

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу (проталинки)

Самый первый день весны,

Самый – самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась (верба)

Рад весне братишка Сашка

И собака рада Жулька

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась… (сосулька)

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает… (капель)

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны). А давайте поиграем в игру,тот, кого я затрону волшебным перышком - называет признаки весны.

Игра «Весной…»(дети называют весенние признаки)

- Да, правильно, по этим признакам мы можем определить, что уже пришла весна.

Воспитатель: Вот и бабочка прилетела. Интересно, что она хочет нам сказать?

Слайды

Воспитатель: Она хотела у вас спросить, знаете ли вы песенку комарика (з-з-з, песенку жука (ж-ж-ж, песенку ветра (ш-ш-ш, песенку насоса (с-с-с).

- Давайте поиграем. Я буду показывать вам слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Песенку комарика: (З) – зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука: (Ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;

Песенку ветра: (Ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку насоса: (С) – стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

«Встреча с летом»

Воспитатель: Какое время года приходит на смену весне - красне? (лето).

- Смотрите, к нам пришло само Лето (показывает иллюстрацию с изображением лета).

Слайды

- Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно нравится вам лето? (летом можно купаться в реке, собирать ягоды, гулять в лесу)

Игра с мячом

Воспитатель:Предлагаю поиграть в интересную игру. Я буду бросать мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним нужную форму «летний». Например, день – летний день; погода – летняя погода; солнце – летнее солнце, настроение – летнее, платье – летнее, обувь – летняя.

Игра «Назови ласково»

Слайды

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел зеленый листочек.

- А давайте поиграем в игру «Назови ласково». На волшебном экране будут появляться картинки, назовите ласково то, что на них изображено (лист – листочек, гриб – грибочек)

- Нам пора отправляться дальше. Как вы думает, к какому времени года мы попадем? (осень).

- Правильно.

Слайды

«Встреча с осенью»

Воспитатель: Радостное время года – осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали. Наступила золотая осень (слайды с изображением осенних пейзажей)

Игра «Угадай: какое время года

- Посмотрите, какая золотая красивая осень к нам пришла. Наша гостья приготовила для нас вот такие картинки. Нужно угадать по этому изображению, – какое же здесь время года ( 3 -4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»)

- Правильно, молодцы. Как красиво в лесу, парке. Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы.

Давайте и мы покружимся, как осенние листочки.

Динамическая пауза «Осенние листочки»

(дети под музыку выполняют движения с листочками)

Мы – листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

- Пока мы играли, на смену осени пришло следующее время года. Какое?

Слайды

«Встреча с зимой»

Воспитатель: Послушайте стихотворениеи узнаете, о какомоно времени года :

«…Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов…»

- Вот и зима пожаловала (рассматривают картину с изображением зимы) со своими подарками.

- Ребята, посмотрите (слайды) : все кругом белым – бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки.

- Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Ребята, а вы знаете, как зиму за ее красоту люди ласково называют (зимушка – зима).

- Скажите, за что вы любите зиму? (Зима – волшебница приносит детям много радости: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках.)

Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. В лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи.

- Кто скажет мне, чем питается зимой зайчишка? (Зайчик гложет кору деревьев). А лиса? (ищет мышей и на зайцев нападает). Голодный волк рыщет по лесу. А медведь что делает? (спит в берлоге).

- А если вдруг кто-нибудь разбудит медведи, что он будет делать? Как называют такого медведя? Кто еще спит зимой?

- Правильно, давайте проведем гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Воспитатель: Ой, кто это к нам в гости пожаловал? Ну-ка отгадайте.

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая

В колкой одёжке

Ходит по дорожке.

Конечно, это ёжик.

Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.

Игра «Что когда бывает»

Воспитатель: Давай, ежик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.

Ё жик:

Летом земля покрыта травой, а зимой… (снегом)

Летом на деревьях листья, а зимой… (деревья голые)

Летом вода в реках тёплая, а зимой (речка покрыта льдом)

Летом день длинный, а зимой… (короткий)

Ё жик: Спасибо вам, ребята, до свидания.

Воспитатель: Наш ёжик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.

Игра «Составь пейзаж»

Воспитатель: Ребята, давайте подарок временам года составим для них пейзаж. А вы знаете, что такое пейзаж? Да, пейзаж – это картина о природе. Садитесь за стол и составьте свой пейзаж – зимний, весенний, летний или осенний. (Дети выбирают пейзаж).

Дети садятся за соответствующий стол и составляют пейзаж из различных элементов

- Как у вас красиво получилось! Молодцы! Оставьте ваши картины на столе, мы их сфотографируем на память нашим гостям.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Итог НОД:

- В какое время года мы с вами путешествовали?

- В какие игры играли?

- Что вам особенно понравилось в путешествии?

- Что было интересно?

- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Времена года приготовили для вас подарки – раскраски со своими приметами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые» Возраст : 5 - 7 лет (старшая, подготовительная группы). Дидактические задачи: -закреплять знания детей о насекомых; -группировать насекомых.

Развивающая игрушка — кукла-перевертыш «Времена года»Развивающая игрушка — кукла-перевертыш «Времена года» Кукла-перевертыш используется, как наглядный материал для ознакомления детей с временами года. Педагог, меняя кукле-перевертышу фартуки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по временам года»
Опубликовано: 18 января 2015 в 20:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по временам года»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Батырева (УИ 177294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД