Конспект НОД по ознакомлению детей с народными традициями и обычаями «Ой, вы, гости-господа»

Антонина Акимова
Конспект НОД по ознакомлению детей с народными традициями и обычаями «Ой, вы, гости-господа»

Конспект НОД

«Ой, вы гости – господа»

Знакомство детей с народными традициями и обычаями

Подготовительная группа

Подготовила и провела воспитатель

1 квалификационной категории

Акимова А. Н.

Задачи: расширять представление детей о народных обычаях и традициях приема гостей и поведения в гостях, о народном быте, об употреблении чая и истории самовара.

Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Оборудование: «Крестьянская изба», стол с лавками, самовары (жаровой, электрический, 2 баночки с чаем (черный, зеленый, чашки с блюдцами (на количество детей, угощения, чугунок с кашей, народные инструменты (щепки, шишки, ветки, угли, карта мира, маска «Самовара».

Ход НОД

I. Воспитатель: Скажите, ребята, вы любите ходить в гости? Часто ли вас приглашают? Сладко ли вас угощают?

— А как вести себя в гостях вы знаете?

— Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабе Дусе. У нее дома все устроено так, как было еще во времена ваших прабабушек, и мы узнаем, как жили тогда люди, как они встречали гостей.

II. Знакомство с домом бабы Дуси.

Вос.: Вот первая преграда. Мы с вами подошли к воротам дома бабы Дуси, но хозяйка еще не знает, что мы пришли. Что же нам делать?

Дети: Постучаться! Позвать ее.

Вос.: А как же мы ее позовем? Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ответы детей.

Дети стучали в ворота. Дома ли хозяюшка?

Вос.: Ребята, а вдруг она к нам не выйдет, ведь мы гости незваные.

Дети: Конечно, она к нам выйдет, ведь когда гости приходят, становится радостно, весело.

Вос.: И действительно, в давние времена любой человек мог, придя в чужую деревню, гостить в ней 3 дня. Гостю всегда были рады. Говорили: «Пошли Бог гостей и хозяин будет сытей», «Гость в дом, Бог в дом». Верили, что вместе с гостем в дом приходит счастливая доля. Это значит, как поведешь себя в гостях, такую долю (добрую или недобрую) оставишь в этом доме.

Вос.: А вот и сама хозяюшка к нам выходит.

Хозяйка: Кланяется гостям и говорит: «Нежданный гость у нас

лучше двух».

Здравствуйте, гости дорогие!

Вос.: Дети, баба Дуся с нами поздоровалась. Чего она нам пожелала?

Дети: Здоровье.

Вос.: Здоровье – самое дорогое, что есть у человека, вот почему это наиболее чистое приветствие. И мы с вами чтобы показать, что мы люди добрые, что хотим принести бабе Дусе в дом счастливую долю, должны пожелать хозяйке здоровья, счастья, богатств.

Дети: Здоровенько ли живете, все ли можете? Хозяюшка помогай вам Бог. Хлеб да соль.

Хозяйка: А откуда вы сами-то будете, гости дорогие? Из далеких волостей?

Дети представляют себя по имени и отчеству, а баба Дуся приветствуя каждого, кланяется, прижимая правую руку к сердцу и сопровождая поклон словами: «Права рука, лево сердце. Входите в дом, гости дорогие. Милости просим, гостите – жалуйте».

(Дети проходят через «ворота», останавливаются у порога «дома»).

Вос.: Вот еще одна преграда на нашем пути. Что это такое?

Дети: Порог.

Вос.: А кто знает загадку про порог?

Дети: «Маленький мальчик всем под ноги смотрит»

Вос.: Раньше через порог не здоровались. А коль засидится добрый молодец на пороге, в шутку говорили: «Не сиди Вань – от тебя все невесты убегут».

Перешагнем порог – в доме окажемся. Следует и здесь показать, что пришли мы сюда с добром и уважением.

Раньше, входя в дом, кланялись 3 раза:

1-й – иконам, которые освещают дом.

2-й – хозяину, что сидит за столом.

3-й хозяйке, что хлопочет у печи.

(Дети проходят по очереди в избу, кланяясь, как положено).

Вос.: Давайте посмотрим, как же жили люди в давние времена, как было у них дома)

Хозяйка: Проходите, садитесь. За постой деньги платят, а посиделки даром. Мальчики к красному углу: «красному гостю – красное место». Девочки – поближе к печи. «Кто на печи посидел, тот уже не гость, а свой».

(Дети садятся на лавки).

Вос.: Раньше говорили: «Каков гость, таково ему угощенье. А про какое угощенье говорится в загадке:

Черна, мала, крошка

Соберут немножко,

В воде поварят,

Ребята съедят?

Дети: Каша

Вос.: А какие каши бывают?

Из риса – какая?

из пшена —

из гречки —

из манки —

А какую кашу вы больше всего любите?

Ответы

Вос.: Каша была одним из основных кушаний на крестьянском стол, символизировалась, как богатство семьи.

«Щи да каша,

Пища наша».

Каждая каша по – своему хороша. Ее готовили и когда гостей встречали, и на праздники, на свадьбу, крестины, именины, Рождество.

Хозяйка: В деревне для гостей ничего не жалели.

«Что в печи – все на стол мечи».

(Пока накрывается стол)

Хочу и я вас угостить гостюшки-голубушки кашей из печи, пирогами, блинами и чаем.

Вос.: Раньше стол называли «Божья ладонь» или сердце матери. Но если стол как сердце матери, можно ли его обижать?

А что надо делать, чтобы его не обижать, а радовать?

Дети: За столом сидеть спокойно, не шуметь, не ссориться.

Вос.: Нельзя стучать по столу ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подает хозяйка и т. д.

Хозяйка приглашает гостей за стол.

Хозяйка: В России давным-давно придумали специальный прибор для кипячения воды. Отгадайте что это.

Загадка

Кто при царе в шапке сидит?

Дети: Самовар.

Хозяйка: А почему он так называется?

Дети: Самовар – сам варит, т. е. кипятит воду.

Хозяйка: А какие бывают самовары?

Дети: Жаровые и электрические.

Хозяйка: А чем топили жаровые самовары?

Дети: Щепками, ветками, шишками, углями.

Хозяйка: А из каких самоваров чаще всего пьют чай в наше время?

Дети: Из электрических.

Вос.: Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучше самовары?

Дети: В Туле.

Вос.: Самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого – ведь их делала мастера высокой квалификации. Русские самовары были известны и любили не только у нас на родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на международных выставках.

Хозяйка: Вы там интересно рассказали про самовар, за это вас угощу настоящим русским чаем из самовара.

Пока чай заваривается, я приглашаю вас водить хоровод вокруг «самовара».

Дети хором

Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может стал ты слишком стар?

Иль ты болен?

У тебя быть может жар?

Все стоишь да пыхтишь

Все никак не закипишь.

Самовар (ребятам)

Что вы, что вы!

Как не стыдно!

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь!

Как сейчас

Рас-кри-чусь!

Все во мне уже клохочет,

Все кипит… Кто чаю хочет!

Дети (хором)

Наливая, получай

Самый вкусный

Свежий чай.

Дети садятся за стол пить чай, вспоминая пословицы, поговорки о чае, самоваре.

Выпьешь чайку – забудешь тоску.

Самовар кипит – уходить не велит.

Чай попьешь – до 100 лет проживешь.

За чаем – не скучаем.

Если чай не попьешь, где силы берешь?

Печка-матушка, а самовар – батюшка.

Публикации по теме:

Консультация «Знакомство дошкольников с народными традициями и праздниками» 1. слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляем презентацию "Знакомство дошкольников с народными традициями и праздниками". 2. слайд.

Игровая программа для детей среднего дошкольного возраста «Ой вы, гости-господа»Игровая программа для детей среднего дошкольного возраста «Ой вы, гости-господа» Игровая программа для детей среднего дошкольного возраста по приобщению к русской народной культуре. «Ой, Вы, гости-господа!» Автор-составитель:.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с Коми народными музыкальными инструментами Музыкальные звуки в лесу Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с Коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Цель. Продолжать.

«Путешествие в прошлое». Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале .

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами «Русская душа» Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами:«Русская душа» Цели и задачи: Знакомство детей с русскими народными.

Конспект занятия в начальной школе «Ой вы, гости-господа. Знакомство с народным этикетом приёма гостей» Ой вы, гости господа. Цель: знакомство детей с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки «Каша из.

Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа» Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад №129 «Антошка» «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями.

Консультация для родителей «Ознакомление с традициями и обычаями посредством народных игр» «Ознакомление с традициями и обычаями через народные игры».Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх.

Лэпбук по ознакомлению с русскими народными праздниками, традициями и обычаями «Масленица»Лэпбук по ознакомлению с русскими народными праздниками, традициями и обычаями «Масленица» Масленица является не только ожидаемым и любимым в народе праздником, но и одним из самых долгих. Она считается старинным русским народным.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» Содержание: 1. Введение 2. Цель проекта 3. Задачи проекта 4. Вид проекта 5. Постановка проблемы. 6. Этапы проекта 7. Участники проекта.

Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению детей с народными традициями и обычаями «Ой, вы, гости-господа»
Опубликовано: 6 марта 2018 в 10:58
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Детский мастер-класс по ручному труду «Грибы на лесной полянке»
Детский мастер – класс ребята группы выполняли в смешанных техниках – работа с природным материалом плюс аппликация. Материал для выполнения мастер –...
Наш бизиборд «Сказочный город» (часть 1)
Современные дети так же, как в прежние времена любопытны и активны в познании окружающей их действительности. Но бывает, что родители ограничивают эту...