Токарева Любовь Витальевна
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Донской сувенир. Подкова на счастье»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация подковы-оберега)
Цель занятия:
Изготовить сувенир-оберег «Подкова на счастье».Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей.
Задачи:
- способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с цветной бумагой, составлению композиции из готовых деталей, развивать творческие способности;
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Донской сувенир, Подкова на счастье“» размещена в разделах
-способствовать развитию речи учащихся (обогащению словарного запаса); способствовать развитию сенсорики (развитие глазомера, ориентировка в пространстве, точность и тонкость размещения цветовой формы); способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, двигательной сноровки);
- воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, чувство коллективизма, толерантность; способствовать формированию и развитию самостоятельности; воспитывать уважение к работающему человеку. Формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, знакомить с историей, традициями, бытом и культурными ценностями донских казаков.
- знакомить детей с русским народным фольклором (поговорки, пословицы, игры, историей возникновения оберега подковы.
- закрепить на примере изготовленных оберегов понятия о семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
- воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
Для воспитателя :
Слайд-презентация Сувенир –оберег «Подкова»
Подкова лошади
Образец оберега
Картинка лошади
Для воспитанников :
Цветная бумага желтого цвета
Цветная бумага коричневого цвета
Цветная бумага зеленого цвета
Фломастер черного цвета
Клей ПВА.
Простой карандаш
Ножницы
Подковы (шаблоны) на каждого ребенка
Расширять словарный запас –мукосол, оберег, цокать, ковать, кузнец.
Предварительная работа. Педагог проводит занятие-беседу о лошадях, рассматривание изображений подсолнуха; разучивание пословиц, поговорок о лошадях, разучивание подвижных игр: «Конь-огонь», «Оживи стихотворение»
ХОД:
Дети сидят на стульчиках полукругом в музыкальном зале. Заходит Аксинья с корзинкой.
Воспитатель : Здорово ночевали!
Дети: Слава Богу!
Воспитатель : Дети вы меня узнали? Кто я? (казачка Аксинья)
Воспитатель : Я пришла к вам с непустыми руками. Посмотрите, какая у меня красивая корзинка. А в ней яблочки. Яблочки не простые, а с загадками. Вот послушайте одну.
Загадка:
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
/конь/
Воспитатель : Правильно. А что вы знаете о лошадях? Какую пользу они приносили казакам?
Дети:
Раньше лошадок запрягали в плуги, чтобы вспахивать с их помощью поля, на которые потом высаживали овощи и злаки. А так же запрягали в телеги, чтобы вывозить собранный урожай с поля. Лошади были средством передвижения. Казаки воевали на лошадях. А еще лошади дают нам ценное молоко, из которого готовят вкусный и целебный напиток – кумыс, его называют напитком богатырей.
Воспитатель : Конь всегда был рядом с человеком, оттого-то так много в народе придумано про лошадей пословиц и поговорок. Давайте и мы их вспомним (смотри приложение).
- Казак без коня, что воин без ружья (конь для казака - как часть вооружения)
- Казак сам не съест, а коня накормит (конь у казака - на первом месте)
- Конь казаку неизменный друг.
Воспитатель : Как люди ухаживали за лошадьми?
Дети: (кормили, поили, мыли, расчесывали гриву, купали, выгоняли на луга, строили для них конюшни, заготавливали для них корм, водили к ветеринару) А чтобы лошадь не мерзла в холода, хозяин надевал на нее попону (накидка из ткани).
Воспитатель : Молодцы, много знаете о лошадях. А я знаю интересную игру «Конь – огонь», давайте поиграем.
Игра:
У меня есть конь, этот конь – огонь!
Но но но но, но но но но!
Я скачу на нем, на коне своем!
Но но но но, но но но но!
Играющие стоят по кругу, один в центре (ведущий) с флажком. Ведущего можно выбрать с помощью считалки:
Тучи, тучи, тучи, тучи
Скачет конь большой, могучий,
Через горы скачет он,
Кто не верит – выйди вон!
Дети в кругу прыгают подскоками по кругу со словами: "У меня есть конь, этот конь-огонь!" Ведущий выполняет подскоки на месте. На слова: "Но-но-но-но, но-но-но-но!" Останавливаются на месте, делают движение согнутой ногой - конь бьет копытом. Ведущий делает тоже.
"Я скачу на нём, на коне своём. Дети движутся по кругу, бегом лошадки", ведущий противоходом в другую сторону. На слова: Но-но-но-но, но-но-но-но! - внешний круг остается, выполняет движение согнутой ногой. Ведущий продолжает движение. С окончанием слов он останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один играющий бежит в правую сторону, другой в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому удалось - водящий.
После трёх, четырё х повторений спрашиваю у детей:
Воспитатель : Ребята, вы топали и скакали как лошадки, а ножкам не больно?
Эксперимент:
Воспитатель : А теперь снимите с одной ножки тапочек и постучите посильней этой ножкой по полу.
- А теперь вашей ножке больно?
- Почему теперь стало больно ножке?
- Какой вывод можно сделать? Для чего нам нужна обувь?
(Обувь человека защищает от ударов и порезов)
- Как вы думаете, а лошадям больно ногам, когда они скачут? (ответы детей)
Воспитатель : У лошадей, когда они скачут по дорогам, стираются копыта, и они начинают хромать, чтобы помочь лошадям люди для них тоже придумали обувь.
Воспитатель : (показывает подкову) Что это?
- Обувь у лошадей называется подкова.
- Как вы думаете почему подкове дали такое название?
Дети: Потому что их кует кузнец, а потом одевает или по другому подковывает лошадь.
Воспитатель : А как называют мастерскую у кузница?
Дети: кузница
Воспитатель : Правильно. Молодцы!.У подковы есть еще назначение – оберег, от слова оберегать (проговаривание слово оберег хором)
- Почему же люди считают подкову оберегом?
Воспитатель демонстрирует на мультимедийном экране фрагменты презентации «Подкова на счастье». Показ сопровождается рассказом педагога.
1 слайд.
Оказывается в древней, древней стране жили цари – очень богатые люди, которые подковывали своих лошадей золотыми, серебряными подковами. Когда они ехали по улице, то за ними бежали люди. Если подкова отрывалась, то её тут же подбирали, потому что золото, серебро и даже простое железо было дорогим редким. Найдя такую подкову на дороге, её можно было с выгодой продать кузнецу мастеру или торговцу. Отсюда и поверье «Найти подкову у дороги и забрать её домой – к счастью»
Воспитатель : Как вы думаете, куда вешают подкову?
2 слайд.
Найденную подкову вешают на дверь. Зачем? И откуда пошла такая традиция?
По легенде в одну кузнецу явился человек с плохими намерениями в облике лошади и стал соблазнять кузнеца на черные дела. Но кузнец не поддался и более того, подковал его, чтоб помнил науку и более в кузню показываться не смел, на дверь повесил подкову. С тех пор стали люди вешать подковы на дверь своих домов, чтобы отпугнуть нечистую силу.
Воспитатель : Как правильно вешать подкову?
3 слайд.
Однако для того чтобы талисман действовал, его нужно правильно повесить.
Если повесить подкову "рожками" вверх, то она будет притягивать в ваш дом богатство, счастье и удачу. Считается, что в подкове, как в своеобразной чаше будет скапливаться положительная энергия с космоса.
4 слайд.
Подвешенная "рожками" вниз подкова действует как оберег - она охраняет дом от сглаза, негативной энергии, порчи. В таком доме никогда не будет ссор, а домочадцы, проходя под такой подковой будут становиться удачливей.
На Руси издревле знали такое правило: повесь подкову концами вниз — будет защита от зла, вверх — привлечешь в дом достаток.
4 слайд.
Только вот найди подкову в наше время не просто, и поэтому талисманами для дома служили сувениры-обереги, которые люди делали сами.
Делали их из соленого теста и называются они МУКОСОЛЫ, потому что делаются из муки и соли.
А также из дерева, металла…
И для нашего дома мы сделаем сами сувениры – обереги «Подкова на счастье».
Но прежде, чем преступить к работе мы с вами поиграем.
Игра «Оживи стихотворение».
Воспитатель читает детям стихотворение С. Я. Маршака «Подкова».
Не было гвоздя бы – подкова пропала,
Не было подковы – лошадь захромала,
Лошадь захромала – командир убит,
Конница разбита – армия бежит!
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя!
По прочтении стихотворения детям предлагается инсценировать движениями тела строчки стихотворения.
Воспитатель : А теперь, давайте пройдем к рабочим местам, и я вам расскажу из чего и как мы будем делать «подкову на счастье».
Воспитатель : У каждого на столе лежит заготовка подковы. И сейчас мы с вами украсим эти подковы цветками подсолнуха. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель : Правильно, потому что он очень красивый, яркий, полезный, еще называют солнечным цветком. И конечно этот цветок является символом Дона.
Показ способов работы.
Чтобы сделать лепестки подсолнуха, необходимо взять цветную бумагу желтого цвета, сложить её гармошкой (шириной с 3 пальца). Затем на гармошке рисуем лепесток, вырезаем. И у нас получается 5-6 лепестков. У лепестков загибаем края, чтобы получились объемными, и наклеиваем на подкову. Затем вырезаем круг коричневого цвета (сердцевина) и наклеиваем на подсолнух. На сердцевине рисуем сеточку черным фломастером. Подсолнух готов. Осталось добавить зеленые листочки, которые делаем таким же способом как и лепесточки.
Воспитатель : Ребята, давайте проговорим ещё раз последовательность нашей работы.
Помните, сначала нужно просто разложить на подкове свои детали, не приклеиваяя их. Посмотреть на свою композицию, и только после этого приклеить, пользуясь клеем ПВА.
Прежде чем приступить к работе разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Вдаль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Вот и кончилась игра
Подкову делать нам пора.
Ну что ж, можете приступить к творчеству.
Самостоятельная деятельность детей.
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ:
- Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий в целом;
- Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;
-Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся, давая им более посильное задание;
-Контроль за бережным, аккуратным отношением к деталям и самому изделию;
- Рациональное использование учебного времени учащихся.
Воспитатель :
Дети посмотрите, какие замечательные сувениры –обереги у нас получились. Какие красивые создали композиции, просто чудо! Вы молодцы! Мне было приятно с вами заниматься! спасибо за работу!
Воспитатель : Ребята, а как мы повесим нашу подкову для группы? (Дети предлагают свои варианты). Сейчас мы подкову повесим над дверью и произнесем слова, которые помогут прогнать от нашего порога все плохое, а впустить внутрь все самое хорошее».
Подкову на дверь прибиваем,
От всякой беды ограждаем,
Все плохое за порогом оставляем.
Воспитатель вешает свою подкову на веревочке над дверью.
Рефлексия:
Чем мы сегодня занимались?
Что нового узнали?
Понравилось вам занятие? И чем понравилось?