Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»

Надежда Морозова
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»

Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Лес. Такие разные деревья».

Задачи:

Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».

Развивающие: Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти, координация речи с движением.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Материал и оборудование: магнитная доска, предметные картинки (ель, сосна, кедр, лиственница, береза, рябина, клен, дуб; картинки - листочки и плоды этих деревьев; мяч, игрушка ежик.

Предварительная работа: Чтение рассказов О. Дмитриева «Что такое лес»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», стихов о природе, беседа о пользе леса; отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок; рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях; наблюдение за деревьями в природе; Дид/игры: «Один-много»; «Узнай дерево по листику»; «От какого дерева лист; П/игра: «Раз, два, три — к названному дереву беги».

Ход НОД:

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»

Организационный момент: Дети стоят в кругу. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, чему будет посвящено наше занятие:

«Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,

а нагрянет холод злой — снимет шубу с плеч долой?» (лес)

- Отправимся в лес на прогулку. Но не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! А какие в лесу могут чудеса? (ответы детей)

Когда ты идешь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей.

Другое — пчелою забралось в цветок, а третье — лягушкою скок в ручеек.

- Но как же мы попадем в лес, как можно до него добраться? (Дети высказывают варианты, как добраться до леса. В итоге с помощью воспитателя решают, что проще превратиться в кого-нибудь или что-нибудь.)

В облака мы превратимся, к лесу ближнему помчимся.

Чтоб увидеть с высоты деревья, травы и кусты.

(Покружились, покружились в облака все превратились.)

Основная часть. Путешествие в лес.

Мы идем в гости к ежику. Он нам расскажет много интересного. Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.

- Не шуми в лесу. - Не ломай ветки деревьев и кустарников. - Не разоряй гнезда птиц. - Не уноси домой детенышей животных. - Не разоряй муравейники. - Не рви в лесу и на лугу цветы. - Не загрязняй природу, забирай с собой мусор. - Не разводи костры под деревьями. Правильно ребята! Вы молодцы. А теперь поиграем.

Игра «Добавь словечко».

Встал стеною до небес перед нами чудо. (лес) Воспитатель: Что такое лес? Дети: Лес - это целый мир! В нем обитает множество растений и животных. В нем живут звери, птицы, насекомые. Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли? Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет. Воспитатель: Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого. (Дети сели за столы)

Воспитатель: - А теперь отгадайте загадку: Это дерево не елка. Хоть есть шишки и иголки. Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер? (Сосна.) У сосны не листочки, а самые длинные иголки. Иголки эти осенью не желтеют. У сосны медно-желтый ствол, и коричневые, плотные шишки на ветках. В створках шишек спрятала свои семечки сосна. Шишка сосновая круглая с вытянутым носиком, коричневая, корявая. Воспитатель: А как называется место, где растут сосны? (Сосновый бор.) А почему полезно гулять в сосновом бору? (ответы детей) Правильно, в нем чистый воздух, и в нем светло и просторно.

Загадка: Зимой и летом одним цветом? (Ель.) Воспитатель: У ели иголочки короткие, плоские и тоже осенью не желтеют. Ствол ели темно-серого цвета, а шишки овальные, коричневые с нежными чешуйками. И семена свои ель тоже прячет в шишках. - А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.) - А почему в ельнике так сыро и темно? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике. - И ель и сосна — это хвойные, вечно зеленые деревья.

Загадка: Есть у родственницы елки не колючие иголки, но в отличие от елки — опадают все иголки. (Лиственница.) - А чем отличается елка от лиственницы? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, иголки у елки круглый год, а у лиственницы поздней осенью желтеют и опадают.

Загадка: Мои мягки иголки — длиннее чем у елки. (Кедр.) - Лес, в котором растут одни кедры называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому очень высокое. - А чем отличается кедровая сосна от обычной? (Кедровые шишки можно употреблять в пищу.)

Воспитатель: Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин «С» в большом количестве.

Физкультминутка: «Деревья».

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивание - руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивание - руки вверх)

Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед- так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)

Ветер стих. Взошла луна, наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Загадка: Русская красавица стоит на поляне, в зеленой косынке, в белом сарафане. (Береза.) Воспитатель: У березы и на самом деле ствол белый, как сарафан, а форма кроны похожа на косынку. Это потому, что веточки березы тоненькие и свисают вниз. Листочки березы похожи на маленькие треугольники и осенью окрашиваются в желтый цвет. Плоды у березы сережки. Береза- одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе, как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли стихи.

- Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)

- Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок.)

Воспитатель: Это явление называется «сокодвижением». Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, высоких и взрослых. - Как вы думаете, после сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (Залепить смолой или пластилином.)

Загадка: Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы? (Рябина.) Воспитатель: Это дерево весной зеленое, а осенью его листья ярко-красные. Несколько листочков удлиненной формы расположены вдоль длинной ножки. У рябины, ярко-красные ягоды, а внутри тоже спряталось семечко.

Загадка: Сучки рогатые, плоды крылатые, а лист ладошкой, с длинной ножкой. (Клен.) Воспитатель: Лист и правда похож на детскую ладошку, с острыми краями, которые осенью становятся желто-красными, оранжевыми, и семена клена называются крылатками.

Загадка: стоит над кручей богатырь могучий: плечи раздвинул, руки раскинул. (Дуб.) Воспитатель: Дуб и правда самое большое и могучее дерево, и ветки свои он раскидывает в стороны, как руки. Листья дуба похожи на язык. До поздней осени дуб стоит зеленым, а осенью его листья окрашиваются в желто-красный цвет. Плоды у дуба желуди, внутри желудя находится семечко.

- Как называется лес, в котором растут береза, рябина, клен, дуб? (Лиственный лес.)

- Как называется лес, в котором растут ель, сосна, береза, клен, рябина? (Смешанный лес.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему деревья прячут свои семена? Дети: С помощью семян деревья размножаются, и если их не прятать, то птицы могут их склевать.

Игра: «С какой ветки эта детка?» (Предлагаю детям найти плоды каждого дерева и поместить рядом с нужным деревом, использую картинки.)

Воспитатель: Так в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет? Дети: Осенью.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)

Осенью солнце с каждым днем греет все меньше и меньше, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее, листочки мерзнут и меняют свой цвет. Какого цвета они становятся? Дети: Желтые, оранжевые, красные, коричневые.

Воспитатель: А как называется осенью явление природы, когда листочки опадают? (Листопад.)

- Какие листья были летом?

- Что с ними будет, когда зима придет?

Вот вам и чудо: из зеленых листья желтыми становятся, а потом багряными.

Игра: «Чей это листочек?» (с мячом) (Это листочек клена, он кленовый. Это листочек дуба, он дубовый. И т. д.)

Воспитатель: Пришло время возвращаться в группу

Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!

В облака мы превратимся, В детский сад скорей помчимся. (Покружились, покружились в облака все превратились.)

Итог занятия: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу)

О каких деревьях мы говорили? (хвойных, лиственных)

Чем отличаются эти деревья друг от друга? (формой листа, веток, размером, цветом коры, плодами)

У каких деревьев иголочки не желтеют?

Побеги какого лиственного дерева содержат витамин «С»?

На этом наше занятие закончилось. Мне было очень приятно с вами побеседовать!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе с использованием монотипии «Такие разные бабочки» Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования "Такие разные бабочки".

Конспект НОД по гендерному воспитанию «Мальчишки и девчонки — такие похожие и такие разные» Цель: Совершенствовать умение детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.

Конспект НОД по окружающему миру с использованием ТРИЗ в старшей группе «Такие разные фрукты»Конспект НОД по окружающему миру с использованием ТРИЗ в старшей группе «Такие разные фрукты» Тема: «Такие разные фрукты». Цель: систематизация знаний детей о фруктах. Задачи: Образовательные: Уточнение и активизация.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 15:58
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Воспитываем грамотного пешехода»
Система работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое...
Программа по краеведению «Юный патриот»
Пояснительная записка «Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину...
«Синичкин день — день встречи зимующих птиц» (фотоотчет)
Сегодня. 12 ноября отмечается Синичкин день ( или Зиновий-синичник. Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку...
Краеведение. Моя малая Родина.
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ с. Московского ПОПОВНИКОВА ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНА ПОПОВНИКОВ ГЕННАДИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПОПОВНИКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА Геннадий...
Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе....
ФЭМП Тема: Веселый счет Цель: развитие математических способностей воспитанников. Задачи: 1. Закрепить счет в пределах двадцати, в прямом и обратном...