Папки-передвижки

Конспект НОД по финансово-экономическому воспитанию дошкольников «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Акавова Джаминат
Конспект НОД по финансово-экономическому воспитанию дошкольников «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»

(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

по финансово – экономическому

воспитанию дошкольников

«Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Публикация «Конспект НОД по финансово-экономическому воспитанию дошкольников „Семейный бюджет, Доходы и расходы“» размещена в разделах

Подготовил воспитатель

Акавова Джаминат Темировна

г. Норильск, 2019 год

Цель: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально-предметному окружению.

Задачи:

образовательные - формировать у детей навык различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; познакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : пенсией, зарплатой, стипендией;

развивающие - развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; активизировать детей к деловой активности;

воспитательные - воспитывать чувство мер в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование и материалы: кукла Деточка – Монеточка (озвучивание с помощью записи голоса на мобильный телефон, иллюстрации, карточки-схемы, таблички «хочу», «надо» на каждого ребёнка, изображения банкира, врача, бабушки, дедушки, студентки, модель «семейный бюджет», сейф.

Методические приё мы: игровые, наглядные (использование иллюстраций, словесные (вопросы, создание проблемных ситуаций, индивидуальные ответы детей, практические.

Предварительная работа: родители и дети изготавливают карточки-схемы семейных затрат, знакомятся с пословицами о бережливости. (Для использования на занятиях и пополнения игровой копилки в уголке экономики).

Обогащение словаря: доходы, расходы, деньги, монеты, банкноты, финансы, экономика, бережливость, бюджет.

Ход.

Вводно - организационный этап:

В: Доброе утро, ребята!

Мы с Вами живем в большом коллективе, как дружная семья и через наши руки мы передаем друг другу тепло и хорошее настроение. Предлагаю всем взяться за руки и подарить друг другу самые ослепительные улыбки!

(Помощник воспитателя, вносит в группу куклу Деточку - Монеточку).

Мотивационно – побудительный этап:

В: Ребята, к нам в гости опять пришла Деточка – Монеточка! Здравствуй! Давно не виделись! Какую историю нам сегодня расскажешь?

Озвучивание куклы:

Загадаю вам загадку, и, сразу поймете, о чем рассказать хочу…

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Ответ детей (деньги, монеты).

В: Для чего нужны деньги? А что можно купить за деньги?

Ответы детей (питание, лечение, подарки, сладости, одежда, мебель и т. д.)

В: И что же хотела сказать нам Деточка – Монеточка этой загадкой?

Озвучивание куклы:

Ребятки, моя мама дала мне денежки и сказала: «Будь экономной, Деточка! Копи монеточки!» А, я сразу же купила вкусняшечек, заколочек и бантиков, игрушечек и фантиков! За раз все монеточки потратила, теперь даже маленькую конфетку купить не могу…. Может, правда, надо было экономить? Я ничего об этом не знаю…Помогите разобраться, пожалуйста.

Основной этап:

В: Да, уж…. Действительно, тебе нужна помощь! Присаживайся Деточка – Монеточка, на стул и слушай внимательно….

(воспитатель читает отрывок стихотворения)

Если денег накопить,

Можно многое купить:

Ездить можно на курорт,

Есть конфеты – первый сорт,

Можно кушать виноград!

Вечеринки для ребят

Можно делать каждый день

(если делать вам не лень!

Так что лучше экономить,

Чтобы все осуществить.

Экономика поможет

Деньги правильно копить.

В: Ребята, о чём это стихотворение? (ответы детей)

В: Что значит экономить? (ответы детей)

В: Деточка – Монеточка слышала от мамы слова об экономии! А, вы слышали от родителей такие слова? В каких случаях? (ответы детей)

В: Экономика – это наука! Без неё невозможно стать счастливым и помочь другим!

Что же означает это слово? (воспитатель подводит итог, что экономика – это ведение хозяйства по правила).

В: Сейчас я вас познакомлю с семьей Петровых. Однажды, они поступили точно так же, как наша Деточка – Монеточка! (иллюстрации членов семьи)

В: Как вы думаете, чем каждый из них занимается? (папа-банкир, мама-врач, дочка-студентка, бабушка и дедушка - пенсионеры).

В: Они трудятся, работают. За вой труд получают зарплату.

В: Что такое зарплата? (Ответы детей)

В: Всё верно, зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, неделю или за день.

В: Кто получает зарплату? За что они её получают? (вопросы на закрепление)

Папа и мама кладут деньги в сейф.

В: А кто скажет, что такое сейф? (Ответы детей)

(Воспитатель в смоделированный сейф кладет картинки на которых нарисованы деньги («игрушечные деньги)

В: Дети, но ведь в семье есть ещё бабушка и дедушка. Они уже не работаю, потому что они пожилые. Но бабушка и дедушка получают пенсию.

В: Что же такое пенсия? Пенсия – это тоже деньги, только пенсию платят пожилым людям, зато что они проработали много лет.

Бабушка и дедушка кладут деньги в сейф.

В: Есть еще сестра студентка. Она учится, получает в университете отличные оценки. И за свой труд получает стипендию, которую кладет в сейф.

(Воспитатель в смоделированный сейф кладет картинки на которых нарисованы деньги («игрушечные деньги) Сейф постепенно наполняется, и дети наглядно видят из чего состоит бюджет).

В: Денег стало больше или меньше? (Ответы детей)

В: В сейфе лежат деньги – это доход семьи, то есть– это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.

В: Но произошла с семьей Петровых такая история: собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Мама хотела купить новое платье, папа хотел купить новую машину, бабушке нужен был новый набор чашек, дедушка захотел новый телевизор. А сестра новый телефон. Решили они купить всё сразу и потратить все деньги.

Все накупив, пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, еды нет, бензина в машине тоже нет, и квитанции об оплате дома оплатить нечем.

В: Дети, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Что семья сделала не так?

Что им нужно было купить и оплатить в первую очередь? (Ответы детей)

В: Объясните мне, как вы понимаете расходовать деньги; расход бюджета?

(Ответы детей - расход-это удовлетворение потребностей человека.)

В: Предлагаю вам поиграть, посмотреть и подумать о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого?

(Детям раздаются карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, заправка автомобиля, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).

В: Представьте, что родители доверили вам распоряжаться семейным бюджетом.

(Дети выкладывают картинки.)

В: Объясните, почем именно так. (Дети защищают свой семейный бюджет и отстаивают вою точку зрения. Возможна дискуссия).

В: Как думаете вы экономично распорядились деньгами? Всё ли необходимое вы оплатили? (ответы детей)

Деточка – Монеточка, ты как думаешь, ребята правильно распределили бюджет?

Озвучивание куклы:

Многие дети сделали все верно! Молодцы! Если бы я знала историю Петровых раньше, тоже стала бы экономить!

В: Учись, Деточка – Монеточка правильно распоряжаться финансами! Дети, как думаете вы можете помочь своим родителям экономить?

Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?

В: Предлагаю отдохнуть и поискать клад.

Физкультурная минутка «Клад».

Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются и обнимают друг друга)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой, поднятие плеч)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

В: А как бы вы распорядились кладом? С кем поделились? (Ответы детей)

В: Ребята будем играть и отгадывать. Я вам загадку, а вы отгадку (дети стоят в кругу, воспитатель загадывает загадку и бросает мяч, ребёнок ловит и говорит отгадку).

Люди ходят на базар: там дешевле весь (Товар)

На товаре быть должна обязательно (Цена)

Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без (Рекламы)

Коль трудился круглый год, будет кругленьким. (Доход)

Приносить доходы стал в банке папин (Капитал)

И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату)

Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт (банкир)

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт (бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы)

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир)

В: Какие три вещи необходимо иметь людям? (Ответы детей)

В: Верно, пища, одежда, жильё.

Игра «Хочу и надо»

Сейчас я буду показывать вам товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по-вашему, мнению, походит для характеристики предмета как желаемого или необходимого.

Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.

(Карточки хочу/надо, изображения: Пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, сок, куртка, цветы, обувь, дом).

Дети отвечают и обосновывают свой выбор.

В: Теперь, когда вы родителей просите купить очередную игрушку или сладость, подумайте это вам необходимо <НАДО> или без этого можно обойтись <ХОЧУ>. И, ты, деточка, обязательно думай, прежде, чем тратить монеточки!

Обобщение:

В: Ребята, теперь вы знаете из чего состоит семейный бюджет? (Ответы детей) Запомнить экономическую науку вам помогут русские пословицы.

Копейка рубль бережет.

Доход не живет без хлопот.

Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

(Дети объясняют смысл).

Есть еще одна пословица у русского народа: БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но всегда помните, что главное богатство – это дружная, любящая семья, верная дружба и здоровье!

Озвучивание куклы:

Друзья мои, я стала еще умнее! Экономика – новое слово, которое мне очень нравится! Спасибо за поучительную историю! До встречи!

(Помощник воспитателя, уносит куклу Деточку - Монеточку).

Воспитатель предлагает детям организовать деятельность в Центре творчества (рисование желаемых или необходимых предметов) или в Центре игры (разыгрывание сюжетов, соответствующих теме НОД).

Публикации по теме:

Фотоотчёт о НОД в старшей группе «Играем в экономику: семейный бюджет»Фотоотчёт о НОД в старшей группе «Играем в экономику: семейный бюджет» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас в гости к Гному -Эконому. Отправились дети в путешествие и оказались в стране Экономики.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на апрель АПРЕЛЬ 1. Беседа «Что такое сберегательный банк» Цель. Дать дошкольникам понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на декабрь ДЕКАБРЬ 1. «Дороже – дешевле» Цель. Формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на февраль ФЕВРАЛЬ 1. Дидактическая игра «Товарный поезд» Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на январь ЯНВАРЬ 1. Дидактическая игра «Собери вместе» Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на май МАЙ 1. Предприятия нашего города Цель. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках нашего города: местонахождении,.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на март Использование разнообразных форм работы позволяет сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на ноябрь Представленный перспективный план будет полезен для воспитателей при планировании на НОЯБРЬ 1. Чтение рассказа «Лесная экономия» (детский.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на октябрь Лет двадцать назад выписывала популярный детский журнал "Миша" для своих деток. В этом журнале в доступной форме для детей раскрываются.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на сентябрь В старшем дошкольном возрасте немаловажное значение уделяется экономическому воспитанию дошкольников. В процессе экономического воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по финансово-экономическому воспитанию дошкольников «Семейный бюджет. Доходы и расходы»
Опубликовано: 19 января 2020 в 12:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД