Людмила Николаевна Ловягина
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Бабочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка»
по формированию целостной картины мира
по теме: «Бабочки»
Воспитатель
Ловягина Л. Н.
г. Кирсанов
2013-2014г.
Задачи:
- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях бабочек.
- Обучать приемам исследовательской деятельности при ознакомлении с бабочкой.
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира „Бабочки“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
- Обогащать словарный запас: пыль, нектар, чешуекрылые, развивать речь.
- Развивать зрительное восприятие, зрительные функции глаз: цветоразличие, контрастную чувствительность, остроту зрения.
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Оборудование: Презентация, маски бабочек, бабочки из бумаги разной толщины (калька, альбомная, картон, бабочки из коллекции, лупы, цветные силуэты бабочек и цветов на ковролине, картина с изображением капусты, мнемокарта (цикл развития бабочки, бумажная спираль, стаканчики с водой, графин, чайная ложка сахарного песка, цветы с пыльцой (тюльпаны).
Ход занятия
Педагог. Ребята, недавно мы ходили на экскурсию на луг. Кого Дима там поймал? Правильно, бабочку. Дима держал ее за крылья, показывал всем нам, мы ее рассматривали, трогали, любовались. Эту бабочку подержал в руках и Артём, и Настя в ладошки спрятала. А потом что мы сделали? Мы решили ее отпустить. Настя раскрыла ладошки, а бабочка не летит. Подбросила ее вверх, а она упала и беспомощно билась о землю. Что тогда мы сделали? Посадили бабочку в траву и ушли в садик. Почему же бабочка не улетела, когда мы ее выпустили? Сегодня на занятии мы об этом и узнаем, И еще узнаем много интересного о бабочках. Каких бабочек вы знаете?
Дети. Крапивница, павлиний глаз, голубянка, махаон, адмирал, лимонница, капустница.
Педагог. Почему их так назвали, вы сейчас узнаете, девочки подготовили сюрприз.
девочки в масках бабочек инсценируют рассказ Н. Романова «Крапивница и Аимонница».
Первая девочка. Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву — аппетит. Я — Крапивница.
Вторая девочка. А у меня на капусту аппетит. Я — Капустница! Просто все и понятно.
Третья девочка. А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам этого не понять.
Педагог. Бабочек называют не только за то, где они живут, что едят, но и просто за красоту. А откуда же появляются бабочки? Сейчас вы это узнаете. Бабочки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Летом, когда тепло, бабочки откладывают яйца. Как вы думаете, куда бабочки откладывают яйца?
Дети. На листок, на растение, в почву.
Педагог. А белянка-капустница откладывает яйца в капусту Может, кто-нибудь знает, кто из них вылупится? (Ответы детей.) Да, из них выйдут личинки-гусеницы. Они очень прожорливые, только и делают, что едят и растут, едят и растут. Что гусеницы едят?
Дети. Они грызут листья, стебли растений, поедают сочные плоды.
Педагог. Да, правильно, Белянка- капустница — это огородный вредитель. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста, останетесь без урожая. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Сами бабочки безвредные. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной, нить застывает, и гусеница превращается в куколку. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения. Потом зашеве-лится вдруг неподвижная куколка, лопнет — и появится бабочка, расправит крылья и полетит. Кто расскажет, как появляется бабочка?
Ребенок рассказывает с помощью мнемокарты. Педагог показывает слайды презентации.
Педагог. Больше всего бывает бабочек в начале лета. В какую погоду можно увидеть бабочек? (Ответы детей.) Да, правильно, бабочки летают в солнечную, теплую погоду. Бабочки летают на лугу и от них появляется тень, Найдите тень каждой бабоч-ки, подберите черный силуэт к контуру. (Дети выполняют.)
Почему вы смогли быстро и правильно найти тени бабочек? Потому что у них разной формы крылья.
Физминутка с музыкальным сопровождением
Дети имитируют движения бабочек согласно тексту.
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется — Бабочка кружит и вьется.
Педагог. В каких бабочек вы превратились? (Ответы детей.)
А на что похожи бабочки?
Дети. Бабочки похожи на летающие цветы.
Педагог. Почему?
Дети. Бабочки и цветы разноцветные.
Педагог. Для чего нужна окраска бабочкам?
Дети. Маскироваться.
Педагог. На этой поляне бабочки спрятались в траве, но они заметны. Посадите бабочек так, чтобы они были почти не заметны. (Работа на фланелеграфе.)
Я бабочка-красавица,
Похожа на цветок.
Когда за мною гонятся,
Лечу я на лужок.
От врагов спасаюсь —
В цветочек превращаюсь.
Зачем еще садятся бабочки на цветы?
Дети. Бабочки пьют сладкий цветочный нектар, сок растений. Это их пища.
Педагог. Они достают нектар хоботком — длинным, тонким, изогнутым. Это их рот. В полете хоботок свернут спиралью. Когда надо пить нектар, бабочка раскручивает его и опускает в цветок, а потом опять сворачивает в спираль (показывает бумажную спираль и слайды). А еще бабочка переносит пыльцу на своих лапках с цветка на цветок, опыляет цветы, чтобы появились и выросли новые растения. Давайте рассмотрим пыльцу) цветка. (Дети рассматривают вместе с педагогом пыльцу цветов с помощью лупы.)
Гимнастика для глаз
Бабочка легко летит (Дети следят за движениями бабочки вверх-вниз.)
И усами шевелит, (Вправо-влево.)
(лазками моргает (Моргают 30 секунд.)
Нектар собирает. (Закрывают и открывают широко глаза (5—6 раз).
Педагог. У бабочек очень сильно развиты вкусовые ощущения. Проведем опыт. В одном стакане вода простая, а в другом мы растворим чайную ложку сахара. Угадаете, почувствуете, где сладкая вода? Не может человек это узнать. А бабочка сразу при-летит на сладкую водичку, для нее она сладкая-пресладкая, а чувствует она вкус лапками. А еще бабочки очень хорошо чувствуют запахи. Нос у них на усиках. Бабочка, которая летает возле дома, где вы живете, по запаху сразу найдет свою бабочку, которая летает возле детского сада. А ведь многие из вас на автобусе, машине добираются до садика, так как далеко живут. Представляете, на каком большом рассто-янии бабочки чувствуют запахи! Вот какие удивительные бабочки! А сколько крыльев у бабочки?
Дети. Четыре.
Педагог. Да. Два больших передних крыла и поменьше два задних крыла. Зачем нужны крылья? (Ответы детей.)
Эксперимент.
На столе лежат бабочки из бумаги разной толщины.
Педагог. Давайте запустим бабочек и посмотрим, какая бабочка легкая. Чья бабочка красивее всех полетит. (Выполняют.) Вот видите, бабочка с тонкими крыльями легче всех. Крылья у бабочек легкие, хрупкие, поэтому легко повреждаются. Они имеют красивую, яркую окраску. Это потому что на крылышках есть мелкая пыльца, которая разрисовывает крылья удивительным узором. Им можно любоваться без конца. Я попросила у знакомого бабочек из коллекции, чтобы мы могли рассмотреть пыльцу. Давайте рассмотрим пыльцу через лупу. (Выполняют.) Пыльца — это особые чешуйки, поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Повторим хором это слово. (выполняют.) Пыльца стирается даже при легком прикосновении. Если бабочка побывает в руках у людей, что пучится? Крылья станут прозрачными как стекло, бабочка уже не сможет летать и, значит, жить.
Теперь скажите, так почему же пойманная бабочка не улетела, когда ее выпустили? (Ответы детей.) Да, крышки обтрепались, может, даже поломались, с них слетела пыльца, а без нее бабочка не может летать.
Итог занятия:
Педагог. Давайте посмотрим на все выводы и вспомним, что мы узнали о бабочках. (Ответы детей.)
В конце занятия педагог показывал слайды с изображением разных бабочек и рассказывает о них — о самых маленьких, с ноготок мизинчика, и самой большой — как большой бант на голове девочки.
Используемая литература:
1. Венгер A. A., яченко О. М. Игры упражнения по развитию умственных способностей для детей дошкольного возраста. — М. : Просвещение.
2. Всё обо всем: Энциклопедия для детей. — М. : 1999.
3. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей: Чудо — всюду: Мир животных и растений. — Ярославль: Академия развития, 2000.
4. Шорыгша Т. А. Насекомые, какие они? — М., 2001.
5. Дошкольная педагогика №4 май 2010.