Папки-передвижки

Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию речи «Прогулка в осенний лес»

Надежда Цишковская
Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию речи «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по формированию

лексико-грамматических средств языка

для детей с ФФН старшего дошкольного возраста

на тему «Прогулка в осенний лес»

Составила и провела

Цишковская Н. П.

учитель – логопед МКДОУ

«ЦРР –детский сад №17»

г. Михайловск, 2015

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.

Вид: речевое развитие.

Раздел: лексико-грамматические средства

Публикация «Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию речи „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах

Форма проведения : игра - путешествие

Программное содержание :

1. Закрепить умения:

–согласовывать существительные с числительными и прилагательными;

-образовывать относительные и притяжательные прилагательные;

-образовывать и употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных;

- употреблять в речи существительные множественного числа И. п., Р. п., Т. п.

-составлять предложения с заданными предлогами;

- строить схемы предложений.

2. Закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение, ударение.

3. Развиватьнаблюдательность, мыслительную активность,

умение действовать в соответствии с инструкцией.

4. Воспитывать умение работать сообща, достигая общего результата.

Методические приемы:

моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; упражнения на логическое мышление; использование дидактических пособий и наглядного материала; физминутка.

Оборудование:

Интерактивная доска. Оформление зала : деревья, ёлки, пенёк, кустики, солнце, туча, корзинка, игрушка - ёжик. Маски и костюмы; разноцветные кубики с карманами; корзинка с подарками; синие прямоугольники для схемы предложения; картинки односложных слов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед - Здравствуйте, дети. Посмотрите, какое у меня красивое платье!

Я сегодня буду ОСЕНЬ. Хотите со мной поиграть?

Дети – Хотим

Логопед – Выбирайте маски и костюмы (дети одеваются)

- А теперь скажите, кто вы и какие?

Дети: – Я - холодный, сильный ветер.

- Я - мелкий, холодный дождик.

- Я - сухой осенний листок.

- Я - тусклое осеннее солнце.

- Я - съедобный лесной грибок.

- Я - пушистая рыжая белка.

Постановка цели.

Логопед – Давайте отправимся в осенний лес. Он полон загадок и чудес.

Там живет Гриб-лесовик. Он спрятал задания. Если мы их найдем и выполним, он нас наградит.

Дети:- Давайте.

2. Основная часть.

Дети выходят на полянку. На ней деревья, ёлки, пенёк, кустики, солнце, дождь,

туча и т. д.

Логопед – Гриб-лесовик оставил нам подсказки (на интерактивной доске высвечивается схема предлога ПОД и ёлочка).

- Ветер-ветерок, помоги-ка нам дружок. Прочитай схему и принеси 1-ое задание.

Ребенок-ветерок находит под ёлкой корзинку с картинками. Дети берут картинки: орехи, грибы, ягоды, шишки, желуди, листья.

Дидактическая игра «Волшебная корзинка»

Логопед–А теперь ответьте четко, предложением.

- Что каждый из вас собрал в свою корзинку?

Дети – Я собрал орехи. И т. д.

Логопед –Чего много в корзинке?

Дети– В корзинке много грибов.

- много шишек,

- много ягод и т. д.

Логопед – С чем твоя корзина?

Дети – Моя корзина с листьями. --- с ягодами, ---с грибами и т. д.

Логопед – Молодцы, ребята, пойдемте дальше.

Дети идут по лесной полянке, на интерактивной доске высвечивается схема предлога ЗА и пенёк.

Логопед – Ну-ка грибочек осенний принеси нам следующее задание. Ребенок приносит кубик, спрятанный за пеньком, на гранях которого картинки грибов.

- Давайте сосчитаем грибы.

Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

Дети передают друг другу кубик и считают грибы.

- Один боровик, 2 боровика, 3…4…. 5 боровиков.

Так же считают подосиновики, мухоморы и т. д.

Логопед – Хорошо справились.

- Наша белка прыг да скок.

Принеси-ка нам, дружок,

Следующее задание.

На интерактивной доске высвечивается схема предлога НА и дерево.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Девочка-белочка приносит конверт с картинками животных, который спрятан на дереве.

Дети берут по 1 картинке и называют зверей ласково.

Дети – Рыженькая лисичка.

- Беленький зайчик.

- Пушистенькая белочка. И т. д.

Логопед – А теперь вспомните их детенышей и скажите, с кем живет каждое животное.

Дидактическая игра «Кто с кем живет».

На интерактивной доске появляются картинки животных с детенышами.

Дети – Медведь с медвежатами живет в берлоге.

- Белка с бельчатами живет в дупле. И т. д.

Логопед – Посмотрите, звери играют с вами в прядки. Они спрятались в кустах.

На интерактивной доске появляются картинки, где из-за кустов видны уши и хвосты диких животных.

Логопед – Назовите, чьи хвосты и уши видны из кустов.

Дети – Заячий хвост, заячьи уши.

- Медвежий хвост, медвежьи уши. И т. д.

Логопед – Молодцы ребята. Двигаемся дальше.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

Логопед – Вот березовый листочек. Найди, листочек, следующее задание.

На интерактивной доске высвечивается схема предлога МЕЖДУ и картинка кустов.

Ребенок-листок выносит ёжика, который сидит между кустами. У него листочки.

Логопед – Возьмите одинаковые листочки. Ответьте, с какого дерева они упали?

Какие они?

Дети берут листочки и отвечают:

- Листочки упали с дуба. Это дубовые листочки.

- Листочки упали с клена. Это кленовые листочки. И т. д.

Физминутка

Логопед – А теперь давайте потанцуем с листочками.

Дети произносят слова физминутки и выполняют движения с листочками:

- Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Предложно-падежные упражнения

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Логопед – А следующее задание спрятано…. на интерактивной доске высвечивается схема предлога НА и картинка пенька. – Дождик, неси следующее задание.

Ребенок-дождик приносит конверт, который лежит на пеньке. В нем схемы предлогов.

На интерактивной доске появляются картинка «Звери на лесной полянке».

Логопед – Составьте предложения по картинке с вашими предлогами.

Дети– Заяц выглядывает из-за кустов.

- Ёжик спит под ёлкой.

- Сова сидит на ветке. И т. д.

Логопед– Хорошо справились, молодцы.

А вот и последнее задание. На интерактивной доске высвечивается схема предлога

ИЗ-ЗА и картинка тучки.

Логопед – Солнышко осеннее светит, но не греет.

Принеси нам, солнышко, задание поскорее.

Девочка-солнышко берет конверт из-за тучки. В нем условные обозначения для схемы предложений.

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Логопед – Я буду говорить предложения, а вы по очереди выкладывать на столе схемы предложений.

Наступила осень.

Дует холодный ветер.

Моросит мелкий дождь.

На дорогах лужи.

Птицы улетают на юг.

В лесу выросли грибы.

Логопед – У нас получился рассказ об осени. Давайте еще раз расскажем его вместе.

Дети по цепочке рассказывают рассказ.

Логопед – Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

3. Итог занятия

Логопед – А вот и хозяин леса Гриб-лесовик. Входит ребенок в костюме Гриба-лесовика.

Гриб-лесовик - Ребята, вы большие молодцы. Все мои задания выполнили, все загадки отгадали. За это я дарю вам на память дары леса (шишки, желуди, орехи)

Дети – Спасибо. До свидания.

Логопед – Вот мы опять в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Мне очень понравилось путешествовать с вами. Подумайте, куда вы бы хотели отправиться в следующий раз!

Публикации по теме:

Презентация к логопедическому занятию «Незнайка в стране транспорта» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Безопасность» по формированию лексико.

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию речи «Прогулка в осенний лес»
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 11:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию речи «Прогулка в осенний лес»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Цишковская (УИ 318999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД