Юлия Моисеенко
Конспект НОД по окружающему миру с использованием ТРИЗ в старшей группе «Такие разные фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Такие разные фрукты».
Цель: систематизация знаний детей о фруктах.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме;
Расширение и уточнение представлений, знаний о фруктах;
Закрепление в речи обобщающего понятия фрукты;
Учить детей задавать вопросы, используя «Сенсорный ящик» (ТРИЗ).
Развивающие:
Способствовать развитию связной речи;
Развивать внимание и память, логическое мышление;
Развивать общую и мелкую моторику;
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру с использованием ТРИЗ в старшей группе „Такие разные фрукты“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать слухоречевую память.
Развивать умение переключать внимание.
Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.
Воспитательные:
Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем;
Воспитывать уважительное отношение к профессии садовника.
Материал и оборудование: картинки фруктов, фрукты (лимон, банан); лакмусовая бумага, пипетка, крышечки и стаканчики; бумажные салфетки; «Сенсорный ящик», халаты и шпочки ученых.
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций с изображением фруктов, отгадывание загадок, использование ТРИЗ, исследовательская деятельность.
Ход НОД:
I. Вводная часть. Организационный этап
Воспитатель обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг друзей (дети встают в круг).
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вы улыбнулись друг другу.
И я вам улыбнулась.
От наших улыбок стало радостнее и теплее.
Воспитатель: А когда человек улыбается и у него хорошее настроение, значит этот человек - здоров. Ребята, как вы видите, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте вместе с вами поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стуле сидит Ёжик и держит конверт). Ёжик что – то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем.
II. Основная часть
1) Актуализация знаний
-Ребята, наш лесной гость предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (Дети стоят полукругом и смотрят на доску)
1. Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
2. С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (апельсин)
3. Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (груша)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
- Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, грушу? (фрукты).
- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).
- Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)
- Где растут фруктовые деревья? (в саду)
- Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
- Молодцы!
- Сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень). А мы побываем в саду где всегда бывает лето.
-Ребята, давайте пригласим с собой в путешествие ёжика?
- Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.
- Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на стулья. (стулья на ковре).
Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)
- Какие фрукты растут на яблоне, груше, вишне, сливе и т. д.?
- Молодцы!
2) Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.
Воспитатель: Дети, скажите, чтобы на фруктовых деревьях выросли спелые, и сочные плоды, что необходимо деревьям? (Ответы детей)
-Правильно, деревьям необходимы солнце, вода, хорошая земля.
-Кто ухаживает за деревьями в саду? (Ответы детей: люди, садовник, человек.)
-Что делает садовник? (Ответы детей.) Для наглядности на доску прикрепляется фруктовое дерево, солнце, лейка, садовник, земля.
Воспитатель дополняет ответы: Обрезает старые засохшие ветки, опрыскивает деревья от различных насекомых-вредителей, поливает фруктовые деревья в засушливое лето, вносит удобрения в почву, рыхлит землю и если нужно, лечит стволы у деревьев. Чем лучше человек будет ухаживать за деревьями, тем богаче будет урожай фруктов.
Воспитатель: Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.)
-Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд. (варенье, компот, сок, повидло).
3) Пальчиковая гимнастика «Варим компот».
Воспитатель: Приготовьте ваши руки – мы будем «варить компот».
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).
4) Игровая деятельность
Воспитатель: Ребята, ёжик мне на ушко шепнул, что хочет узнать, почему одни фрукты портятся быстро, а другие нет. А вы хотите это узнать? (да)
-Ёжик приготовил для вас один интересный опыт, но что за фрукт мы будем исследовать вы узнаете из одной игры.
Включение элемента ТРИЗ «Сенсорный ящик»
-У меня в руках один необычный ящик, в котором спрятан фрукт. Что за фрукт вы узнаете, если будете задавать мне вопросы. Вам помогут картинки-подсказки на сторонах ящика.
(Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика). Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)
Какого он цвета? (он желтый)
Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)
Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)
Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (да)
Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)
Вкус: Это съедобный предмет? (да)
Какой он на вкус? (он кислый)
Воспитатель: Вы практически догадались. Теперь нужно обобщить все ответы и получится правильный результат.
Дети: Это фрукт желтого цвета, овальной формы, среднего размера. У него есть кожица, мякоть, семечки, дольки. Он шероховатый на ощупь, имеет кисловатый запах и вкус. Это лимон.
Воспитатель: Совершенно верно! Это лимон!
5) Исследовательская деятельность
Цель – установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?
Воспитатель: Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. Они похожи тем, что у них есть мякоть, кожура. Назовите их. (Мандарин, апельсин, банан)
Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.
Воспитатель: Несколько дней назад мы с вами рассматривали эти фрукты: банан и лимон. Они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Но для этого мы должны превратиться в ученых. (предлагаю ребятам надеть шапочки и халаты ученых и произгнести волшебные слова:
Раз, два, три-повернись,
И в ученых превратись)
Они как-то изменились? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.
И что мы видим? Лимон не испортился совсем, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)
Воспитатель: Хотите узнать, почему так получилось?
-У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим.
(Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.
Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона и банана (в марле мякоть).)
Воспитатель: Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)
Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где? (В банане.)
Так, почему банан испортился быстрее лимона? (ответы детей, правильно, потому, что он сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)
Воспитатель: Вы у меня самые умные! Ёжик говорит, что вы сегодня замечательно поработали.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что ещё хотите узнать о фруктах? (Ответы и вопросы детей.)