Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Свойства веществ» (старшая группа)

Мария Александрова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Свойства веществ» (старшая группа)

Цель: формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ; развивать экологическое сознание; развивать способность к преобразованию.

Материал: посылка с деревянными палочками, мелом, пластилином, с пакетом льда, бутылкой с водой; стаканы стакан, кубик.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, к нам в садик пришла посылка? Посмотрите, в какой она красивой коробке? Давайте посмотрим от кого? (Детям старшей группы от Буратино).

Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме „Свойства веществ“ (старшая группа)» размещена в разделах

Воспитатель. Хотите посмотреть, что же там внутри? (Открывают, лежит записка: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, что это за предметы и что можно с ними делать?». А также в посылке лежат палочки деревянные, мел, лед, вода в бутылке, пластилин.).

Воспитатель. Ну, что ребята, поможем Буратино? (Ответы детей.).

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, что же лежит у нас в первом пакете. (Палочки.). Их можно потрогать, можно постучать ими. А какие они? (Деревянные.). Что можно делать с этими палочками? (Рисовать на песке, построить домик и т.  д.). Педагог нечаянно ломает палочку. Предлагает детям тоже сломать ее. Сколько палочек теперь стало у нас? (Две.). А что же нужно сделать, чтобы опять стала одна палочка? (Соединить.). Попробуем соединить. (Не получается.). Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя. Хорошо.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что находится в следующем пакете. Что лежит у нас здесь? (Мел.). Возьмем каждый по кусочку мела. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.). Для чего нужен мел? (Мелом пишут в школе на доске, на улице на асфальте.). А давайте попробуем сломать этот кусок мела? (Дети ломают мел.). Был один кусочек, а стало.? (Два.). Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один. Дети пытаются соединить кусочки мела.

Воспитатель. Ну что? Не получается? (Не получается.). А теперь подумайте и скажите мне, пожалуйста: деревянная палочка, и мел — что у них общего? (Они твердые.). Правильно, и палочка, и мел — твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку — машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым — вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек, то дерево уже не будет целым — оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты — если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.

Воспитатель. Ребята, что же лежит в третьем пакете. Что это такое? (Лед.). Хотите потрогать его? Какой он? (Холодный, твердый, гладкий, скользкий). А что можно делать с льдом? (Кататься на коньках, можно делать ледяные постройки, можно охлаждать что-то холодное — коктейли, соки, например). Ребята, давайте попробуем сломать кусочек льда. (Пересыпают кусочки льда в тазик, ломают при помощи молотка.). Что случилось с льдом? (Он раскололся.). А попробуем его соединить в целое? (Дети берут два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.). Получается? (Нет.). Почему? (Лед твердый.). Что мы сделали? (Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.). Кусочек льда был целый, мы его сломали и снова сделать ее целой нельзя. Молодцы.

Воспитатель. Прежде чем открыть следующий пакет, давайте с вами немножечко поиграем и отдохнем. Пройдемте на ковер.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше подтянитесь

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернитесь

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали. (Дети выполняют действия, в соответствии со словами).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а что это у нас? (Вода в бутылке.). Скажите, пожалуйста, вода какая? (Чистая, холодная, питьевая, морская и т.  д.). А для чего нужна вода? (Пить, в ней живут рыбы, поливать цветы и т.  д.). Воспитатель дает каждому ребенку по два пустых стакана, в один наливает воду из бутылки и предлагает: «Сломайте» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два «кусочка» воды».

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель. У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделаем одну. (Дети переливают воду обратно в один стакан).

Воспитатель. Очень хорошо. Что мы сделали с водой? (Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода.). Что мы можем сказать о воде? (Воду можно «сломать» и сделать опять целой.). А почему? (Потому, что вода не твердая, а … жидкая.). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю. Давайте всю воду нальем в этот тазик. (Наливают в тазик.).

Воспитатель. А что же положил Буратино в последний пакет? Посмотрим? (Пластилин.). Пластилин какой? (Твердый.). Для чего нужен пластилин? (Лепить.). Давайте помнем его пальцем вот так. (Показывает, как надо разминать пластилин.). А теперь пластилин твердый? (Нет.). А какой он? (Мягкий.). Теперь сделайте с пластилином тоже самое, что и с палочкой, и с кусочком мела. (Разделим его на две половинки.). Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (Два.). Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.). Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Воспитатель выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.

Воспитатель. Давайте проверим — сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек. Получается, ребята? (Да, получается.). Что у нас было? (Было два кусочка пластилина, а стал опять один.). А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно? (Потому что пластилин мягкий.). Пластилин сразу был мягким? Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали.). Правильно, пластилин в тепле становится мягким и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

Воспитатель. Ребята, благодаря Буратино мы многое узнали? А что мы узнали? (Мы узнали о твердых и жидких предметах. Твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе.).

Воспитатель. А еще воду можно наливать куда угодно — в стакан или в блюдце, в тарелку — вода очень легко изменяется. Наберем воду в стакан. (Вода приняла форму стакана.). Наберем в ладошку, вода овальная в ладошке (наливает воду в ладонь). А в тазике вода квадратная (демонстрирует воду в квадратном тазике). Можно переливать из одного стакана в другой, можно при помощи трубочек или при помощи пипетки. Попробуем?

А после сна мы с вами напишем ответ Буратино. Расскажем ему, что мы узнали о твердых и жидких предметах.

Использованные ресурсы:

1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. /Веракса Н. Е., Галимов О. Р. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебные свойства магнита» Задачи: Образовательные: Сформировать представление о свойствах магнита. Познакомить с физическим свойством «магнетизмом». Продолжать учить.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «К бабушке в деревню» (младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 Конспект Непрерывной образовательной.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго - Северной муниципального образования.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Интеграция образовательных областей:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности вторая младшая группа «Освобождение бусинок из ледяного плена» Программное содержание Воспитывать аккуратность в работе,желание помогать другим. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух и его свойства» Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух и его свойства» Цель:Начать формирование представление.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Снежок» Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности «Снежок» Цель: Дать представление о свойствах снега (тает в руках, холодный,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства магнита» Продолжение темы:«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».Поговорим оМАГНИТЕ II.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойства снега и льда» Интеграция областей: познание, развитие речи. Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами снега и льда (по прочности, по.

НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воды» Программное содержание. Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами воды. Коррекционные задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Свойства веществ» (старшая группа)
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 19:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД