Наталья Харченко
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности «Где можно найти воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать знания детей о воздухе и его свойствах.
Задачи: расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения; активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; развивать умение делать выводы.
Воспитывать интерес к окружающей жизни.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности „Где можно найти воздух“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Предварительная работа: игры с воздухом «Поддувалочка», надувание воздушных шаров, чтение литературных произведений, изготовление вееров.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование:
Оборудование: магнитофон, стол
Демонстрационный материал: большой прозрачный полиэтиленовый пакет, разнос, кофе, апельсин, чеснок, кусок резины, резиновая уточка, таз с водой, пластиковая бутылочка из под воды.
Раздаточный материал: маленькие прозрачные полиэтиленовые пакеты. Колпачки от фломастеров, трубочки, воздушные шарики. Всё на каждого ребенка.
1. Вводная часть. (2 минуты)
а) приветствие детей
б) чтение загадок о воздухе
2. Основная часть. (20минут)
а) сюрпризный момент
б) беседа «Где можно найти воздух»
в) физическая минутка
г) исследовательская деятельность
3. Заключительная часть. (3 минуты)
а) обобщение воспитателя
б) подведение итогов занятия, рефлексия.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? А что, будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка: Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, где его можно найти и какими свойствами он обладает. Послушайте стихотворение
Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой? (Андреева-Доглядная Марина)
Воспитатель: Ребята, вы, конечно, догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим. Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям, т. е. всему живому. Какими свойствами обладает воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Из всех сокровищ мира для нас самое бесценное – воздух, которым мы дышим.
Человек может прожить без еды и воды несколько дней, а вот без воздуха и нескольких минут не проживет. Человек непрерывно дышит. Он делает это постоянно, как наяву, так и во сне.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, где узнаем много интересного про воздух. Дети, а кто знает, какие правила есть при посещении лаборатории?
Ответы детей. (Двигаться аккуратно, не мешать друг другу, соблюдать тишину).
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха?
Ответы детей. ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Воспитатель: А теперь посмотрите на руку. Вы видите свою руку? Ответы детей. (видим)
Воспитатель: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
Ответы детей. (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный
Опыт № 2 (Воздух может переносить запахи)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Сейчас мы это проверим. Проходите на ковер. (Дети встают полукругом). Вдохните глоток воздуха. Чем пахнет воздух? (ответы детей). А теперь закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать кофе, апельсин, чеснок).
Какой из этого можно сделать вывод? Почему мы чувствуем запахи? (ответы детей)
Вывод: Воздух переносит запахи.
Физическая минутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт № 3 (Слышим воздух)
Воспитатель: Мы можем слышать воздух? (ответы детей).
Можем, если подуть в баночку, трубочку, колпачки от фломастера, или сдуть шарик.
Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух?
Ответы детей. (Нам помогли баночки, колпачки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Опыт № 4 (Имеет ли воздух вес)
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим вводу резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Ответы детей
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какими же свойствами обладает воздух? Какой опыт вам понравился больше?
Ответы детей.
Опыт № 5 (Может ли воздух двигать предметы)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером, а вы скажите воздух какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый воздух)
Как вы думаете, где бывает теплый воздух? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали, что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто?
Послушайте загадку:
Я осинку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, Он может раскачивать деревья, крутить вертушку, поднимать листья, двигать корабли. Ветер может быть сильным и слабым.
Воспитатель: Вот наше занятие подошло к концу. Ребята, вы отличные воздухоискатели! (присаживаемся на стульчики). В результате наших поисков, где мы обнаружили воздух? Что нового узнали о воздухе? Какими свойствами он обладает? (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии). ( Ответы детей: воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).
А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательными и активными. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы!