Светлана Карева
Конспект НОД по работе с детьми в мини-музее в средней группе «Путешествие в подводный мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по работе с детьми в мини-музее в средней группе «Путешествие в подводный мир!»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Карева С. М.
Приоритетная область: познавательное развитие;
Интегрирование с образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности:
двигательная - игра малой подвижности «Море»;
Публикация «Конспект НОД по работе с детьми в мини-музее в средней группе „Путешествие в подводный мир!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
продуктивная – изготовление осьминогов;
коммуникативная – беседа,, чтение стихотворения, пальчиковая игра, ритмические упражнения.
познавательно-исследовательская – просмотр презентации «Море в разное время суток», д/игра «Назови морского обитателя».
музыкально-художественная – слушание «Звуки моря»
Возрастная группа : средняя
Тема: «Путешествие в подводный мир!»
Цель: Развитие познавательных интересов детей, любознательности, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей
Задачи образовательных областей:
«Познавательное развитие» - Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Воспитывать интерес к представителям морской фауны;
«Речевое развитие» - Совершенствовать выразительность речи. ; Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
«Социально – коммуникативное развитие» - учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; формировать умение работать и играть в коллективе.
«Физическое развитие» - развивать ловкость, координацию движений;
«Художественно – эстетическое развитие» - развивать творчество детей, закрепить умения использовать разные приемы лепки при создании осьминога.
Предварительная работа : Рассказ воспитателя о морях, какие они бывают (красное, синее, черное, желтое и т. д). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание физ. минутки «Волны плещут в океане» Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю. Просмотр фильмов о подводном мире «Подводный мир «и другие…
Оборудование для педагога: презентация «Море в разное время суток», аудио пособия «Театральные шумы» («Море»); картинка с изображением осьминога, ткань красного и синего цвета для имитации морей.
Оборудование для детей: карточки с изображением морских обитателей, пластилин, влажные салфетки, клеенка для лепки.
Ход занятия:
Педагог:
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики - мальчики, здравствуйте!
И ладошки – крошки наши, здравствуйте!
Просыпайтесь наши ножки, здравствуйте!
И притопы, и пружинки, здравствуйте!
Глаза, ушки, носик, ротик, здравствуйте!
Все друг другу подмигните, здравствуйте!
И гостям вы улыбнитесь, здравствуйте!
Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть.
Дети здороваются
Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Здесь - куда не кинем взор –
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (море) (музыка)
Да, конечно, это море. Посмотрите на глобус. Третья его часть окрашена в голубой цвет. Это цвет воды. Значит нашу землю, большую ее часть покрывает вода. Моря и океаны, реки и озера.
Рассказ педагога, презентация. Посмотрите на экран.
Удивительно красивы морские берега. Высокие каменистые обрывы чередуются местами с пологими песчаными пляжами. Причудливо извиваясь, они образуют многочисленные заливы и бухты
Чтение стихотворения ребенком
В ночь любую, в день любой море занято собой:
По утрам оно одето в платье розового цвета.
Днём – одето в голубое, с белой ленточкой прибоя.
А сиреневое платье надевает на закате.
По ночам на чёрной глади – мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде драгоценности горят.
- Море, если не секрет, дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
Дети: – Чтобы люди были рады!
- А кого мы можем встретить в морских глубинах? У вас есть предположения?
Педагог: - Я предлагаю вам игру «Назови морского обитателя». У вас на столах карточки, с изображением морских обитателей. Ваша задача: правильно назвать представителя океана и рассказать нам, что вы о нём знаете. Готовы?
Педагог: Вы все молодцы, хорошо знаете обитателей океанских глубин. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру. «Море»;
Педагог: У меня тоже есть карточка. На ней - осьминог. Осьминог – самый умный среди всех беспозвоночных. Он поддаётся дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры. Зимует на глубине, а летом переселяется на мелководье. Укус осьминога ядовит. Тело короткое, мягкое, сзади овальное. Ротовое отверстие расположено внизу, где сходятся его щупальца. Рот снабжён двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. Голова несёт восемь длинных щупалец – «рук», снабжённых присосками, каждая из которых способна прилепить небольшой предмет. С помощью вкусовых рецепторов, которые расположены на каждом щупальце, осьминог определяет съедобность пищи. Слуха у него нет, дышит жабрами. У осьминога голубая кровь и три сердца. Он обладает способностью изменять окраску: обычный окрас – коричневый, если напуган – он белеет, если разгневан – краснеет. (Фильм) Осьминоги живут в морях и океанах с высокой солёностью на дне среди камней, скал и водорослей, продолжительность жизни около 4 лет. При опасности обычно прячется под камни и в расщелинах скал или спасается бегством. У осьминогов много врагов. Среди них дельфины, морские львы, тюлени, акулы, птицы. Для выведения потомства осьминог-мама строит гнездо, которое представляет собой ямку в грунте, обложенную валом из камней и ракушек и откладывает до 80 тыс. яиц, всегда содержит его в чистоте. Через 4-5 месяцев яйца созревают. В течение всего периода развития мама-осьминог остаётся у гнезда без еды. Осьминог – хищник, питается моллюсками, улитками, ракообразными, рыбой, планктоном.
- Давайте отдохнем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка:
Волны плещут в океане (поочерёдно махи правой и левой руками)
Что там чудится в тумане? (поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
Это мачты кораблей (прямые руки поднять вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать руками влево, вправо)
Мы по берегу гуляем, (шаг на месте)
Мореходов поджидаем, ищем ракушки в песке (наклоны, руками достать до пола)
И сжимаем в кулаке (зажатые кулачки поднять)
Чтобы много их собрать (приседания)
Надо чаще приседать.
Педагог: - Предлагаю вам загадку:
Опустись на дно морское,
Ты увидишь там такое!
Восемь рук, а может ног!
Ну, да это … ОСЬМИНОГ.
Педагог: Правильно, осьминог. Посмотрите - вот он, но мне кажется, осьминог чем-то расстроен. Посмотрите, да он прислал нам письмо. (Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка»).
Жил осьминог со своей осьминожкой,
И было у них осьминожков немножко.
И все они были разного цвета:
Первый – зелёный, второй - фиолетовый,
Третий - как зебра, весь полосатый,
Чёрные оба – четвёртый и пятый.
Шестой – тёмно-синий от носа до ножек
Жёлтый- прежёлтый седьмой осьминожек.
Восьмой – словно спелая ягода, красный…
Словом не дети, а тюбики с краской.
А однажды камбала маму в гости позвала,
Чтобы с ней на глубине
Поболтать наедине.
Мама рано поднялась,
Мама быстро собралась.
А папа за детишками остался наблюдать,-
Их надо было разбудить, одеть, умыть и накормить
И вывести гулять.
И пока папа отдыхал на скамейке, все детишки разбежались.
Что же делать? Как мы можем помочь папе? (ответы детей)
Я предлагаю вам из пластилина вылепить осьминожков.
Практическая часть:
- Как вы думаете, из каких частей состоит осьминог? Он состоит из головы, чуть вытянутой у основания, из восьми щупалец. На голове мы сделаем глазки, а на щупальцах присоски из желтого пластилина. Справитесь с этим заданием?
Дети: Да
Педагог: С чего начнем? С головы или щупалец?
Дети: С головы.
Педагог: Она круглая, чуть вытянутая у основания, там, где прикрепляются щупальца. Возьмите пластилин, отрежьте стекой половину куска, а вторую половину отложите в сторону. Согрейте пластилин в руках. Перекладывайте его из ладошки в ладошку, сминая. Теперь, когда он достаточно теплый, катайте пластилин между ладошками круговыми движениями. Покажите, что у вас получилось. Молодцы. Но у вас получился шарик, а нужен чуть вытянутой формы. Давайте прокатим шарик между ладошек, вытягивая его. (показать детям, как катать, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия). Теперь отщипните два небольших кусочка белого пластилина, скатайте два шарика одновременно между пальчиков, используя для этого и правую, и левую руки. Это глаза осьминога. Прикрепите их на «лицо» осьминога. Теперь делаем зрачки из черного пластилина. Отщипните два кусочка, но обратите внимание, что они должны быть меньше, чем белые кусочки. Тем же способом прокатываем их между пальчиками и прикрепляем на глазки осьминога. Голова готова. Давайте отставим ее в сторонку, пусть осьминог на нас смотрит. А пока сделаем гимнастику. Встаньте около столов.
Динамическая пауза (дети выполняют действия стоя, по тексту) :
Мы лепили осьминожку, (сжимают-разжимают пальчики)
И устали понемножку. (руки вниз, потряхивают)
Получилась голова- (двумя руками обхватывают голову)
У него она одна. (показывают один палец)
А потом для осьминога (показывают на изображение осьминога)
Слепим ноги, (топают)
Их там много. (показывают растопыренные пятерни)
Станем пальчики сжимать (сжимание пальцев в кулачки)
Пора лепку продолжать. (садятся на свои места)
Педагог: Наш осьминог еще не готов. Делаем щупальца. Отщипните 8 кусочков пластилина и сделайте из них жгутики. Катайте пластилин между ладошек. У вас должна получиться вытянутая колбаска. Прикрепляем конец жгутика к основанию головы. Давайте сделаем еще.
- Прикрепим к основанию остальные жгутики. Поставьте осьминога на вашу доску и придайте жгутикам извилистую форму, превращая их в щупальца. Давайте проверим, должны получиться восемь щупальцев. Вот такой у нас осьминог получился. Но чего-то не хватает. Как вы думаете, что мы пропустили?
Дети: Присоски.
Педагог: Действительно, присоски. Мы их сделаем из желтого пластилина. Отщипните маленькие кусочки, прокатайте между пальчиками двух рук одновременно, и прикрепляйте к щупальцам. Теперь наш осьминог стал нарядным и заметным.
.
Где-то в море без дорог
Ходит, бродит осьминог.
И кипящая волна
Осьминогу не страшна!
Что мы сегодня лепили?
Какой формы голова осьминога?
Какой формы щупальца осьминога?
Что вам показалось трудным при изготовлении осьминога?
Что вам показалось легким при изготовлении осьминога?
Какое имя вы дадите своему осьминогу?
Заключительная часть. Рефлексивно-оценочный этап:
- Если вам понравилась сегодня на занятии, поместите своего осьминожка в красное море, а если не понравилось в синее. Давайте и папу отнесём к его деткам осьминожкам. Посмотрите, как он обрадовался.
- Что особенно вам понравилось?