Наталья Яковина
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Професии»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи:закрепить знания детей о профессиях взрослых, орудиях труда; упражнять в навыках образования существительных от глаголов, в составлении простых предложений с союзом, упражнять в правильном употреблении предлога -в- в составлении простых предложений, сложных слов; подбирать подходящие по смыслу определения;
Коррекционно-развивающие задачи : развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику;
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий по теме „Професии“» размещена в разделах
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: картинки с профессиями, картинки с транспортом, карточки с предметами.
Ход занятия.
1. Организационный момент
(Установление эмоционального контакта)
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
- Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.
- Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? (трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые)
Золотые руки – руки не из золота.
Золотые руки не боятся холода.
Руки эти – самые нужные руки на свете.
Самые простые. У кого какие.
2. Д/ игра “ Назови профессию? ”.
Дети встают в круг и играют с мячом. Учитель-логопед задает вопросы, дети отвечают.
Учит (кто) – учитель;
Строит (кто) – строитель;
Водит (кто) – водитель;
Готовит (кто) – повар;
Лечит (кто) – врач;
Летает (кто) – летчик;
Продает (кто) – продавец;
Шьет одежду (кто) – швея;
Печет хлеб, батоны (кто) - повар;
Выращивает цветы (кто) – садовник;
Тушит пожары (кто) – пожарник;
Фотографирует (кто) – фотограф;
Чинит обувь (кто) – сапожник.
- Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!
3. Д/ игра “ Подбери слово ”.
Учитель-логопед предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на них изображен, и подобрать к нему слова определения.
Летчик какой? – храбрый, смелый.
Учитель какой? – умный, добрый.
Водитель какой? – внимательный, осторожный,
Врач какой?– добрый, заботливый,
Продавец какой? -
Строитель какой? –
Пожарный какой? –
Повар какой? –
Парикмахер какой? –
Полицейский какой? -
Воспитатель какой? –
Фотограф какой? -
- Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы еще больше узнать о профессиях.
- А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, ведет всех за собой (поезд).
- Правильно! Мы поедем на поезде.
- Кто управляет поездом? (машинист)
Кто еще работает на поезде? (проводник)
- Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда (произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ).
- Вот мы и приехали в город «Профессий».
4. Отгадывание загадок с опорой на картинки.
- Мы попали на улицу Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.
Он в дни болезней всех полезней.
И излечит, исцелит,
И ангину, и бронхит (врач)
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он ….(артист).
Целый день я шью, да шью.
Я одел всю семью.
Погоди и ты немножко
Будет и тебе одежка (портной).
С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы? (пожарники)
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать (учитель)
Средь облаков на высоте
Мы дружно строим дом,
Чтоб в тепле и красоте
Счастливо жили в нем. (строители)
Мастер сделает прическу
Феном, щеткой и расческой.
Пышно локоны завьет.
Челку щеткою взобьет,
Все в его руках горит –
Он изменит внешний вид! (парикмахер)
Физминутка
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины (имитация вождения автомобиля)
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор (подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту (повороты, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки (шитьё, прибивание молотком, пляска)
Наши лётчики – пилоты
Приготовились к полёту (руки в стороны, наклоны корпуса)
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс. (имитация шитья)
Я - маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом (плавные взмахи руками вверх-вниз)
5. Д/ игра “ Кто работает на машинах? ” (формирование навыка словообразования.)
Учитель-логопед предлагает детям сесть на ковер и сказать: “ Что нарисовано на картинках? Какие виды транспорта вы увидели? (наземный, водный, воздушный)”.
На тракторе пашет тракторист.
Поезд водит машинист.
На самолете летает летчик.
На машине ездит водитель, шофер.
Тушит пожар пожарный.
Варит компоты, супы – повар.
Строит дома – строитель.
Фотографирует людей, природу – фотограф.
Продает продукты – продавец.
6. Д/ игра “ Ответь на вопрос ” (употребление предлога -в-).
А сейчас я предлагаю детям ответить на вопросы.
Куда ты пойдешь, чтобы научиться плавать? – Я пойду в бассейн.
Куда ты пойдешь, чтобы посмотреть кино? – Я пойду в кинотеатр, чтобы посмотреть кино.
Куда ты пойдешь взять книгу, чтобы много узнать? – Я пойду в библиотеку взять книгу.
Куда пойдет мама, если нужен врач? – Мама пойдет в больницу.
Куда пойдет сестра, если нужно сшить платье? – Сестра пойдет в ателье, чтобы сшить платье.
Куда пойдет бабушка, чтобы отремонтировать сапоги? –Бабушка пойдет в мастерскую к сапожнику.
7. Д/ игра “ Разгадай слово ”.
Посмотрите на картинки, на которых нарисованы: рыболов, пчеловод, лесоруб, трубочист. И объясните, почему они так названы.
Рыболов – ловит рыбу;
Пчеловод - разводит пчел;
Лесоруб – рубит лес;
Садовод – разводит сад;
Трубочист – чистит трубы;
После игры дети делают вывод, что в одном большом слове живут два маленьких слова.
- Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.
- Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная?
-Ребята, все профессии нужны, все профессии важны.