Любовь Коробкина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в царство насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по Развитию речи в средней группе.
Тема: «Путешествие в царство насекомых».
Коробкина Любовь Михайловна
Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Расширять словарный запас с помощью наглядности. .
Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между.
Закрепить знания детей о насекомых, их значении в природе.
Задачи занятия:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Путешествие в царство насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Образовательные: Расширить и систематизировать знания детей о насекомых, об их особенностях, о приспособленности к жизни, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать природу.
Активизация и актуализация словаря по теме
Развитие связной речи (учить строить небольшие рассказы).
Знакомство детей с некоторыми формами защиты насекомых от врагов.
Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие : Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Развивать мелкую моторику рук.
Активизировать умственные способности детей, расширять словарный запас: насекомые, майский жук, стрекоза, божья коровка, муравей, моль, таракан, мотылёк. сверчок, улитка.
Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.
Воспитывать интерес к занятиям.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приё мы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, технических средств.
Развивающая среда : Посылка, конверт с текстом письма; карта, игрушки –фигурки насекомых,; карточки с изображением насекомых и их домиков; плакат с изображением лесной поляны; аудиозапись звуков, издаваемых насекомыми, коллективная работа – панно насекомые и их домики.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии «Насекомые», чтение стихотворений, отгадывание загадок. Беседа о насекомых «Насекомые. Какие они» по пособию Т. А. Шорыгиной
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку)
- Здесь письмо. Я вам его сейчас прочитаю:
«Дорогие ребята, приглашаем вас в гости. Обещаем, что ваше путешествие будет очень интересным и необычным. Жители волшебного Царства насекомых.»
Воспитатель: -Ребята, вы слышали когда-нибудь о Царстве насекомых (ответы детей)
-А где же оно находится? (Дети высказывают свои предположения)
-Посмотрите, здесь же есть карта. Кто знает, для чего нужна карта? (Она нам должна указать путь.) Но эта карта не простая, она с испытаниями.
1. Отгадайте загадки: (По ходу отгадывания загадок вывешиваются картинки с изображением насекомых)
1. Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её… (пчела).
2. Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спинке кружочки –
Чёрненькие точки. (божья коровка)
3 Он строитель настоящий,
Деловитый работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)
4. Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьёт хоботком душистый сок. (бабочка)
5 Хоть я мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю. (комар)
6 Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик)
7. Заберётся на пенёк
И зажжёт свой огонёк.
Светит нам ночной порой,
Чтоб нашли мы путь домой. (светлячок)
8 Я - мохнатый червячок
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (гусеница)
9 Кто-то сплел корзиночку
Тонкой паутиночкой,
Это не игрушка,
А для мух ловушка. (паук)
10. Он большой, мохнатый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землёй живёт
И нектар цветочный пьёт. (шмель)
11. Съела бабушкин платок.
Съела дедушкин носок.
Хочет шарфик съесть у Толи.
Нет вреднее серой. (моли).
12. Любит солнечный денёк
Беззаботный (мотылёк).
13. Любит ползать, не спеша,
Тихо листьями шурша.
Не способна бегать прытко
А зовут её… (улитка).
14 Он за печкою живет,
Тихо песенку поет.
Про то, что за окном темно,
О том, что спать пора давно. (сверчок)
-Молодцы. А кто знает как назвать все наши отгадки одним словом? (насекомые).
- Верно. И муравей, и бабочка, и божья коровка, и кузнечик - насекомые. Называются они так потому, что у них словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей. Давайте их внимательно рассмотрим.
Живут насекомые не только на земле, но и в воздухе, и в воде. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Многие насекомые способны ползать вниз головой.
Загадка: «Кто над нами вверх ногами?» (муха).
2.- Вы успешно прошли испытание. Произнесите заклинание:
Быстро, быстро покружились,
С волшебством мы подружились,
Хлопнули в ладоши и остановились,
В Царстве насекомых все мы очутились.
(Вывешивается плакат с изображением лесной поляны, на которой видны муравейник, паутина, улей)
- Вот мы и на прекрасной лесной поляне. А как здесь тихо. Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и послушаем звуки природы.
Включается аудиозапись – голоса насекомых.
- На что похожи звуки, которые вы слышите? Кто может издавать такие звуки. ( Предполагаемые ответы детей: жужжание жука, мухи, пчелы, осы, стрекот кузнечика, звон комара и т. д.)
А теперь посмотрим, что здесь интересного. Смотрите какие красивые цветы.
А вот чей-то домик (муравейник). Кто знает, кому принадлежит этот дом, кто его построил, из чего он сделан и как называется (ответы детей ; обобщение воспитателя: это домик муравья – муравейник. Муравьи живут большой и дружной семьёй, свой домик строят из сухих травинок, хвоинок. Внутри много ходов, есть кухни, кладовые, комнаты для мусора. Муравьи содержат своё жильё в порядке. Питаются муравьи насекомыми – они хищники. Но у них тоже есть враги: их истребляют птицы и поедают медведи. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда муравьи облепят его, а затем проглатывает их всех разом.
Ребята, а вот ползёт муравей (игрушка-муравей). Он хочет нам что-то сказать.
Муравей: - В Царстве насекомых случилась беда : жители перепутали домики и просят нас помочь им.
3. Игра: Составление аппликации «Где чей домик?». Найти картинку с изображением насекомого, живущего в том или ином домике, приклеить и рассказать, кто это, где живёт, как передвигается, чем питается.
Муравей – муравейник, вредные насекомые.
Пчела – улей, цветочный нектар.
Шмель – земляная норка, трещинка, цветочный нектар.
Гусеница – растения, кокон, листья растений.
Паук – паутина, насекомые.
Бабочка – растения, нектар.
Божья коровка – растения, вредные насекомые, тля.
Кузнечики – заросли травы, сок растений.
- Молодцы. Все насекомые говорят вам «спасибо» и предлагают поиграть в игры.
4. Физкультминутка.
Поднимайте плечики, Движения по смыслу слов
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко, Надо оттолкнуться одной ногой и мягко
Прыгай на носках легко. приземлиться на другую.
5.«Четвёртый лишний»
Назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
- заяц, ёж, лиса, шмель
-цапля, паук, скворец, сорока
- бабочка, стрекоза, енот, пчела
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук
- муравей, муха, пчела, майский жук
- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
- муха, таракан, комар, моль (Объяснить, что это вредные насекомые и почему)
6. Игра «А мы по лесу гуляли»
«А мы по лесу гуляли, Шагаем на месте
Много нового узнали.
Встанем, глубоко вздохнём,
Упражнения начнём.
Руки в стороны, вперёд, Развели руки в стороны, вперёд
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, Присели.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. Встали.
Вот как дружно хлопаем Хлопаем в ладоши.
И ногами топаем! Топаем ногами.
Хорошо мы погуляли Шагаем на месте.
И нисколько не устали!
Воспитатель: Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по лесной поляне и увидели много разных насекомых! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Мы сейчас покружимся,
С волшебством подружимся,
Раз, два, три, четыре, пять
Возвратимся в детский сад,
7. Итог: Вот мы с вами и в детском саду. Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?