МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Евдокия Акулова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Паспорт занятия:

1. Место проведения: МБОУ «Юркинская СОШ» старшая группа «Топтыжки».

2. Продолжительность: 25 мин.

3. Образовательная область: «речевое развитие».

4. Тема: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

5. Форма проведения занятия: групповая.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки „Лиса и кувшин“» размещена в разделах

6. Цель: - развивать диалогическую и монологическую речь детей.

7. Планируемые результаты: выражает свои эмоции (тревогу, интерес) при прочтении русской народной сказки «Лиса и кувшин»; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в игре.

8. Задачи:

8.1. Образовательные: - рассказывать сказку «Лиса и кувшин» без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином.

- учить подбирать синонимы к глаголам.

- учить составлять предложения, правильно сочетая слова по смыслу, упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов.

- побуждать использовать в речи разные интонации.

8.2. Развивающие :

- развивать связную диалогическую и монологическую форму речи. 8.3. Воспитывающие: - воспитывать чуткость к художественному слову.

- умение оценивать и понимать поступки и чувства других.

- воспитывать представление о настоящей дружбе.

9. Основной дидактический метод: словесный – рассказ, беседа.

10. Частные методы и приё мы:

10.1. Наглядный – рассмотрение иллюстраций к сказке «Лиса и кувшин».

10.2. Словесный – беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.

10.3. Игровой – игра «Угадай, какое слово заблудилось».

11. Словарная работа: «Жать» - это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.

12. Ресурс НОД:

12.1. Материал для занятия: сказка «Лиса и кувшин» (из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста»).

12.2. Организация детей: дети входят в группу, рассаживаются на свои места.

12.3. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лисы и журавля, беседа об их жизни в природе, знакомство с новыми словами: званный пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и окликнется.

12.4. Список использованной литературы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. И доп. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с. ISBN 978-5-4315-0504-1

«Дошкольное воспитание» Издательство «Просвещение», 1990. №5. 1-128. ISSN 0012-561X/

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада/ сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990 – 420 с. : ил. – ISBN 5-09-001646-1.

План:

1. Вводная часть занятия (2 мин)

1.1 Мотивация.

2. Основная часть занятия (20 мин)

2.1 Объяснение значения слова «жать».

2.2 Сказка «Лиса и кувшин».

2.3 Физкультминутка.

2.4 Игра «Живые слова».

2.5 Игра «Какое слово заблудилось?»

3. Заключительная часть занятия (3мин)

3.1 Рефлексия.

Ход НОД

1. Вводная часть занятия.

1.1 Мотивация.

Воспитатель: - ребята я предлагаю вам отправиться в далёкое прошлое наших дедушек и бабушек, когда урожай хлеба на полях убирали не комбайнами, а в ручную с помощью серпа (показать картинку серпа).

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Не когда лежать, когда пора жать» - говорили люди. Скошенные растения увязывали в снопы. Эта пора называлась «Жатва» (показать картинку с жатвой).

2. Основная часть занятия.

2.1 Объяснение значения слова «жать».

Воспитатель объясняет детям значение слова «жать».

Воспитатель: - сегодня я вас познакомлю с русской народной сказкой. Мы будем беседовать, пересказывать, играть.

Догадайтесь по описанию кто это?

- Живёт в лесу, у неё острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех? Дети: - лиса.

Воспитатель: - сказка называется «Лиса и кувшин».

Воспитатель и дети располагаются на стульчики по кругу.

Воспитатель говорит «волшебные слова» : «Раз, два, три, четыре, пять, можно сказку начинать.

2.2 Сказка : - «Лиса и кувшин»

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса :

- Погоди же ты, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Воспитатель: - о чём рассказывается в этой сказке?

Дети: - о лисе, и кувшине.

Воспитатель: - как лиса попала в кувшин?

Дети: - лиса всунула в него голову.

Воспитатель: - как лиса сначала разговаривала с кувшином?

Дети: - ласково, она его просила.

Воспитатель: - какие слова говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все поняли, что лиса говорит ласково.

Дети: - ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!

Воспитатель: - как лиса стала потом разговаривать?

Дети: - сердито, она угрожала кувшину.

Воспитатель: - какие слова она говорила? Произнесите их, чтобы было понятно – лиса говорит сердито.

Дети: - погоди же ты, проклятый, не отстанешь честью, так я тебя утоплю.

Воспитатель: - чем заканчивается сказка?

Дети: - побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Воспитатель: - какой показана лиса в этой сказке?

Дети: - лиса показана хитрой, она подобралась к кувшину и вылакала молоко. Сначала притворилась ласковой, а потом сердито стала разговаривать с кувшином.

Воспитатель предлагает послушать сказку ещё раз и затем рассказать её, передав интонации разговора лисы с кувшином. Вызывает двоих детей. Советует им договориться, кто возьмёт на себя роль автора, кто – лисы.

После двух пересказов спрашивает у детей, чья сказка им больше понравилась. Почему? (ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на предложение «Побежала лиса к реке».

Воспитатель: - как можно сказать по другому? Придумайте вместо «побежала» другое слово.

Дети: - помчалась, понеслась, полетела.

Воспитатель: - а теперь составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «лиса».

Дети: - помчалась лиса к реке…

Воспитатель: - послушайте загадку:

Рыжая, хитрая,

Никак ей не сидится,

Рыщет всюду, быстрая,

Звать её…

Дети: - лисица.

Воспитатель: - почему вы думаете, что это лисица?

Дети: - рыжая, хитрая, быстрая…

2.3 Физкультминутка.

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – лиса!

До чего же хороша!

2.4 Игра «Живые слова».

Воспитатель вызывает троих детей. Первый ребёнок становиться словом «рыжая», второй словом «лиса». Третье слово, завершающее предложение, называют дети: «крадётся», «мчится», «несётся», «приближается». и т. д. Воспитатель выбирает какое-либо одно слово и предлагает ребёнку, назвавшему его, встать рядом с первыми двумя детьми. Дети «читают» получившееся предложение: «Рыжая лиса приближается».

Затем воспитатель меняет «слова» местами. «А сейчас какое предложение получилось?» (Приближается рыжая лиса».)

2.5 Игра «Угадай, какое слово заблудилось?»

Воспитатель вызывает четверых детей и каждому «даёт» слово – «кувыркается», «шустрый», «весело», «лисёнок», предлагает повторить.

Воспитатель: - догадались, почему игра так называется?

Дети: - слова стоят не по порядку.

Воспитатель: - правильно, слова стоят не по порядку, они «заблудились», и поэтому не очень понятно, что же говориться о лисёнке. Подумайте, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным?

Дети: - переставит слова.

Дети предлагают варианты перестановок. Каждый раз называют слова в новой последовательности. Когда, наконец, получится предложение, воспитатель производит ещё одну-две перестановки.

«Шустрый лисёнок весело кувыркается».

«Шустрый лисёнок кувыркается весело».

«Весело кувыркается шустрый лисёнок».

Аналогично проводится работа со словами «лежит», «норы», «лиса», «около».

Возможные варианты предложений:

«Лиса лежит около норы».

«Лежит лиса около норы».

«Около норы лиса лежит».

«Около норы лежит лиса».

После «чтения» последнего предложения воспитатель предлагает детям – «словам» разойтись по комнате, а остальным – подозвать их и снова поставить так, чтобы получилось предложение «Около норы лежит лиса».

3. Заключительная часть занятия.

3.1 Рефлексия

- Какую сказку мы сегодня читали?

- В какую игру мы играли?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и козел» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Конспект НОД «Пересказ сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации» в старшей группе. Образовательные.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и козел» Программное содержание: 1. Познакомить детей с новым литературным произведением «Лиса и козел» 2. Учить использовать при пересказе образные.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть" Задачи: - учить детей подбирать.

Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Пересказ сказки «Красная Шапочка» Образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие,, Задачи: Образовательная.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»Конспект по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» КОНСПЕКТ по развитию речи в старшей группе по теме : «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7лет»).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Пересказ сказки «Лиса и козел». Тема: "пересказ сказки "Лиса и козел". Программное содержание: * Учить связно и последовательно пересказывать текст, логически мыслить.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи. Пересказ сказки «Сосулька и кот» Тема: Пересказ сказки «Сосулька и кот». Цель: Обобщение знаний детей о весне, обучение пересказу. Задачи: 1. Образовательные: согласовывать.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» Программное содержание. Задачи. Образовательные: • Активизировать словарь по теме «Весна». • Совершенствовать грамматический строй речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Опубликовано: 18 октября 2018 в 10:56
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД