МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи «Живое Черное море» для детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Екатерина Карпенко
Конспект НОД по развитию речи «Живое Черное море» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по развитию речи

«ЖИВОЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ»

Конспект НОД по развитию речи «Живое Черное море» для детей старшего дошкольного возраста

для детей старшего дошкольного возраста

(с учетом регионального компонента, с использованием

здоровьесберегающих технологий, песочной терапии и ИКТ)

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Карпенко Е. А.

Актуальность:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Живое Черное море“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Черное море – богатство нашего края! Такое знакомое-знакомое, но таинственное и загадочное. Используя в своей работе игры и пособия о морских обитателях я задумалась о том, что мир нашего моря значительно отличается от мира других морей и океанов. Это связанно и с его месторасположением, и особенностями лежащих глубоко под водой земных пород. Именно поэтому мне захотелось познакомить детей с данной темой ближе – темой живой природы Черного моря. Учитывая региональный компонент Крыма и насытив занятие различными инновационными и здоровьесберегающими технологиями, я попыталась окунуть ребят в виртуальное путешествие по просторам морских глубин Черного моря.

Программное содержание:

Цель: развивать речь детей посредством игровых технологий.

Задачи:

- образовательные:

• уточнить и актуализировать знания и представления детей о флоре и фауне Черного моря.

• актуализировать и активизировать словарь по лексическим темам: «Родной край» и «Животный мир морей и океанов»;

• совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, образование относительных прилагательных); подбор существительных к прилагательным, согласование слов в предложении;

• стимулировать речевую активность детей, поддержание диалога, умение формулировать полный ответ;

- развивающие:

• развивать чувство рифмы и ритма;

• развивать воображение, умение отгадывать загадки;

• развивать фонематические процессы, закреплять правильное звукопроизношение в самостоятельной речи, автоматизировать звук Р в словах и предложениях;

• развивать слуховое внимание и восприятие;

• развивать межполушарные связи;

• развивать мелкую, тонкую и общую моторики, артикуляционную моторику.

- воспитательные:

• воспитывать гуманное отношение к природе;

• формировать чувство сопереживания, сочувствия;

• формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

Место проведения: МБДОУ №49 «Золотой петушок» г. Симферополя.

Материалы и оборудование:

• звукозаписи: морской прилив, релаксационная музыка;

• проектор, экран, презентация;

• песочница;

• раздаточный материал «Ракушки», животный мир морей (по загадкам);

• жемчужины.

Предварительная работа: совместное рассматривание лэпбука «Черное море», книг, картин, разучивание стихотворений и загадок о морских обитателях, создание совместно с родителями и воспитателем фотоальбома «Мое лето!»

Ход НОД:

1 слайд. Титульный

2 слайд.

1. Минутка вхождения в день.

Логопед: Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня в сад? (предварительные ответы детей, например: - Мое настроение радостное, как радуга! – А мое – весёлое, я сегодня солнышко. – А я сердитое, я – тучка! А мне плакать хочется, я – дождик. И т. д.)

(Обращение к «Тучкам» и «Дождикам») А хотите, мы поможем вам, ребята, стать веселыми и радостными, как мы?

Давайте возьмемся за руки. Это наш круг радости! Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбку, поделитесь хорошим настроением с друзьями. Повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом!

Напомнит вам, как надо в жизни

Делиться счастьем и добром!

Дети прислоняют сложенные вместе

руки к сердцу.

Протягивают руки от сердца в центр круга. Берут друг друга за руки.

(Картотека развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, автор-составитель Александрова Е. В.).

Правда, так радостно чувствовать тепло рук своих друзей?

Дети: Да!

Логопед: Ну вот и отлично!

2. Блиц-опрос «Кто знает?» (с использованием ИКТ).

Логопед: А кто может рассказать, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России!

3 слайд.

Логопед: Верно! (На экране появляется карта России).

А как называется полуостров, на котором мы живем?

Дети: Наш полуостров называется Крым. (На этом же слайде Россия увеличивается в масштабе, появляется Крым).

Логопед: Правильно (жестом обращает внимание детей на презентацию). А кто может сказать, какими морями омывается Крым?

Дети: Наш полуостров омывается Черным и Азовским морями.

Логопед: Да! А в каких городах Крыма можно увидеть море?

Дети: Море можно увидеть в Алуште, Ялте, Евпатории, Саках, Керчи, Феодосии и т. д.

Логопед: А в Симферополе есть море?

Фото «Живое Черное море»

Дети: Нет! Чтобы увидеть море, нам нужно выехать из Симферополя на машине или автобусе и добраться до морских городов.

Логопед: Ребята, хотите прямо сейчас оказаться на море? Где можно полежать на жарком песочке, погреться в лучах жаркого солнышка, послушать шум волн, охладиться, выпив прохладного лимонада, съесть кусочек вкусного мороженного, или просто окунуться в наше море? А самое главное, что это путешествие будет совсем без автобусов, машин и электричек? Раз – и вы уже там!

Дети: Хотим!

Логопед: Тогда закрывайте глазки и слушайте…

3. Слушание рассказа (развитие воображения).

4 слайд - анимация. Одновременно звучит шум и «мелодия» моря.

Логопед: Войдем в море? Наденем маски и – вниз! Это так просто – разорвать блестящую пленку поверхности, взмахнуть ластами и оказаться в другом мире – легко лететь сквозь бирюзовую воду, соскользнуть к солнечным зайчикам на песчаном дне…

От нас метнулись быстрые молодые ставридки и бесшумно отлетел краб-отшельник. А ты взмахнул руками и полетел дальше. И вот ты видишь, как по песку ползают тяжелые рапаны, скользят невесомые и незаметные камбалы… А вот и опасный колючий ерш!

Среди множества водорослей притаился морской конек, а прямо перед твоим носом проплыла барабулька… Ой, еще одна! И еще одна! А если перевернешься, то в бирюзовой толще воды сможешь увидеть как плавают прозрачные, будто кисель, медузы, словно танцуют в медленном танце.

Мир черного моря так прекрасен и удивителен!

(автор: А. Вершинин «Живое Черное море»).

Логопед: Открывайте глазки! Вот мы и оказались на море! Скажите, а какое море вы увидели?

4. «Подбери слово».

Дети: Прозрачное, чистое, спокойное, дружелюбное, живое и т. д.

Логопед: А про что еще можно сказать «Прозрачный»?

Прозрачный – лес, ручей, лед…

А про что можно сказать «Чистая»?

Чистая – вода, посуда, правда…

А что может быть «Живое»?

Живое – существо, пение, общение…

Звучит релаксационная мелодия.

5. Релаксационное упражнение в песочнице «Море».

Логопед: Посмотрите, а вот и морское дно! (Дети проходят к песочнице). Оно ровное и гладкое. Море умиротворенное. (Дети плавно разглаживают песчинки, стараются не нарушить «морского спокойствия»). А всегда ли бывает море спокойным? Каким оно бывает?

Дети: Оно бывает угрюмым, бушующим, бурлящим, темным, страшным, жутким. Во время шторма волны поднимают песок и обнажают много интересных вещей, спрятанных там годами… (Дети ныряют в песок пальчиками, имитируют шторм на морском дне и находят там морские камни).

Логопед: Но ветер на море успокаивается, и волны становятся все тише и тише… (Дети опять разглаживают песок и отряхивают руки, музыка затихает).

6. Кинезиологическое упражнение «Море»

а) Море, утренней волной,

Принесет на берег свой

б) И оставит для детей

Уйму нужных им вещей:

в) Камни, гладкие, как мыло

(Ими Море волны мыло);

г)Тину, словно прядь волос

С гребешка стряхнул Утес;

И принцесс морских игрушки –

Настоящие ракушки.

а) Дети соединяют большие пальцы колечками с другими (от указательных до мизинцев и обратно) одновременно на обеих руках.

б) Затем соединяют пальцы разноименных рук друг с другом по очереди: большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки, и наоборот, и так до мизинца.

в) Поглаживание рук сначала правая сверху, затем левая.

г) «Стряхивание» - резкое разжимание кулачков обеих рук одновременно.

Руки берут в замок.

7. «Скажи правильно»

Логопед: Посмотрите, какие ракушки вынесло на берег. (Демонстрирует детям ракушки) Ой, мне кажется там что-то пищит? Слышите?

Дети: Там кто-то спрятался…

Логопед: Как знать? Может и спрятался, а может ракушки захватили кого-то в плен? Как же нам узнать? Оказывается, если посмотреть сквозь предмет на солнце, то через его тонкую стенку можно что-то и увидеть. Но солнышко сегодня светит слабо, чем же можно заменить солнце?

Дети: Солнце можно заменить фонариком или лампочкой!

Логопед: Давайте попробуем! Маша, кто у тебя в ракушке? А у тебя?

(Дети автоматизируют произношение звука Р в предложении «У меня в ракушке…»: краб, рыба-ёрш, морской окунь, морской конек, рапан, катран, барабулька, водоросли)

Конспект НОД по развитию речи  для детей старшего дошкольного возраста - фото

Логопед: Давайте поможем им освободиться? Если ракушку отпустить в море, то она от соленой воды сама раскроется и выпустит своего пленника. (Дети выкладывают ракушки на морское дно).

5 слайд – анимация.

8. «Доскажи словечко»

Логопед: А кто еще живет в черном море? Отгадайте мои загадки. (По мере отгадывания загадок на экране появляются эти обитатели Черного моря, а в песочницу выставляются макеты).

Вновь играя и шаля

Перед носом корабля

Над водой мелькают спины, -

Мчатся шустрые… (дельфины)

Он рыбешка, потому

Никогда не скажет «Му»!

Но малек, иль старичок,

Все равно зовут … (бычок)

Плавает прозрачный зонтик

«Обожгу! – Грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее, и пузо,

А зовут ее… (медуза)

Ракообразная малышка

Меняет цвет – уж это слишком!

Морских глубин цветная детка

Ты симпатичная… (креветка)

Вот так рыба – просто чудо

Очень плоская – как блюдо!

Оба глаза на спине

И живет на самом дне.

Очень странные дела…

Это рыба - … (камбала)

6 слайд.

Логопед: А еще одну загадку отгадаете?

Только снаружи ракушка проста,

Внутри – удивительная красота,

Если песчинка в нее попадает,

В белую бусинку ее превращает. (Жемчужина)

9. Кинезиологическое упражнение «Жемчужина»

а) Я была простой песчинкой

На бескрайнем дне морском

б) От других – неотличимой

И невзрачной – но потом…

в) Я к моллюску в дом попала

И красавицею стала –

г) Перламутрова, кругла

В сто раз больше, чем была.

д) И зовусь заслуженно

«Крымская жемчужина»

а) Поочередно соединить кулачки и ладошки под ритм.

Соединить пальцы в замок на каждый ритм смещаться на 1 палец влево-вправо.

б) Соединить ладони и раскрыть «Раковину»

в) Тереть ладонь о ладонь, имитировать круг

г) Увеличивать круг, раскрывая руки все шире и шире.

д) Катать воображаемую жемчужину в руках. Поднять ее над головой.

10. Окончание занятия.

Логопед: Ну что ж, пора нам домой? А на прощание нам Черное море дарит настоящие драгоценные жемчужины. Берегите их, храните. (Логопед вручает детям пакетики с жемчужиной). А теперь зажмуримся и скажем волшебные слова: Раз, два, три… В садик, Море, нас верни! (Дети повторяют и возвращаются в сад).

7 слайд.

Логопед: Ну что? Понравилось вам наше путешествие? Мы обязательно еще куда-нибудь отправимся! Правда?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Что такое доброта» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию речи "Что такое доброта"[/h3] Авторы: Чернявская Н. Ф., Слободянская Е. И., Гаджиева Т. А. Цель: -уточнить значение.

Конспект НОД по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста «Мебель для Миши»Конспект НОД по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста «Мебель для Миши» Конспект НОД по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Мебель для Миши» h4]Автор разработки: Байрамгулова.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну» Задачи: - Закрепление и уточнение знаний о птицах; активизация словаря по теме «Птицы». - Воспитание интереса к окружающей среде, бережного.

Конспект НОД по развитию речи «Новогодняя ёлка» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Новогодняя ёлка». Развитие речи. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы»Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы» Цель: Создание условий для составления детьми описательного рассказа по коллажу «Птицы». Задачи: образовательные: 1. Развивать представления.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу. Нижний Новгород» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Город, в котором я живу» Наталья Студнева Конспект занятия по развитию речи.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия» Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Закрепить знания детей о государственных.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Живое Черное море» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 00:53
+250Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД