Кузьминых Людмила
Конспект НОД по речевому развитию «Чебурашка идет в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
п. Коммунистический
Итоговая непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»
в разновозрастной группе «Дюймовочка»
Воспитатель: Кузьминых Людмила Игоревна
Тип занятия: итоговое.
Цель: выявить знания, умения воспитанников, полученных в течении учебного года.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Чебурашка идет в школу“» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Чебурашка
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Образовательные:
- Совершенствовать умение составлять описательный рассказ о предмете и по серии картин с последовательно развивающимися действиями;
- совершенствовать умение использовать слова разных частей речи в соответствии с их значением и целью высказывания.
- упражнять в составлении предложений;
- продолжать совершенствовать все стороны речи;
- продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире;
- продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
Развивающие :
- развивать умения пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от поставленного вопроса;
- развивать положительную мотивацию к предстоящей деятельности, умение высказывать свои предположения, мнения, самостоятельно формулировать цель и находить пути решения, делать выводы и оценивать свою работу.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать навыки сотрудничества в игре;
- воспитывать навыки самостоятельности;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, желание помочь другим.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) : расширение и уточнение представления о предметном мире;
- Социально-коммуникативное развитие : развитие игровой деятельности; формирования основ безопасности.
- Физическое развитие : воспитание умения правильно держать осанку.
Формы организации детей: групповая комната.
Словарная работа: Активизировать в речи детей слова-противоположные по смыслу, существительные множественного числа в именительном падеже. Храбрец- трус.
Предварительная работа: просмотр серий мультфильмов «Крокодил Гена и Чебурашка», беседа о школе, словесные игры, дидактические игры. («Один - много», «Назови ласково», «Угадай, гостью, о ком рассказывают на картинах?», «Скажи похоже», «Подскажи словечко», «Поймай звук», «Расскажи про каждый звук», «Раздели правильно», «Моя семья, мой адрес») и др.
Демонстрационный материал: Посылка в апельсинах с Чебурашкой внутри и письмом с заданиями от Гены; портфель со школьными принадлежностями : книга (букварь, ручка, тетрадь, карандаш; картинки с изображением пути до школы; мяч.
Раздаточный материал: предметные картинки кто –где живет, схемы предложений –домики для выкладывания предложений.
Методы и приемы:
- Словесные – беседа, объяснение, уточнение, вопросы, похвала-поощрение;
- Наглядные – показ иллюстраций;
- Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
- Игровые – игровая мотивация, создается положительный эмоциональный фон процесса обучения и активизируются речевые процессы. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях в детском саду.
Оборудование: групповая комната, компьютер для проигрывания аудио записи.
Репертуар: песня из мультфильма «Крокодил Гена и чебурашка».
Ход организации НОД.
1. Вводная часть.
Организационный момент. Дети входят.
Введение в проблему
1. Беседа с детьми с использованием аудиозаписи.
Воспитатель: Посмотрите по сторонам, послушайте внимательно, вы ничего не заметили не обычного? (Дети предлагают свои варианты, выдвигают свои гипотезы) Фоном звучит аудиозапись из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка”. Посреди группы лежит посылка.
2. Сюрпризный момент.
Дети находят посылку, в которой находится чебурашка.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? А посылка от кого пришла? Что в ней может быть?
Дети: Да это мультик про Крокодила Гену и Чебурашку. Апельсины нарисованы. Чебурашка.
Воспитатель с детьми открывают посылку. А вот и наш герой. (Воспитатель показывает игрушку Чебурашку). Какой он по характеру? (Грустный, смешной, непоседливый, любопытный, добрый, дружелюбный, лохматый, коричневый)
2. Основная часть.
3. Словесная игра «Узнай и назови…» :
Воспитатель: Ребята, Чебурашка любит путешествовать. Он путешествовал по многим детским садам и сейчас мы попробуем отгадать, где и в какое время он побывал в каких помещениях детского сада.
- Зашел в комнату, где дети намыливают руки, вытираются. (Ванная или умывальная в обед)
- Пляшут, поют, кружатся… (Муз. Зал)
- Ставят прививки… (Кабинет мед. сестры)
- Зевают, отдыхают, спят (Спальня)
-Подтягиваются, бегают, отжимаются… (Спортивный зал)
Был в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются … (Когда это бывает) (Утром)
- обедают, благодарят, ложатся спать (Днём)
- одеваются, прощаются с детками и воспитателем (Вечером)
Постановка цели детьми:
Воспитатель: Какие серии про Гену и Чебурашку вы смотрели?
Дети: Как чистили реку, как строили детскую площадку ….
Воспитатель: А давайте вспомним серию про Чебурашку, где он идет в школу она так и называется “Чебурашка идёт в школу”.
Воспитатель:
И вот однажды, Чебурашка решил, что ему уже пора идти в школу.
Он собрал портфель. Посмотрим, что он в него положил?
4. Дидактическая игра «Опиши предмет». (Книга (букварь, ручка, тетрадь, карандаш, линейка.)
По - очереди, будем выкладывать по - одному предмету из портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета. Как можно назвать все эти предметы, одним словом?
Дети: Школьные принадлежности. (Воспитатель складывает всё в портфель).
Моделирование проблемной ситуации.
5. Беседа с детьми:
Воспитатель: как вы думаете, правильно ли Чебурашка собрал портфель?
Дети: Да правильно.
Воспитатель: А теперь Чебурашка не знает, что ему делать дальше?».
Дети: Пойти в школу.
Воспитатель: Как ему дойти до школы?
Дети: Спросить дорогу у прохожих, найти безопасный путь, посмотреть по карте.
Воспитатель: Подумайте, как мы можем ему помочь?
Дети: выдвигают свои гипотезы (провести его до школы, подсказать как идти)
Воспитатель: Вы знаете, как идти? А где же нам взять подсказку?
Дети: нет, поискать.
Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель совместно с детьми ищут подсказку. Находят в группе картинку, на которой изображена часть пути до школы. (картинка висит на мольберте)
Воспитатель: Ой, а что это?
Дети выдвигают свои гипотезы (картинка, нарисована дорога и дома)
Воспитатель: что нам с ней делать?
Дети: выдвигают свои гипотезы (сказать, как идти)
Воспитатель: Можем ли мы по ней рассказать, как чебурашке добраться до школы?
Дети делают вывод: Нет не можем она не вся нужно искать еще картинки.
Воспитатель: молодцы, совершенно верно.
Воспитатель: а знаете ребята ведь чтобы пойти в школу нужно владеть определёнными знаниями. Там много учеников, с ними нужно уметь вести беседу. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.
6. Словесная игра «Назови сколько?»
- Ребята, а из чего же состоят предложения?
Дети: Из слов.
Воспитатель: Посчитайте, сколько слов в следующем предложении?
Осень.
Дети: в предложении одно слово.
Воспитатель: Солнце светит тускло.
Дети: В предложении три слова.
Воспитатель: Детям нужны резиновые сапоги.
Дети: В предложении четыре слова.
Воспитатель: О каком времени года предложения?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Как вы думаете, почему предложения про осень?
Дети: Осенью дети идут в школу. 1 сентября
Воспитатель: Придумайте своё предложение, и выложите с помощью домиков его схему и посчитать сколько в нем слов.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Теперь Чебурашка умеет считать слова в предложении.
Воспитатель: посмотрите, загрустил Чебурашка. Ох, как много всего он ещё не знает! Он думал, что собрал портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Чебурашки настроение. Попробуем сделать так, чтобы Чебурашка снова был веселым.
7. Физкультминутка. «Мартышки».
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Воспитатель: Теперь настроение у всех поднялось и будет хорошее.
Ой, ребята, а мы ведь с вами так и не нашли как Чебурашке в школу прийти. Посмотрите в посылке может там есть какая-нибудь подсказка есть (находят конверт) Что же в нём? Интересно…
Дети: Какое-то письмо.
Воспитатель: Так это же письмо от Гены! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы или нет. Мы постараемся? (в конверте задания для ребят и вторая картинка пути, которую воспитатель достает только после выполнения заданий)
8. Игра «Наоборот»
Вы уже знаете, что Чебурашка большой озорник и любит разные игры. И вам предлагает игру «Наоборот» (С мячом). Я называю слово, а вы подбираете слово противоположное по смыслу - это слова антонимы.
«Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,- Ну, отвечай… (конец)
День – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; сухой- мокрый, тишина- шум, темный- светлый, легкий- тяжелый, холодный- горячий.
9. Проводится игра «Кто где живёт?»
Воспитатель: Какие трудные задания. Вот ещё одно. У Гены с Чебурашкой много соседей- животных, и он хочет узнать, знаем ли мы где они живут: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, медуза – в море, карась – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, конь – в конюшне, скворец- в скворечнике.
«А где живут наши ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?»
Дети: Называют свой адрес.
Разрешение проблемы
10. Составление рассказа по картинкам.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, а вот и вторая картинка и что теперь нам с ними делать?
Дети: мы можем узнать, как Чебурашке добраться до школы.
Воспитатель: А как мы это узнаем?
Дети: Соберём картинки по порядку. И раскажем как идти.
Воспитатель: Правильно! Перед вами картинки, по которым мы сможем определить путь до школы. Разделитесь на две группы и возьмите по одной картинке. Посмотрите на картинки внимательно и составьте рассказ про то, как Чебурашка будет идти до школы.
Дети: составляют рассказ.
Воспитатель: Молодцы!
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Как вы думаете, смогли ли мы помочь Чебурашке найти дорогу в школу? А что мы с вами для этого сделали? Какие задания вам было легко выполнить, а в каких вы встретили трудности?
Дети: ответы.
Воспитатель: Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу.
(Просмотр фрагмента мультфильма Чебурашка идет в школу).