Конспект НОД по речевому развитию «Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России»

Лариса Чехова
Конспект НОД по речевому развитию «Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России»

Конспект НОД по речевому развитию

Чехова Лариса

Тема: «Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России»

Цель занятия: Создание условий для формирования этнокультурной компетентности у старших дошкольников через развитие интереса культуре, обычаям и традициям в контексте культуры народов России и всего мира.

Задачи:

1. Создать условия для формирования знаний детей о других народах, их национальной культуре, обычаях.

2. Расширить и активизировать словарный запас детей. Развивать умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны, название языков от названий стран.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к народным традициям, культуре народов мира.

Методы и приемы: беседа, рассказ, ИКТ, показ, объяснение.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал: мультимедийный экран, презентация «Знакомство с разными странами», кукла в украинском национальном наряде, венок, атрибуты для казахского чаепития, русские матрёшки, косынки, деревянные ложки; раздаточный материал: лепестки из ткани, липкая лента, дощечки, белые пиалы, элементы казахской росписи.

Предварительная работа:

-беседы с детьми о народных традициях и обычаях в нашей стране; расширение и углубление знаний детей о народных традициях, обычаях и ремеслах (народные промыслы; изготовление и роспись дымковской игрушки, деревянных ложек, хохломской посуды, гжель);

- рассматривание картинок национального костюма;

- составление описательных рассказов по указанной тематике;

- чаепитие с самоваром;

-отгадывание загадок, чтение стихов о старинной народной игрушке – матрешке;

- беседа о семейных традициях.

Ход занятия.

Воспитатель встречает детей, приветствует (здоровается) их, предлагая стать в полукруг.

Воспитатель: - «Добрый день ребята. Давайте с вами познакомимся.

Меня зовут Лариса Ивановна. А теперь каждый из вас назовет свое имя». (Дети называют имена.)

Воспитатель: «Мне очень приятно. Я рада видеть вас.

Вы любите путешествовать? (Дети отвечают). Чтобы отправиться в путешествие нужно немного постараться, а сначала отгадайте загадку:

Загадка: На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь.

(Дети отвечают - Глобус).

Воспитатель: - «Правильно». (Показывает детям модель глобуса).

Воспитатель: - «Глобус – это модель нашей планеты земля, на которой живем мы и еще много других людей. На нем можно увидеть моря и океаны, материки. На материках находятся разные страны. В одной из них – живем мы с вами. Как называется страна, в которой мы живем?

(Ответы детей: Россия).

Воспитатель: - «Верно, мы живем в России. На карте наша страна выглядит вот так». (Показывает на слайде изображение фрагмента карты мира: Россия и соседние страны).

Воспитатель: - «У нашей страны много соседних стран». (Воспитатель показывает на карте и называет их).

Воспитатель: - «Какие вы еще знаете страны (Предполагаемые ответы детей: Белоруссия, Италия и т. д.).

Воспитатель: - «Молодцы ребята, правильно. На свете много стран. В каждой стране живут люди разных национальностей.

Давайте поиграем в игру «Кто, в какой стране живет

(Инструкция: я буду называть страну, а вы национальность людей, живущих в ней. Например: Кто живет в России? - Россияне).

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страны, которые прозвучали в ответах детей, а дети народ, проживающий в этой стране.

Пример: Кто живет в Казахстане? (Казахи).

В Украине? (Украинцы).

В Грузии? (Грузины)

Воспитатель: - «Молодцы, ребята. Скажите, а все ли люди разговаривают на одном языке? (Ответы детей).

Воспитатель: - «Люди в разных странах разговаривают на разных языках. В России… (Дети отвечают – на русском, в Украине – на украинском, в Казахстане – на казахском. (Если дети затрудняются, воспитатель помогает или исправляет неточные ответы)

Воспитатель: - «Вот теперь я вижу, ребята, что вы очень много знаете и готовы отправиться в путешествие. Я вам предлагаю вместе со мной побывать в других странах и узнать много интересного. Каждая страна имеет свои традиции и обычаи. А вы знаете, что такое традиции? Как вы думаете? (Дети отвечают. Если затрудняются, воспитатель помогает им).

Воспитатель: - «Традиция – это то, что людям понравилось и запомнилось. Например, песни, танцы, росписи, игры, поделки, игрушки, какие-либо правила, привычки. Люди это передали своим детям и внукам. И так это передавалось из поколения в поколение и дошло до нас с вами.

У меня есть «волшебный путеводитель», в каждом бочонке – название страны. Какой бочонок достанем, в той стране и окажемся. Попробуем!»

Дети достают бочонок, воспитатель читает: «Мы приглашены в Украину».

(Повторяют вместе название страны)

Воспитатель: - «Давайте познакомимся с этой страной». Обращает внимание детей на экран. На проекторе появляются слайды с изображениями:

украинский костюм, традиции (праздники, украинский венок.

Воспитатель рассказывает по слайдам об Украине, привлекает к рассказу детей, задавая наводящие вопросы;

Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты».

- «Украинцы соблюдают традиции, особенно связанные с семьёй».

(Воспитатель обращает внимание на изображение украинского венка на слайде).

- «Это элемент украинского костюма – венок с яркими цветами и лентами».

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит кукла в национальном костюме и лежит венок из зеленой ветви.

Воспитатель: «Посмотрите, какая красивая кукла. Она в национальном украинском наряде. Мне кажется, в ее костюме чего-то не хватает? Как вы думаете чего?

(Ответы детей: венка на голове.)

Воспитатель: -«А вот и венок. Посмотрите внимательно, такой ли венок у украинской девушки? (Дети: нет). Чего же в нем не достаёт? (Дети: ярких цветов). Давайте украсим венок цветами. (Воспитатель показывает, и сопровождает свои действия словесной инструкцией по изготовлению цветов из ткани.)

Инструкция: Возьмем лепестки, по 5 штук, и закрепим их на липкую основу таким образом, чтобы получился цветок.

Воспитатель прикрепляет цветы вместе с детьми на венок.

Воспитатель: - «Вот теперь получился настоящий украинский венок. (Надевает его на голову куклы). Мы славно потрудились, а теперь немного отдохнем. Я предлагаю станцевать украинский традиционный танец, который называется «Гопак» (повторяют вместе название танца).

Движения очень простые, повторяйте за мной. (Звучит музыка, дети становятся в круг и повторяют движения за воспитателем).

Воспитатель: - «Вот мы и побывали в Украине. Вам понравилось?» (ответы детей).

Воспитатель: - «А в какой стране нас теперь ждут, нам подскажет «волшебный путеводитель». Достает бочонок, читает название страны – «Казахстан». Вместе повторяют название стран.

На экране появляются слайды. Воспитатель рассказывает по слайдам о Казахстане: национальный костюм; животные, растительность; церемония чаепития.

- «Казахский национальный костюм - предмет особой национальной гордости казахского народа. Нарядность казахскому народному костюму придаёт отделка дорогим мехом, орнамент и узоры, пояса, украшенные золотом и серебром».

- «Традиционное занятие казахов – скотоводство. Казахи держали и разводили скот: лошадей, овец, коров, верблюдов.

- «В Казахстане тоже есть свои традиции и обычаи. С одной из них мы сейчас познакомимся. Это традиция чаепития, т. е. как принято пить чай у казахов. (Рассматривают на картинке, и обсуждают вместе с детьми традицию чаепития).

Диалог с детьми о чайных пиалах и узорах на них: - «Чай в Казахстане пьют из пиал (показывает, вот эта чашка для чая называется пиала, повторите. (Дети повторяют и запоминают незнакомое слово). Каждая пиала украшена красивым узором. (Показывает иллюстрации с изображением элементов казахской росписи). Эти узоры наносят на пиалу казахские мастера-художники. Узоры эти особенные, здесь есть и цветы, и веточки с завитком, а также изображения звезды и месяца, животных и птиц».

Педагог приглашает детей к столам с материалами для прикладного творчества.

Воспитатель: Хотите попробовать оформить пиалу, сделать её красивой, с настоящим казахским узором? (Дети отвечают). У каждого из вас есть элементы узоров. Посмотрите. Возьмите пиалу, переверните для удобства вверх дном и наклейте узор по кругу всей пиалы.

(Звучит казахская музыка, дети выполняют работу).

Воспитатель: – «Давайте посмотрим на ваши пиалы.

(Дети выставляют свои пиалы на общий маленький столик, рассматривают).

Воспитатель: - «Какие молодцы, у вас получились настоящие казахские пиалы, осталось только чай в них налить. Давайте поиграем. Хотите попробовать пить чай как казахи?

Творческая игра «Чаепитие»:

(Дети усаживаются вокруг столика, берут свои украшенные пиалы). Воспитатель присаживается вместе с детьми, берет чайник и «разливает» чай каждому ребенку, сопровождая свои действия рассказом:

- «У казахов чай пьют в течение всего дня, перед едой, в начале застолья, затем основные кушанья, и в заключение опять обязательно чай. Чай – это гостеприимство, дом, уют, беседа, общение. Хозяин постоянно подливает горячий чай гостям, что считается большим уважением. Гостеприимство у казахов считается священной обязанностью».

Воспитатель: - «Понравилась игра? (ответы детей) А теперь мы отправимся в другую страну. А в какую, нам подскажет наш «волшебный путеводитель». (Достает бочонок).

- «Эту страну вы назовете сами». На экране появляется изображение столицы России (Кремль).

(Дети узнают и называют страну – Россия).

Далее, на экране слайды с изображениями: русский национальный костюм; традиционные народные праздники; работы народных мастеров и сувениры.

Воспитатель поясняет: В нашей стране тоже много интересных традиций, обратите внимание на экран. Показывает картинки на экране, выслушивает ответы детей, задавая наводящие вопросы:

- как называется столица России?

- как выглядит национальный русский костюм? (беседуют с детьми);

- Какие традиции нашей страны вы знаете? (Дети отвечают, ориентируясь на изображения, предложенные на слайде. Предполагаемые ответы детей: «пить чай из самовара», «семейно праздновать праздники с песнями, танцами и т. д., «готовить угощение», «дарить подарки, сделанные своими руками»).

Воспитатель: - «Богата Россия различными народными промыслами, работы наших мастеров ценятся во всех странах (приводят примеры русской народной живописи: расписные ложки, игрушки, посуда.).

А каждый, кто хоть раз побывал в гостях в России не уезжает без сувенира.

О каком сувенире сейчас пойдёт речь – вы узнаете отгадав загадку. (Загадывает детям загадку о матрешке):

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

(Матрешка).

Воспитатель подводит детей к столу, где находятся матрешки.

Воспитатель: - «А у меня для вас сюрприз, закройте глаза. (Снимает салфетку. На столе набор матрешек – по росту).

- Я хочу вам рассказать, как появилась матрёшка в нашей стране. «Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они сделали игрушку из дерева, одели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Матрешка так всем понравилась, что она стала главным сувениром в нашей стране.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся,

Они нам очень нравятся.

-Её называли чудом света, потому что она являлась произведением человеческих рук. Одинаковых матрешек не бывает, каждый узор неповторим, потому что ее расписывают художники вручную.

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одёжки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

- Вот какая семейка матрешек. Одна из русских традиций семейно отмечать праздники. Ни один праздник не обходится без песен, игр и танцев. А сейчас я вам предлагаю превратиться в русских матрёшек. Девочки оденут косынки, а мальчики возьмут деревянные ложки и подыграют нам.

Ну, ребятки не зевайте,

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь вы матрёшкой.

(Звучит музыка, девочки танцуют в косынках, мальчики играют на деревянных ложках).

Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

-Вам понравилось путешествовать? (дети отвечают) И мне понравилось.

-В каких же странах мы с вами побывали?

-Что запомнилось?- Какие традиции вы узнали? В Украине? В Казахстане? В России? (Дети отвечают на вопросы, рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось).

- Я благодарю вас за наше замечательное путешествие. И в завершение нашей встречи хочу сделать вам подарки. По русской традиции хочу подарить каждому из вас маленькую матрешку. Пусть она принесет все только самое хорошее в вашу семью. До свидания, ребята!

Прикреплённые файлы:

slaidy-zanjatie_o045u.pptx | 3609,21 Кб | Скачан: 40
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Традиции чаепития у разных народов». Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Традиции чаепития у разных народов». Задачи: - закреплять знания детей о названии.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе Тема «Животные жарких стран»Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе Тема «Животные жарких стран» ОО Речевое развитие. Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка по теме: «Животные жарких стран». Задачи: Коррекционно – развивающие:.

Конспект НОД «Народные художественные промыслы России» (старший дошкольный возраст) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №102 Калининского района Санкт-Петербурга Совместная деятельность.

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Животные жарких стран» Конспект ООД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Животные жарких стран» Программное содержание Образовательные.

Конспект открытого занятия по поисково-исследовательской деятельности «Жилища разных стран» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе"Колобок" "Жилища разных стран" Дата: Цель: Создание социальной ситуации.

НОД для средней группы «Русские народные традиции» Тема. Русские народные традиции. Цель: формировать познавательный интерес к миру вещей, продолжать знакомить детей с русскими народными.

НОД. Январь «Народные праздники и традиции». Вторая неделя «Старые добрые сказки» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Январь «Народные праздники и традиции». 2 неделя «Старые добрые сказки» Цель: расширить представления.

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игрыПроект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры, используя.

Сценарий новогоднего сценария «Деды Морозы разных стран»Сценарий новогоднего сценария «Деды Морозы разных стран» «Деды Морозы разных стран». Новогодний утренник для детей старшего возраста. Действующие лица взрослые: Ведущая, Баба Яга, Дед Мороз. Действующие.

Спортивное развлечение «Народные подвижные игры разных стран мира» Спортивное развлечение для подготовительной к школе группы детского сада и учеников 1 «Б» класса гимназии №54 Тема: «Народные подвижные.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России»
Опубликовано: 5 мая 2017 в 08:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...