Лариса Чехова
Конспект НОД по речевому развитию «Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию
Чехова Лариса
Тема: «Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России»
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России“» размещена в разделах
- Казахстан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Цель занятия: Создание условий для формирования этнокультурной компетентности у старших дошкольников через развитие интереса культуре, обычаям и традициям в контексте культуры народов России и всего мира.
Задачи:
1. Создать условия для формирования знаний детей о других народах, их национальной культуре, обычаях.
2. Расширить и активизировать словарный запас детей. Развивать умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны, название языков от названий стран.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к народным традициям, культуре народов мира.
Методы и приемы: беседа, рассказ, ИКТ, показ, объяснение.
Материалы и оборудование:
демонстрационный материал : мультимедийный экран, презентация «Знакомство с разными странами», кукла в украинском национальном наряде, венок, атрибуты для казахского чаепития, русские матрёшки, косынки, деревянные ложки; раздаточный материал: лепестки из ткани, липкая лента, дощечки, белые пиалы, элементы казахской росписи.
Предварительная работа:
-беседы с детьми о народных традициях и обычаях в нашей стране; расширение и углубление знаний детей о народных традициях, обычаях и ремеслах (народные промыслы; изготовление и роспись дымковской игрушки, деревянных ложек, хохломской посуды, гжель);
- рассматривание картинок национального костюма;
- составление описательных рассказов по указанной тематике;
- чаепитие с самоваром;
-отгадывание загадок, чтение стихов о старинной народной игрушке – матрешке;
- беседа о семейных традициях.
Ход занятия.
Воспитатель встречает детей, приветствует (здоровается) их, предлагая стать в полукруг.
Воспитатель: - «Добрый день ребята. Давайте с вами познакомимся.
Меня зовут Лариса Ивановна. А теперь каждый из вас назовет свое имя». (Дети называют имена.)
Воспитатель: «Мне очень приятно. Я рада видеть вас.
Вы любите путешествовать? (Дети отвечают). Чтобы отправиться в путешествие нужно немного постараться, а сначала отгадайте загадку:
Загадка: На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь.
(Дети отвечают - Глобус).
Воспитатель: - «Правильно». (Показывает детям модель глобуса).
Воспитатель: - «Глобус – это модель нашей планеты земля, на которой живем мы и еще много других людей. На нем можно увидеть моря и океаны, материки. На материках находятся разные страны. В одной из них – живем мы с вами. Как называется страна, в которой мы живем?
( Ответы детей: Россия).
Воспитатель: - «Верно, мы живем в России. На карте наша страна выглядит вот так». ( Показывает на слайде изображение фрагмента карты мира: Россия и соседние страны).
Воспитатель: - «У нашей страны много соседних стран». (Воспитатель показывает на карте и называет их).
Воспитатель: - «Какие вы еще знаете страны?» ( Предполагаемые ответы детей: Белоруссия, Италия и т. д.).
Воспитатель: - «Молодцы ребята, правильно. На свете много стран. В каждой стране живут люди разных национальностей.
Давайте поиграем в игру «Кто, в какой стране живет?»
( Инструкция: я буду называть страну, а вы национальность людей, живущих в ней. Например : Кто живет в России? - Россияне).
Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.
Ход игры:
Воспитатель называет страны, которые прозвучали в ответах детей, а дети народ, проживающий в этой стране.
Пример : Кто живет в Казахстане? (Казахи).
В Украине? (Украинцы).
В Грузии? (Грузины)
Воспитатель: - «Молодцы, ребята. Скажите, а все ли люди разговаривают на одном языке? (Ответы детей).
Воспитатель: - «Люди в разных странах разговаривают на разных языках. В России… (Дети отвечают – на русском, в Украине – на украинском, в Казахстане – на казахском. (Если дети затрудняются, воспитатель помогает или исправляет неточные ответы)
Воспитатель: - «Вот теперь я вижу, ребята, что вы очень много знаете и готовы отправиться в путешествие. Я вам предлагаю вместе со мной побывать в других странах и узнать много интересного. Каждая страна имеет свои традиции и обычаи. А вы знаете, что такое традиции? Как вы думаете? (Дети отвечают. Если затрудняются, воспитатель помогает им).
Воспитатель: - «Традиция – это то, что людям понравилось и запомнилось. Например, песни, танцы, росписи, игры, поделки, игрушки, какие-либо правила, привычки. Люди это передали своим детям и внукам. И так это передавалось из поколения в поколение и дошло до нас с вами.
У меня есть «волшебный путеводитель», в каждом бочонке – название страны. Какой бочонок достанем, в той стране и окажемся. Попробуем!»
Дети достают бочонок, воспитатель читает: «Мы приглашены в Украину».
(Повторяют вместе название страны)
Воспитатель: - «Давайте познакомимся с этой страной». Обращает внимание детей на экран. На проекторе появляются слайды с изображениями:
украинский костюм, традиции (праздники, украинский венок.
Воспитатель рассказывает по слайдам об Украине, привлекает к рассказу детей, задавая наводящие вопросы;
-«Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты».
- «Украинцы соблюдают традиции, особенно связанные с семьёй».
(Воспитатель обращает внимание на изображение украинского венка на слайде).
- «Это элемент украинского костюма – венок с яркими цветами и лентами».
Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит кукла в национальном костюме и лежит венок из зеленой ветви.
Воспитатель: «Посмотрите, какая красивая кукла. Она в национальном украинском наряде. Мне кажется, в ее костюме чего-то не хватает? Как вы думаете чего?
( Ответы детей: венка на голове.)
Воспитатель: -«А вот и венок. Посмотрите внимательно, такой ли венок у украинской девушки? ( Дети: нет). Чего же в нем не достаёт? ( Дети: ярких цветов). Давайте украсим венок цветами. (Воспитатель показывает, и сопровождает свои действия словесной инструкцией по изготовлению цветов из ткани.)
Инструкция: Возьмем лепестки, по 5 штук, и закрепим их на липкую основу таким образом, чтобы получился цветок.
Воспитатель прикрепляет цветы вместе с детьми на венок.
Воспитатель: - «Вот теперь получился настоящий украинский венок. (Надевает его на голову куклы). Мы славно потрудились, а теперь немного отдохнем. Я предлагаю станцевать украинский традиционный танец, который называется «Гопак» (повторяют вместе название танца).
Движения очень простые, повторяйте за мной. (Звучит музыка, дети становятся в круг и повторяют движения за воспитателем).
Воспитатель: - «Вот мы и побывали в Украине. Вам понравилось?» (ответы детей).
Воспитатель: - «А в какой стране нас теперь ждут, нам подскажет «волшебный путеводитель». Достает бочонок, читает название страны – «Казахстан». Вместе повторяют название стран.
На экране появляются слайды. Воспитатель рассказывает по слайдам о Казахстане : национальный костюм; животные, растительность; церемония чаепития.
- «Казахский национальный костюм - предмет особой национальной гордости казахского народа. Нарядность казахскому народному костюму придаёт отделка дорогим мехом, орнамент и узоры, пояса, украшенные золотом и серебром».
- «Традиционное занятие казахов – скотоводство. Казахи держали и разводили скот : лошадей, овец, коров, верблюдов.
- «В Казахстане тоже есть свои традиции и обычаи. С одной из них мы сейчас познакомимся. Это традиция чаепития, т. е. как принято пить чай у казахов. (Рассматривают на картинке, и обсуждают вместе с детьми традицию чаепития).
Диалог с детьми о чайных пиалах и узорах на них: - «Чай в Казахстане пьют из пиал (показывает, вот эта чашка для чая называется пиала, повторите. (Дети повторяют и запоминают незнакомое слово). Каждая пиала украшена красивым узором. (Показывает иллюстрации с изображением элементов казахской росписи). Эти узоры наносят на пиалу казахские мастера-художники. Узоры эти особенные, здесь есть и цветы, и веточки с завитком, а также изображения звезды и месяца, животных и птиц».
Педагог приглашает детей к столам с материалами для прикладного творчества.
Воспитатель: Хотите попробовать оформить пиалу, сделать её красивой, с настоящим казахским узором? (Дети отвечают). У каждого из вас есть элементы узоров. Посмотрите. Возьмите пиалу, переверните для удобства вверх дном и наклейте узор по кругу всей пиалы.
(Звучит казахская музыка, дети выполняют работу).
Воспитатель: – «Давайте посмотрим на ваши пиалы.
(Дети выставляют свои пиалы на общий маленький столик, рассматривают).
Воспитатель: - «Какие молодцы, у вас получились настоящие казахские пиалы, осталось только чай в них налить. Давайте поиграем. Хотите попробовать пить чай как казахи?
Творческая игра «Чаепитие» :
(Дети усаживаются вокруг столика, берут свои украшенные пиалы). Воспитатель присаживается вместе с детьми, берет чайник и «разливает» чай каждому ребенку, сопровождая свои действия рассказом:
- «У казахов чай пьют в течение всего дня, перед едой, в начале застолья, затем основные кушанья, и в заключение опять обязательно чай. Чай – это гостеприимство, дом, уют, беседа, общение. Хозяин постоянно подливает горячий чай гостям, что считается большим уважением. Гостеприимство у казахов считается священной обязанностью».
Воспитатель: - «Понравилась игра? (ответы детей) А теперь мы отправимся в другую страну. А в какую, нам подскажет наш «волшебный путеводитель». (Достает бочонок).
- «Эту страну вы назовете сами». На экране появляется изображение столицы России (Кремль).
(Дети узнают и называют страну – Россия).
Далее, на экране слайды с изображениями: русский национальный костюм; традиционные народные праздники; работы народных мастеров и сувениры.
Воспитатель поясняет: В нашей стране тоже много интересных традиций, обратите внимание на экран. Показывает картинки на экране, выслушивает ответы детей, задавая наводящие вопросы:
- как называется столица России?
- как выглядит национальный русский костюм? (беседуют с детьми);
- Какие традиции нашей страны вы знаете? (Дети отвечают, ориентируясь на изображения, предложенные на слайде. Предполагаемые ответы детей: «пить чай из самовара», «семейно праздновать праздники с песнями, танцами и т. д., «готовить угощение», «дарить подарки, сделанные своими руками»).
Воспитатель: - «Богата Россия различными народными промыслами, работы наших мастеров ценятся во всех странах (приводят примеры русской народной живописи : расписные ложки, игрушки, посуда.).
А каждый, кто хоть раз побывал в гостях в России не уезжает без сувенира.
О каком сувенире сейчас пойдёт речь – вы узнаете отгадав загадку. (Загадывает детям загадку о матрешке) :
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
(Матрешка).
Воспитатель подводит детей к столу, где находятся матрешки.
Воспитатель: - «А у меня для вас сюрприз, закройте глаза. (Снимает салфетку. На столе набор матрешек – по росту).
- Я хочу вам рассказать, как появилась матрёшка в нашей стране. «Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они сделали игрушку из дерева, одели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Матрешка так всем понравилась, что она стала главным сувениром в нашей стране.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся,
Они нам очень нравятся.
-Её называли чудом света, потому что она являлась произведением человеческих рук. Одинаковых матрешек не бывает, каждый узор неповторим, потому что ее расписывают художники вручную.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки :
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
- Вот какая семейка матрешек. Одна из русских традиций семейно отмечать праздники. Ни один праздник не обходится без песен, игр и танцев. А сейчас я вам предлагаю превратиться в русских матрёшек. Девочки оденут косынки, а мальчики возьмут деревянные ложки и подыграют нам.
Ну, ребятки не зевайте,
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь вы матрёшкой.
(Звучит музыка, девочки танцуют в косынках, мальчики играют на деревянных ложках).
Итог занятия
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Вам понравилось путешествовать? (дети отвечают) И мне понравилось.
-В каких же странах мы с вами побывали?
-Что запомнилось?- Какие традиции вы узнали? В Украине? В Казахстане? В России? (Дети отвечают на вопросы, рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось).
- Я благодарю вас за наше замечательное путешествие. И в завершение нашей встречи хочу сделать вам подарки. По русской традиции хочу подарить каждому из вас маленькую матрешку. Пусть она принесет все только самое хорошее в вашу семью. До свидания, ребята!