Вера Самойлова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Путешествие берёзки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Тема «Путешествие берёзки»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Путешествие берёзки“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
- развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, воспитывать звуковую культуру речи, закрепить произношение звука «Ж» в связном тексте; активизировать речь детей; развивать способность подбирать качественные прилагательные к слову «берёза»(«Речевое развитие»);
- развивать умение сравнивать два времени года по характерным признакам; закреплять знания о сезонных изменениях в природе («Познавательное развитие»);
- развивать художественные способности через аппликацию («Художественно-эстетическое развитие»);
- развивать мелкую моторику рук («Физическое развитие»);
- формировать уважительное отношение к чужому труду («Социально-коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
- практические: составление рассказа воспитанниками, пальчиковая гимнастика, словесная игра;
- наглядные: демонстрация;
- словесные: рассказ воспитателя, вопросы, заучивание скороговорок.
Материалы и оборудование:
- картины с изображением весеннего и осеннего пейзажа;
- изображение берёзы в летнем одеянии;
- листочки жёлтого, коричневого, оранжевого, зелёного цветов;
- картинка скворечника и птиц;
- листы белого картона с силуэтом берёзы по количеству воспитанников;
- листочки зелёного цвета;
- клей;
- кисти для клея по количеству воспитанников;
- ёмкость для клея по количеству воспитанников;
- салфетки по количеству воспитанников;
- клеёнчатые салфетки по количеству воспитанников.
Детская деятельность: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, изобразительная.
Формы и методы организации совместной деятельности: пальчиковая игра, наблюдения, беседы, словесные игры, вопросы, слушание, аппликация.
Логика образовательной деятельности:
1 Воспитатель обращает внимание детей на картины с изображением весеннего пейзажа и осеннего пейзажа, задаёт вопросы.
Воспитанники внимательно рассматривают картины, проводят сравнение двух картин. Составляют описание картин.
Сформировано умение составлять рассказ - описание по картине, монологическая речь.
2 Воспитатель обращает внимание воспитанников на доску, где находится изображение берёзы в летнем наряде, просит подобрать для берёзы красивые названия.
Воспитанники придумывают качественные прилагательные, характеризующие вид берёзы.
Обогащение словарного запаса, активизация словаря.
3 Воспитатель предлагает воспитанникам представить, что берёза попадает в осень и задаёт вопрос о том, как изменится берёза. Воспитатель предлагает нарядить берёзку в осенний наряд
Воспитанники представляют осеннюю берёзу, подбирают слова для описания состояния берёзы осенью. Воспитанники снимают с берёзы летний наряд (т. е. зелёные листочки, одевают осенний (т. е. жёлтые, оранжевые и коричневые листочки).
Развита монологическая речь, способность фантазировать, закрепляется знание осенней палитры цветов.
4 Воспитатель предлагает воспитанникам рассказать, что случится с берёзой, если она попадёт в весну. Затем предлагает одеть берёзу по-весеннему.
Воспитанники представляют весеннюю берёзку, с помощью воспитателя описывают, что случится с берёзой весной. Затем одевают берёзу по- весеннему : меняют листочки на маленькие зелёные. Прикрепляют скворечник, сажают на веточки птиц.
Развита монологическая речь, закреплены знания о сезонных изменениях в природе.
5 Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.
Воспитанники производят движения под стихотворную речь, повторяют слова.
Развита мелкая моторика рук, активизирована речь.
6 Воспитатель предлагает воспитанникам поиграть в словесную игру «Бывает – не бывает»»
Воспитанники слушают правила игры, принимают участие в игре, находят не точности выражениях, исправляют их на верные.
Сформирован грамматический строй речи.
7 Воспитатель вместе с воспитанниками проговаривает чистоговорки
Воспитанники повторяют за воспитателем чистоговорки на закрепление звука «Ж»
Закреплено произношение звука «Ж» в связном тексте.
8 Воспитатель предлагает воспитанникам сделать аппликацию берёзки в летнем варианте.
Воспитанники проходят за столы. Выполняют аппликацию дерева берёзы. Самостоятельная работа.
Сформировано желание к самостоятельной работе, развита аккуратность в оформлении работы.
9 Просмотр работ.
Воспитанники принимают участие в просмотре.
Сформировано уважительное отношение к работам своих сверстников.
Методическое сопровождение
Что произойдёт с берёзой, если она попадёт в осень?
Листья на ней пожелтеют, серёжки осыплются, их будут клевать птицы. Листья под дуновением ветра будут облетать, намокнут под дождём, ветер согнёт её ствол, ветки будут качаться из стороны в сторону.
Что произойдёт с берёзой, если она попадёт в весну?
Сначала у берёзки не будет листьев, её ветки будут обнажёнными. В самом начале весны по её стволу и по веточкам побежит вкусный и сладкий сок, потом у неё набухнут почки, и когда совсем станет тепло, из почек появятся маленькие клейкие листочки. Прилетят скворцы и другие птицы, и мальчики повесят на её стволе домик для птиц, который называется скворечник.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки) :
Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём (загибают поочерё дно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Маме осенний букет отнесём (вытягивают вперёд ладошки)
Словесная игра «Бывает – не бывает»
Педагог называет ситуацию, воспитанники либо соглашаются и говорят «Бывает». Либо не соглашаются и говорят, как бывает на самом деле.
Человек вьёт гнездо.
Зайчик ходит в школу.
На деревьях живут птицы.
Рыбы плавают по небу.
Зимой идёт снег.
Кошка ловит мышку.
Волк сидит на дереве.
Ночью светит солнце.
Кошка бегает за собакой.
Петух поёт «Мяу!»
Корова мычит «Му!»
Ветер качает деревья.
Яблоко солёное.
В озере живут лягушки.
Чистоговорки
1 Цветут подснеж-ж-ж-ж-жники, цветут подснеж-ж-ж-ж-жники,
Такие свеж-ж-ж-ж-жие, Такие неж-ж-ж-ж-жные.
2 Жу-жу-жу, я на ветке сиж-ж-ж-ж-жу,
Букву Ж всё тверж-ж-ж-ж-жу.
3 Леж-ж-ж-ж-жебока рыж-ж-ж-ж-жий кот
Отлеж-ж-ж-ж-жал себе ж-ж-ж-ж-живот.
4 С утра жуж-ж-жу, цветок буж-ж-жу,
Круж-ж-жу, гуж-ж-жу и мёд вож-ж-жу.