Папки-передвижки

Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Донской казак рождается воином» (1 фото)

Светлана Бабурова
Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Донской казак рождается воином»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Казак –рождается воином»

Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Донской казак рождается воином»

Цель: создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах.

Задачи:

Образовательная:

- знакомить детей с символами Донского казачества;

- познакомить детей с традициями воспитания мальчиков казаков;

Развивающая:

- развивать интерес к истории Донского края;

-приобщать дошкольников к интересной и многогранной культуре казачества;

Воспитательная:

Публикация «Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе „Донской казак рождается воином“» размещена в разделах

-воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине;

-воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

-стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.

Материалы. Презентация, проектор, компьютер, карандаши, шаблон коня, альбомные листы бумаги, папаха.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.

Методы:

Словесный, игровой, практический, наглядный.

Приемы:

моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, проблемные вопросы.

Словарная работа: курень, папаха, табун

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать друг друга.

Здравствуй, небо голубое, (руки к небу)

Здравствуй, солнце золотое, (ладони крестиком)

Здравствуй, вольный ветерок, (руки над головой)

Здравствуй, маленький дубок. (руки вниз)

Мы живем в одном краю (руки друг другу)

Я тебя, приветствую. (Поклон)

Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришел в гости казачий полковник Василий Иванович Ноженко, давайте поделимся с ним своим хорошим настроением (сдуваем с ладошек свои улыбки). Вот теперь у нас и нашего гостя хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день. Присаживайтесь.

КАЗАК – НАСТАВНИК: «Здоровенько дневали, казаченьки. Я пришел к вам с просьбой. Много лет прошло с появления казачества, стали забывать казаки о своих национальных символах, верных друзьях и том, как нужно воспитывать из мальчика – воина-казака. Прошу вас помогите нам».

Воспитатель: Ну, так поможем Василий Ивановичу?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте сначала вспомним, что такое символы. (ответы детей флаг, герб, гимн). Какие символы вы знаете. Российский флаг, герб, гимн.

Все мы знаем флаг России, но у казаков тоже есть свой флаг и каждая полоска, также что-то означает. Флаг Всевеликого Войска Донского представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса синего цвета, средняя — жёлтого цвета и нижняя — красного цвета. «Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области — донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков — синий, васильковый, у калмыков — жёлтый и у русских — алый. Донской флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой».

Давайте повторим цвета флага донских казаков. Слайд

Герб Донского войска, изображающего оленя, пронзённого стрелою. Слайд

Воспитатель. Ребята я предлагаю вам сыграть в одну игру. Она называется «Папаху одеваю, на вопросы отвечаю»

Игра «Папаху одеваю, на вопросы отвечаю».

Воспитатель: Как называют нашу родную область?

Дети: Ростовская область

- Как называется наш город?

Дети: Пролетарск

Воспитатель: Как называется предводитель казаков?

Дети: Атаман

Воспитатель: Как называется казачья шапка?

Дети: папаха

Воспитатель: Как называли девочек?

Дети: Казачки

В. :Дом в котором жили казаки как назывался?

Д. : курень.

В. : Чем занимались казаки?

Д. : выращивали хлеб, служили Отечеству.

В. : Как называлось оружие казаков?

Д. : Шашка.

В. : Из каких цветов состоит казачий флаг?

Д. : Желтый, синий, красный.

В. : Что означают цвета флага казаков?

Д. : Желтый- золотые поля хлеба.

Д. : Синий воды Тихого Дона.

Д. : красный- кровь казаков, которую они пролили защищая Отечество.

Воспитатель. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождения мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. При воспитании мальчиков, воспитывали настоящих воинов. Когда рождался мальчик, то им приносили к изголовью кровати ружье и лук, саблю и пистолет. Также приносили пулю. Нельзя обойти стороной обряд посвящения в казаки. Когда у ребенка появлялся первый зуб, крестный отец сажал ребенка на коня, давал саблю и подрезал чуб (первый раз, подрезание чуба здесь символично – ребенок отрывается от матери и становится настоящим казаком, воином. Маленькие дети жили в этой атмосфере, слушали рассказы о боевых сражениях. Поэтому зачастую дети первое слово говорили не привычные всем «мама» или «папа», а «чу», означающее езду на коне, или «пу», означающее стрелять. Дети уже буквально с трехлетнего возраста умели ездить верхом по двору, а через пару лет уже смело, и ловко рассекали по городу, а отец и мать радостно наблюдали за этой картиной.

Давайте ответим на несколько вопросов.

В. : В каком возрасте детей впервые сажали на коня?

Д. : в 3 года.

В. : кто сажал на коня?

Д. : крестный отец.

В. : Что приносили к изголовью мальчика?

Д. : ружье и лук, саблю, пистолет и пулю.

Воспитатель. Помогал в бою казаку верный друг, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Любит он в росе купаться,

Кушать сено и брыкаться:

Дали прозвище – Огонь –

Это самый лучший (конь).

Воспитатель. Чтобы понять, какая лошадь принесет удачу казаку в походе, рекомендовалось выполнить один ритуал. С началом весны, казак, увидев первую ласточку, должен был закрыть глаза, перевернутся налево кругом, а затем взглянуть на левый сапог. Под его каблуком должен был быть волос в масть лошади, которую и надо брать в поход.

У казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:

Казаку конь отец родной и товарищ боевой.

Казаку конь дороже себя.

Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

А почему именно коня казак называл верным другом?

Ответы детей. Конь не редко спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжёлые грузы.

Двигательная разминка.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам прокатиться на лошади. Хотите? Тогда давайте выйдем на коврик и встанем в круг.

Конь меня в дорогу ждет,

(руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот,

(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу!

(подскоки на месте)

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,

(руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

(машут рукой)

- Понравилось кататься на лошадке?

Рисование коней для казаков с помощью трафарета.

- Ребята, посмотрите какие красивые кони гуляют по лугу. Вам нравятся? (Слайд)

- Тогда, давайте с вами нарисуем коней для казаков, и пусть они будут им верными друзьями.

- Посмотрите, у вас на столах стоят карандаши и лежат листочки. Еще для каждого на столе лежит шаблон коня. Вам надо будет по шаблону обвести коня и раскрасить его.

- Берите свой шаблон, кладите его на листок и крепко прижимайте, теперь обводите. Не забывайте следить за тем, что бы шаблон не сдвигался.

- Обвели? Молодцы! Теперь вам надо раскрасить лошадок, дорисовать им глазки, гриву, хвостик. Выберите цвет которым будите раскрашивать и приступайте к работе. Помните, за контур изображения вылезать нельзя.

- Вот и готовы наши лошадки. Только мне кажется что они какие то грустные. Как вы думаете, почему?

- Да, наверно им не хватает луга по которому они любят гулять и голубого неба. Давайте дорисуем их, я думаю наши лошадки будут очень рады. (Дети по своему усмотрению раскрашивают фон рисунка)

- Очень красиво получилось, и лошадки сразу повеселели.

Рефлексия.

Воспитатель организует выставку рисунков и предлагает определить какая лошадь самая красивая, самая аккуратная. Проводит обобщающую беседу о том, что запомнилось и понравилось на занятии.

- Ребята, посмотрите сколько у нас лошадей, целый табун. Какая лошадь вам больше всего нравится? А какая, по вашему мнению, раскрашена аккуратнее, чем остальные?

- Ребята, вы все у меня большие молодцы! Ваши лошадки самые красивые. Я думаю любой казак захотел бы иметь у себя таких замечательных лошадей.

Воспитатель. Ну что дети как вы думаете, мы справились с заданием Василий Ивановича? Дарим рисунки Василий Ивановичу. Вы все молодцы.

https://youtu.be/J5HMUKpzAH4

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о тематическом развлечении «Казак без службы не казак», посвящённом Дню защитника ОтечестваФотоотчёт о тематическом развлечении «Казак без службы не казак», посвящённом Дню защитника Отечества 23 Февраля наша страна будет отмечать День защитника Отечества, День Рождения Российской армии. Нет в нашей стране семьи, где, бы не отмечался.

Комплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 летКомплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 лет Цель: закрепить знания детей о месте работы родителей. Задачи: *начать знакомство с родным посёлком; *показать фотографии организаций,.

Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли» .

Конспект развлечения в группе раннего возраста «В гостях у донской казачки»Конспект развлечения в группе раннего возраста «В гостях у донской казачки» ОСП МБДОУ детский сад № 7 «Жемчужинка»-детский сад «Росинка» Воспитатель: Свирина Н. Ю. х. Объединенный 2020 г. Тема: «В гостях у Донской.

Конспект занятия «Как рождается ветер?» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Как рождается ветер?» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей.

Конспект занятия по региональному компоненту «В гости к нам пришёл Незнайка!» (средняя группа) Задачи: -Формировать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку); - развивать способности чувствовать красоту природы своей.

Фотоотчет «Казачий день в старшей группе. Одежда донской казачки»Фотоотчет «Казачий день в старшей группе. Одежда донской казачки» Здравствуйте ребята! Мы снова собрались с вами на вечернем кругу, потому что сегодня у нас "казачий день". Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Автор публикации:
Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Донской казак рождается воином»
Опубликовано: 25 июня 2024 в 22:29
+59Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Донской казак рождается воином»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бабурова (УИ 117335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД