Фролова Ольга
Конспект НОД по риторике «Я — словечко, ты — словечко»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по риторике на тему:
«Ты - словечко, я - словечко!»
Занятия по развитию речи – одни из самых важных форм ознакомления детей с культурными ценностями общества. Ведь речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама.
Публикация «Конспект НОД по риторике „Я — словечко, ты — словечко“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как вести диалог по телефону; что значит – быть внимательным слушателем и хорошим собеседником; существуют правила общения. Этим и другим вопросам посвящен курс дошкольной риторики.
Занятия по риторике – это общение педагога с детьми, во время которого дошкольники познают новое в свободной, непринужденной беседе, в игре.
Начиная со старшего возраста, мы в нашей группе проводили занятия по риторике. Такие как, «Что такое общение?», Язык жестов и движений», «Волшебные слова», «Доброе слово лечит – худое калечит», «Страна вежливости». В подготовительной группе мы решили вам показать «Я словечко – ты словечко».
Программное содержание:
• Закрепить знание детей о науке красиво говорить «Риторике», вызвать у детей размышление о том, как важно владеть словом, о том, какое это бесценное богатство.
• Закрепить представление о различном темпе и громкости речи проговаривания скороговорок и чистоговорок.
• Активизировать мыслительную и речевую деятельность ребенка
• Продолжать развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи, продолжать воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.
Материал:
Иллюстрации с древнегреческими ораторами, картинки-символы (громко, тихо, медленно, быстро, весело); панно с картинками, музыкальные инструменты, русские народные костюмы, магнитофон и видеомагнитофон.
Ход деятельностиДети:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Воспитатель. И всё это про слова, ведь именно с помощью них мы общаемся, понимаем друг друга, выражаем свои чувства. Словом можно наградить, словом можно и обидеть. Мои маленькие друзья, а вы знаете, для того, чтобы стать талантливыми собеседниками есть специальная наука! Называется она РИТОРИКА.
Дети:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
- Мудрость, а еще более – красноречие, основывают города, гасят войны, заключают длительные союзы и завязывают священную дружбу между народами. (высказывание Цицерона)
- На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово – что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Воспитатель.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране ораторского искусства – РИТОРИКЕ. На пути вам встретятся разные творческие задания, которые вам надо будет выполнить.
А чтобы начать наше путешествие, немного разомнемся.
1. Речевая разминка.
Попробуйте произнести на выдохе потешку:
Утка в юбке,
Курочка в сережках,
Селезень в сапожках,
Корова в рогоже,
Да всех дороже!
(Произносят дети по-очереди 4-5 человек)
2. Состязания интеллектуалов.
1. Где впервые появилась наука Риторика? (В Древней Греции)
2. Чему учит риторика? (Учит владеть словом; учит красноречию
3. Как называют человека, обладающего красноречием? (ритор, оратор)
4. Кому принадлежат слова «Риторика есть наука… красно говорить и писать»? (М. В. Ломоносову)
5. Один великий человек, прославивший себя во всех видах искусства, кроме, пожалуй, музыки, был к тому же превосходным оратором. Перед каждым своим выступлением на публике он надевал сильно жмущие ботинки, считая, что именно это пробуждает в нем ораторское вдохновение. Кто был этот человек? (Сальвадор Дали)
3. Игра «Скороговоркино»
Дети:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Воспитатель:
- Говори, не торопись и смотри не ошибись.
1. Я по камешкам пошел –
шубу шелкову нашел.
2. Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары
3. шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
4. От топота копыт
Пыль по полю летит.
Воспитатель. Молодцы! Так держать! А вот и следующее испытание!
4. Физкультминутка «Вместе весело шагать» (дети выполняют под музыку «Вместе весело шагать»)
5. Игра «Путаница»
Воспитатель. Сейчас вам придется весёлое стихотворение воспроизвести за мной с помощью картинок.
Ехал Ваня на коне
Вел собаку на ремне
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Воспитатель. Прочитайте, что получилось. Молодцы! Давайте переставим картинки и посмотрим, что получилось. (Меняю картинки местами)
Ехал Ваня на ремне
Вез старушку на коне
А собачка в это время
Мыла фикус на окне.
Воспитатель. Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!
6. Игра «Доскажи словечко»
Заглянул щенок в окошко:
- Чем же лакомится?
Ходят всякие тут, ишь! –
Смотрит зло на Кошку…
- Может, хватит, Мышка, злиться? -
Прочирикала …
Ничего не произнес
Под кроватью спящий…
Домовой понять не мог,
Кто ключом открыл …
А в подвале и на крыше
Вас с улыбкой встретят…
Воспитатель: Вот совсем хорошим стало наше настроение. Давайте улыбнемся друг другу. Какие хорошие улыбки у вас получились, просто загляденье!
7. Игра со зрителями.
Воспитатель. А сейчас мы предлагаем игру со зрителями. Уважаемые зрители, сейчас дети будут объяснять значения слов, а вы должны отгадать, что это за слова. Внимание на экран.
Слова: фотография, реклама, дизайнер, поп-звезда.
8. Состязание ораторов.
Воспитатель. И, наконец, осталось главное испытание настоящих ораторов. Сейчас мы посмотрим, чему же вы научились! Приглашаем на трибуну конструктора детского сада будущего. Послушаем, как будет выглядеть детский сад в 2257году.
Детский сад будущего.
В детском саду будущего родители будут отвозить своих детей в детский садик на летающих тарелках, встречать детей будут не воспитатели, а роботы. Вместо каши на завтрак будут давать космическую еду. Игрушки будут с пультами управления, и у каждого ребенка будет свой компьютер и игры.
Теперь перед нами выступит заведующая детского сада 22 века.
Если бы я был заведующим детским садом…
я бы попросила строителей построить настоящий дворец для детей. На самой высокой башне жил бы грифон, который катал бы детей каждый день. Во дворе дворца был аквапарк, защищенный железным стеклом, в котором дети могли бы купаться круглый год. Вход в аквапарк был бы деревянный, там были бы механические руки, которые переодевали бы ребят в купальники.
Рядом с аквапарком я бы построила конюшню с лошадками – мирабелллами, которые присматривали за детьми и играли с ними, пока воспитатели отдыхают в аквапарке. В каждой группе были бы большие попугаи, ростом с руку.
Каждый день заканчивался бы новогодним карнавалом с хлопушками, салютами и подарками! И тогда никто бы не захотел уходить из этого садика.
Внимание, вашему вниманию предлагается выступление Президента Российской Федерации Зенкевича Артемия Александровича (включаем гимн РФ).
Если бы я был президентом…
Я бы сделал вот что:
во-первых, больше внимания уделял бы детям. Потому что ребенок является полноправным гражданином своей страны. Я, считаю, что государство не достаточно уделяет внимание нам – детям! По-моему, нужно построить бассейн, открыть больше детских организаций, спортивных секций, библиотек. Ведь все это дает нам здоровье и знания. А только умные и здоровые дети в дальнейшем сделают нашу страну самым лучшим государством в мире.
Во-вторых, я бы постарался обеспечить достойную старость нашим дедушкам и бабушкам. Ведь многие из них воевали на ВОВ. И никогда не стоит забывать, что сделали эти люди для нас! И все люди нашей страны должны знать свою историю. Ведь государство без истории – как ребенок без мамы!
Воспитатель. Вы очень хорошо сегодня выступали, вы стали настоящими ораторами и за это решили вас наградить сладкими призами.