МААМ-картинки

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Жилище человека»

Анастасия Мотина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Жилище человека»

Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека.

Задачи:

— уточнять представления о совершенствовании человеком своего жилища (использовал в качестве жилья то, что находил в природе, строил из подручных материалов, сам создавал материал и строил разнообразные постройки);

— способствовать проявлению потребности в получении информации о развитии цивилизации (жилище);

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Жилище человека“» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация; настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Разложи по порядку»; мяч; раскраски на тему «Жилище человека»; два конверта.

ХОД:

На экране 2 слайд (фото)

Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо от детей и воспитателей старшей группы детского сада из города Хабаровск. Вот что они пишут: «Дорогие ребята старшей группы! В нашем детском саду часто организуются выставки. Скоро у нас будет проходить выставка по теме "История жилища человека", для нее нужно подобрать картинки, фотографии или рисунки, из которых можно узнать, как со временем менялось жилище человека, и составить рассказ об этом. Мы уже подобрали фотографии и картинки с изображением пещеры, избы и современного дома. Но их недостаточно, а у вас в группе много картинок, альбомов, игр о жилищах человека, вам много рассказывали об этом. Мы очень надеемся на вашу помощь в подборе картинок для выставки». Ребята, как можно помочь нашим друзьям?

Дети. Можно выслать им картинки, фотографии, наши рисунки, рассказы о жилищах человека в разные времена.

Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь ребятам, обратившимся к вам за помощью. И для начала, предлагаю вспомнить все, что вы знаете об этом.

Много-много лет назад человек еще не умел строить дома. Наших далеких предков окружали леса, горы, пустыни, но как использовать деревья, камни или глину для строительства домов, человек тогда еще не знал. Он был очень голоден, и все время думал, где бы ему добыть еду. А еще древнему человеку было холодно, потому что в отличие от животных и птиц он не имел ни шерсти, ни оперения. Кроме того, нашему далекому предку угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть на него. Трудно приходилось человеку без дома!

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов с изображениями древних людей)

В те далекие времена человек волей-неволей стал искать, где бы ему спрятаться. Искал-искал и нашел. Это была пещера.

(Воспитатель показывает слайд с изображением пещеры)

Ребята, что такое пещера?

Дети. Углубление в скале.

Воспитатель. Заглянув в пещеру, человек понял, что это хорошее место, чтобы укрыться и от непогоды, и от опасных диких зверей. Ребята, как вы думаете, из чего древний человек соорудил себе постель в пещере?

Дети. Из веток, сухой травы, шкур убитых животных.

Воспитатель. Когда древний человек научился разводить огонь, он устроил в пещере очаг (показ слайда с изображением очага), а вход завесил шкурами убитых животных. Как вы думаете, для чего он это сделал?

Дети. Чтобы в пещере было тепло, чтобы готовить еду.

Воспитатель. Верно, очаг обогревал жилище, на огне можно было готовить пищу. Так пещера стала для нашего далекого предка его первым домом. Как вы думаете, удобно было людям жить в пещерах?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. В них не было дверей, окон, дым от костра оставался в пещере, там было темно.

Воспитатель. Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверь тогда еще не придумали, поэтому вход в нее постоянно приходилось охранять от непрошенных гостей. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро и холодно. Кроме того, не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо! Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому. Как называются жилища, которые строил себе древний человек в той местности, где рос лес и не было пещер?

Дети. Землянки.

(Воспитатель показывает слайд с изображением землянки)

Воспитатель. Чем землянка отличается от пещеры?

Дети. Пещеры располагаются в горе, а для землянки копают яму в земле.

Воспитатель. Правильно, ребята, в местах, где рос лес, и земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ней сооружал навес из веток. Такое жилище называлось землянкой. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Как грелись люди в землянке?

Дети. С помощью костра.

Воспитатель. Как освещалась землянка?

Дети. Её освещали с помощью костра, лучины.

Воспитатель. Как вы думаете, удобно ли человеку было жить в землянке?

Дети. Нет, потому что там было темно, а в дождливую погоду сыро.

Воспитатель. Да, ребята, жить под землей было сыро, неуютно, темно. Человек стал задумываться о новых постройках. Прошло много времени, прежде чем человек придумал строить вместо землянок дома из дерева. Как назывались такие дома?

Дети. Избы.

(Воспитатель показывает слайд с изображением избы)

Воспитатель. Что делали для того, чтобы в избе было удобно жить?

Дети. В избе делали пол, стены, потолок, крышу.

Воспитатель. Что делали в избе, чтобы было светло?

Дети. Окна.

Воспитатель. Правильно, ребята, в избе были окна, но не стеклянные, как сейчас, а из тонких, пропускающих тусклый свет пленок, которые получали из внутренностей животных. А вот какое отопление и освещение было в избе, вы вспомните, если поиграете в игру.

Игра «Собери и назови»

Для игры используется слайд с изображениями избы и двух наборов картинок: «отопительные приборы» (костер, простая русская печь, батарея центрального отопления) и «осветительные приборы» (лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка). Детям нужно подобрать к изображению избы две подходящие картинки: с изображением того, что служило в избе для отопления (простая русская печь) и для освещения (лучина). В ходе выполнения детьми задания воспитатель уточняет назначение и название осветительных и отопительных приборов.

Воспитатель. Со временем менялось жилище русских людей. Богатые люди стали строить себе дома. Как они назывались?

Дети. Терема.

(Ответы детей сопровождаются показом слайда с изображением терема и чтением стихотворения)

Терем-терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

А на крышах петушки —

Золотые гребешки.

Почему в теремах и дворцах жить было удобнее, чем в избах?

Дети. В теремах было много комнат, они были светлее, теплее и очень красивыми.

Воспитатель. Почему в них было светлее, чем в избе?

Дети. В них было больше окон.

Воспитатель. Почему в стихотворении о тереме говорится, о том, что «в нем окошки слюдяные»?

Дети. В окна вставляли слюду.

Воспитатель. Правильно, ребята, в богатых домах в окна вставляли прозрачный камень-минерал — слюду. А потом люди научились делать стекло. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните, чем отличается терем от избы.

Игра «Разрезные картинки»

Детям предлагают собрать картинки с изображением терема и избы, каждая из которых разрезана на 6—8 частей. В ходе выполнения задания уточняются отличительные признаки терема и избы (размеры, устройство входа: в тереме — крыльцо с витыми колоннами, терем украшен, а изба - нет).

Воспитатель. Ребята, где живут современные люди?

Дети. В домах, квартирах.

Воспитатель. Каждый человек живет в доме, квартире. Из каких материалов построены современные квартиры и дома?

Дети. Из кирпича, дерева, камня.

Воспитатель. А чтобы вспомнить все материалы, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Скажи, какой».

Дидактическая игра с мячом «Скажи, какой?»

- Если дом построен из кирпича? Кирпичный.

- Если дом построен из панелей? Панельный.

- Если дом построен из блоков? Блочный

- Если дом построен из камня? Каменный

- Если дом построен из бетона? Бетонный

- Если дом построен из дерева? Деревянный

- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый

- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый

- Если дом сделан из стекла? Стеклянный

- Если дом сделан из снега? Снежный

- Если дом сделан изо льда? Ледяной

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, почему в современных домах удобнее жить?

Дети. Они светлые, теплые, удобные, красивые.

Воспитатель. Предлагаю отгадать загадки. Отгадав их, вы вспомните о том, что использует современный человек для освещения и отопления своих квартир и домов.

В нашем доме под окошком

Приросла к стене гармошка,

Не беда, что не играет —

Всю квартиру согревает. (Отопительная батарея.)

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Электрическая лампочка.)

А сейчас, предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы еще раз вспомните о том, как со временем менялось жилище человека.

Игра «Разложи по порядку»

Дети раскладывают по порядку картинки с изображением жилищ человека в разные времена (пещера, землянка, изба, терем, современный дом). Если они выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента. Если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной.

Воспитатель. Молодцы, ребята, мы с вами вспомнили, как со временем менялось жилище человека, и теперь готовы помочь детям и воспитателям старшей группы из Хабаровска организовать выставку. Я предлагаю отправить им ответное письмо, а также игры, в которые мы сегодня играли, картинки. А ещё я приготовила вот такие раскраски, которые мы сейчас раскрасим и тоже отправим с письмом и играми.

Как вы думаете, поможет ли им это правильно подобрать картинки для выставки «История жилища человека»?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда давайте начнем раскрашивать.

Прикреплённые файлы:

zhilische-cheloveka_tca9h.pptx | 11499,44 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы «Право ребенка на семью» Цель: сформировать представление о праве ребенка жить со своей семьей. Задачи: - углубить знания детей о семье, родственных отношениях.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: «О дружбе и друзьях». Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Семья» Образовательная область"Социально-коммуникативное развитие".Интеграция образовательных областей:"Познание","Чтение художественной литературы".

Конспект НОД в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию «Улица полна неожиданностей»Конспект НОД в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию «Улица полна неожиданностей» Ход занятия. - Ребята, вы пока еще дошколята, по улицам ходите за руку с мамой и папой. Но совсем скоро вы пойдете в школу и, возможно,.

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Будь примерным пешеходом» в средней группе Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Будь примерным пешеходом» в средней группе Цель: формирование знаний о правилах поведения.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «По тропинке в лес войдём» в подготовительной группе детей с ЗПР .

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» (ПДД) в подготовительной группе детей с ЗПР .

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе «Путешествие в страну ПДД»Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе «Путешествие в страну ПДД» Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе "Путешествие в страну ПДД" Основная образовательная область:.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба» в старшей группе Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию Тема: «Дружба» Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Программное.

Проект в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Спешите делать добро»Проект в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Спешите делать добро» Разрешите представить Вашему вниманию проект по социально-коммуникативному развитию "Спешите делать добро". Вы скажите, тема не новая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Жилище человека»
Опубликовано: 22 марта 2020 в 10:46
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД