Наталья Сосновская
Конспект НОД «Солнце — это большая звезда» с использованием ИКТ (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание (ФЦКМ)
Интеграция образовательных областей: Коммуникация
Цель: Сформировать представление о Солнце как о звезде.
Образовательные задачи:
1. Сформировать представление о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы.
2. Уточнить знания детей о небесных телах.
3. Сформировать представление детей о различиях между звездами и планетами.
4. Уточнить знания детей о Солнце, как об источнике тепла и света для всего живого на Земле.
Развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление
Публикация «Конспект НОД „Солнце — это большая звезда“ с использованием ИКТ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать внимание и память.
4. Развивать пространственные представления.
5. Уточнить знание детей о различиях между понятиями «круг» и «шар».
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любознательность.
2. Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки К. Чуковского «Краденое Солнце».
2. Рассматривание с детьми схемы Солнечной системы.
3. Формирование у детей умения разгадывать кроссворды.
Оборудование:
1. Конверт с «письмом» от Карлсона
2. Картинка с изображением Карлсона
3. Схема-подсказка («В космосе холодно и нет воздуха»)
4. Схема-подсказка («На чем за какое время можно добраться до Солнца»)
5. Изображение Солнца
6. Желтые мячики по количеству детей
7. Картинка («Звезда и планета»)
8. Схема Солнечной системы
9. Настольная лампа
10. Картинка с загорелым человеком
11. Кроссворд
12. Простые карандаши
13. Поощрительные призы (например, медальки с каким-нибудь «космическим» изображением)
Вместо схем-подсказок можно использовать презентацию
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Давайте отгадаем, от кого это письмо и прочтем его.
Воспитатель читает детям загадку о Карлсоне:
Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человечек-вертолёт.
Из конверта вынимается «фото» Карлсона и демонстрируется детям.
Воспитатель:
Ребята, давайте прочитаем, что написал нам Карлсон.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель (читает письмо):
Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня очень хорошее настроение, и я решил написать вам письмо. А настроение у меня хорошее, потому что меня сегодня утром разбудило Солнышко, которое заглянуло ко мне в окно. Я так обрадовался Солнышку, что даже запел: «Солнце, Солнце, загляни в оконце». А потом я подумал: «Как бы было здорово полететь на Солнце!» Но на чем же я туда смогу полететь? А потом я вспомнил, что у меня есть замечательный моторчик на спине. Вот на нем я и полечу.
Воспитатель:
Ребята, скажите, сможет ли Карлсон совершить полет в Космос с помощью своего моторчика? Почему?
(В космосе очень холодно, там нет воздуха) – дети отвечают с опорой на схемы-подсказки.
Воспитатель:
А на чем можно лететь? В какой одежде? (На ракете, в скафандре).
Воспитатель:
Ребята, Карлсон пишет, что он успеет совершить путешествие на Солнце за один день.
Как вы думаете, ребята, сможет ли Карлсон так быстро слетать на Солнце?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Оказывается, ребята, Солнце так далеко от нас, что если бы мы вдруг смогли доехать до него на велосипеде, то нам потребовалось бы целых 3000 лет; если бы на машине - 1000 лет; на самолете мы летели бы до Солнца 20 лет (т. е. вы бы успели вырасти и стать взрослыми людьми за время полета); а на ракете - несколько месяцев.
Выставляется соответствующая схема.
Воспитатель:
Ребята, Карлсон пишет, что он собирается не только подлететь к Солнцу, но и погулять по нему.
Как вы думаете, он сможет это сделать? Почему?
Дети отвечают, что к Солнцу невозможно подлететь близко, так как оно очень горячее и, приблизившись к нему, можно сгореть.
Воспитатель:
Совершенно верно, ребята. Солнце такое раскаленное, что даже на расстоянии в несколько тысяч километров от него наш бедный Карлсон сгорит вместе со своей ракетой. Солнце очень горячее. Такое горячее, что с его поверхности даже извергаются языки пламени.
Выставляется изображение Солнца.
Воспитатель:
Ребята, Карлсон пишет, что он думает, будто Солнце имеет форму круга? Так ли это? (Ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПОДВИЖНАЯ ИГРА)
Дети становятся в круг. У каждого в руках желтые мячики. Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе имеющие форму шара. Услышав название шарообразного предмета, дети садятся на корточки и поднимают вверх руки с мячами.
Воспитатель:
Ребята, вы, конечно, помните, что в космосе есть много различных космических тел. Давайте их назовем: планеты, звезды, астероиды, метеориты, кометы.
Воспитатель:
А скажите, пожалуйста, Солнце, это планета или звезда? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, чем звезда отличается от планеты? Давайте попробуем назвать эти различия.
(Выставляются картинка «Звезда и планета» и схема Солнечной системы)
Различия между звездами и планетами:
1. Звезды светятся, а планеты – нет. То есть, звезды излучают свет. На небосводе мы это видим как мерцание звезды. А планета свет не излучает, только отражает его. То есть, если на планету не будет попадать свет, мы ее увидеть не сможем.
2. Звезды «горячее» планет. То есть, звёзды всегда имеют большую температуру, чем планеты. На поверхности звёзд температура бывает от 2000 до 40000 градусов.
3. Звезда «тяжелее», чем планета. То есть, масса звезды намного больше, чем масса планеты.
4. Планеты движутся по своим орбитам вокруг звёзд. Точно так же, как наша Земля вокруг Солнца. А звёзды остаются неподвижными относительно планет.
5. У планет часто бывают спутники. А вот звёзды спутников никогда не имеют.
Воспитатель:
Итак, Солнце – это звезда. Оно излучает свет и тепло подобно электрической лампочке.
(Воспитатель включает электрическую лампу)
Воспитатель:
Солнце очень большое. По объему оно в миллион раз больше чем Земля. Ребята, а если Солнце такое большое, почему же оно нам кажется маленьким. (Потому что предметы вдали кажутся нам маленькими). Давайте подумаем. Когда мы видим самолет, летящий в небе, каким он нам кажется? Конечно, маленьким, потому, что он летит далеко от нас. А ведь на самом деле он очень большой. Так же и Солнце. Мы знаем, как далеко от нас оно находится. Это значит, что Солнце … просто огромное.
(Выставляется картинка с загорелыми детьми)
Воспитатель:
Ребята, скажите, почему у ребят на этой картинке кожа имеет темный оттенок? (Ответы детей). А почему дети загорелые? Как летом светит солнце? То есть, если Солнце успевает нас обжечь на таком большом расстоянии, то оно на самом деле очень горячее. Оказывается, на поверхности Солнца температура + 5500 С.
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним сказку К. Чуковского о том, как ужасный крокодил Солнце в небе проглотил? Что же случилось после этого? Что будет, если Солнце перестанет светить? Какие условия наступят на Земле? (Станет темно и холодно).
Что тогда произойдет со всеми живыми организмами?
Почему без Солнца жить нельзя?
(Ответы детей)
Воспитатель обобщает:
Во-первых, Солнце дает нам свет. Без света растения на Земле не смогли бы выделять кислород в атмосферу. А без кислорода мы не смогли бы дышать! Кроме этого, при недостатке солнечного света человеку стало бы не хватать витамина D, который нужен для того, чтобы наши кости были крепкими. Без витамина D кости стали бы ломкими и хрупкими. Мы бы просто ломались на каждом шагу.
Во-вторых, Солнце дает нам тепло. Если бы Солнце вдруг перестало греть нашу планету, то Земля без тепла превратилась бы в огромный ледяной шар. Конечно же, все живое при такой низкой температуре исчезло бы с лица земли.
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Итак, ребята, давайте вспомним:
Солнце – это планета или звезда?
Какую форму имеет Солнце?
Во сколько раз оно больше, чем планета Земля.
Почему Солнце светит? (Потому что Солнце – это звезда, а звезды излучают свет).
Планеты двигаются вокруг звезд или звёзды вокруг планет?
Воспитатель:
Молодцы! А сейчас мы с Вами разгадаем маленький кроссворд. Мы разделимся на команды. Посмотрим, кто быстрее справится с заданием.
(Разделить детей на группы по 3-4 человека в каждой)
(Раздать поощрительные призы всем детям)