Лучший педагог года

Конспект НОД «Подводное путешествие»

Ольга Грачева
Конспект НОД «Подводное путешествие»

«Подводное путешествие»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» города Губкина Белгородской области

Подводное путешествие

Конспект НОД по разделу «Познавательное развитие» в подготовительной группе по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Грачева Ольга Федоровна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад комбинированного

Публикация «Конспект НОД „Подводное путешествие“» размещена в разделах

вида №31 «Аленький цветочек»

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о глобусе.

2. Продолжить формирование знаний детей о речных рыбах, их строении.

3. Развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности; научить детей определять возраст рыбы.

5. Познакомить детей с особенностями морских рыб.

6. Закрепить умение выполнять штриховку в разных направлениях.

7. Воспитывать потребность детей проявлять доброту, отзывчивость, милосердие, чуткость по собственному побуждению.

Предварительная работа:

беседы об обитателях морей; рассматривание иллюстраций с изображением речных и морских рыб; наблюдение за рыбками в аквариуме; рисование и лепка рыб; настольные игры «Подводное плавание», «Рыболов».

Материал и оборудование:

глобус, указка, лупа, рыба (карп, фонарик, рюкзак, фотоаппарат, фотографии рыб, аудиозапись шума моря, мультимедиа, игра «Рыбалка», аквариум с рыбкой, трубочки, простые карандаши, силуэты рыб.

Ход мероприятия:

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

Спрашивает: Что это?

Дети: Это – глобус – макет нашей планеты Земля.

Воспитатель: Где на Земле живут люди?

Дети: На суше.

Воспитатель: Каким цветом на глобусе изображена суша?

Дети: желтым, зеленым цветом.

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего? Что он обозначает?

Дети: Больше всего на глобусе голубого цвета. Им обозначена вода.

Воспитатель: Какие водоемы вы знаете?

Дети: Реки, пруды, озера, моря, океаны.

Воспитатель: Кто живет в воде?

Дети: Рыбы, медузы, улитки, морские звезды и т. д.

Воспитатель: Жизнь в подводном мире намного разнообразнее, чем на суше, но люди еще не достаточно изучили его. Сегодня мы поговорим о хорошо известных вам обитателях этого мира. Чтобы узнать о ком, вы должны отгадать загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

На суше - мертва,

В воде - жива.

Дети: Рыбы.

Воспитатель: Если рыбы живут в реках, мы их называем…

Дети: Речные.

Воспитатель: Если в морях?

Дети: Морские.

Воспитатель: Какая рыба водится в водоемах нашей местности?

Дети: Карп, окунь, щука, толстолобик, карась, плотва и др.

Воспитатель: Каких морских рыб вы знаете?

Дети: морской окунь, акула, сайра, скат и др.

Воспитатель: Ученых, которые изучают жизнь рыб, называют ихтиологами. Вы хотите отправиться в морское путешествие, чтобы узнать о работе ихтиологов и жизни рыб?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы должны, как следует подготовиться. Что мы возьмем с собой?

Дети вместе с воспитателем подходят столу и выбирают: лупу, фонарик, фотоаппарат, удочку, рюкзак.

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что мы плывем на корабле (включает аудиозапись шума моря).

Сегодня нам предстоит большая исследовательская работа. Сначала мы пройдем в научную лабораторию. Дети подходят к столу, на котором лежит рыба.

Воспитатель: Из каких частей состоит рыба?

Дети: У рыбы есть голова, туловище, хвост, плавники.

Воспитатель: Для чего рыбам плавники и хвост?

Дети: С помощью них рыбы передвигаются. Хвост – как руль, основной орган движения. С помощью парных плавников рыба поднимается вверх и опускается вниз.

Воспитатель: Для чего рыбам жабры?

Дети: С помощью их рыбы дышат.

Воспитатель: Рыбам, как и людям необходим для дыхания кислород. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород из воды и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз рыбы. Давайте понаблюдаем за рыбкой в аквариуме, как она дышит в воде.

Дети наблюдают за рыбкой и определяют, как она дышит (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме). Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют, есть ли воздух воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбка подплывает к поверхности воды, захватывает пузырьки воздуха. Делают вывод: в воде есть кислород и рыбы дышат с помощью жабр.

Воспитатель: А кто знает, как появляются детеныши рыб? Как они называются?

Дети: Детенышей рыб называют мальками. Появляются мальки из икринок. Икринки очень маленькие, одни плавают в воде, другие прикрепляются к растениям и камням. Из икринок появляются мальки, из них вырастают взрослые рыбки.

Дети рассказывают и показывают на экран процесс появления рыб из икринки.

Воспитатель: Чем покрыто тело рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: А вы знаете, что с помощью чешуи можно определить возраст рыбы. С помощью лупы мы посмотрим, сколько темных линий на чешуйке, столько рыбе лет.

Дети с помощью лупы определяют возраст рыбы. Воспитатель показывает увеличенную копию чешуйки для рассматривания. Дети определяют возраст рыбы.

Воспитатель: Рыбы в среднем живут от 1 года до 80 лет. Есть такая рыба – белуга, которая живет до 100 лет.

Воспитатель: Давайте немного поиграем.

Игра «Рыбки»:

Рыбка плавает в водице, (сложить ладони вместе и показать, как

Рыбке весело играть. плавает рыбка, передвигаясь по ковру)

Рыбка, рыбка, озорница, (сделать хватательные движения двумя

Мы хотим тебя поймать. руками)

Рыбка спину изогнула, (прогибают спину, наклоняют голову

Крошку хлебную взяла, вниз)

Рыбка хвостиком махнула, (показывают, как плавает рыбка)

Быстро - быстро уплыла.

Воспитатель: А сейчас нам предстоит спуститься на самое дно и обследовать его. Я предлагаю включить фонарик, ведь на морском дне может быть темно. Воспитатель подводит детей к экрану. Дети видят изображения морских рыб, называют их: камбала, летучая рыба, рыба-молот, рыба-пила, скат, рыба-игла.

Воспитатель рассказывает о рыбах:

Камбала – ее совсем не видно на морском дне, она прячется, меняет цвет и сливается с морским пейзажем. Ее мальки – личинки имеют такое же строение, как и любая рыба, в процессе развития тело камбалы уплотняется, глаза перемещаются на одну сторону.

Летучая рыба - при опасности, а иногда без видимых причин выполняет скользящий полет: при помощи сильных ударов хвостом она быстро выскакивает из воды и парит по воздуху, используя свои широкие грудные плавники. Летучая рыба может пролететь над морем до 500 метров и подняться на высоту 11 метров.

Рыба - игла – получила свое название из-за сходства с иголкой. Тело этой рыбы бывает зеленое или красновато-бурое, имеет грани и достигает длины 36 см.

Рыба - пила – из отряда акул, зубы у нее разместились не только во рту, но и по краям плоского и длинного носа-пилы. Длина этой рыбы достигает 6-8 метров.

Скат – приспособлен для жизни на дне, поэтому тело его сплющено. В тропических морях имеются небольшие скаты, которые способны вырабатывать электрический ток. Эти скаты используют электрический заряд для самообороны.

Рыба – молот тоже из отряда акул. Голова ее вытянута, глаза расположены перпендикулярно телу и иногда расположены в 2 метрах друг от друга. Рыба – молот плавает быстро и энергично. Эта рыба – свирепая хищница, одна из самых опасных для человека и рыб.

Воспитатель предлагает детям сфотографировать морских рыб. Дети рассматривают фотографии и называют рыб.

На экране появляются новые рыбы.

Воспитатель: Эти красивые рыбки живут в коралловых рифах. И названия у них интересные: рыба-бабочка, рыба-клоун, рыба-ангел.

А теперь закройте глаза, что изменилось?

Дети: приплыла еще одна красная рыбка.

Воспитатель: У некоторых рыб цвет чешуи отражает настроение. Яркий цвет – предупреждение. Это – рыба-солдат. Она – волнуется. Посмотрите, здесь письмо. Читает:

«Тревога! Тревога! Морской волной выбросило на берег много рыбы, надо срочно отправить ее обратно в море!»

Воспитатель: Что нам делать?

Дети: Надо скорее вернуться на берег и помочь рыбкам.

Дети садятся в корабль, закрывают глаза, слышится шум моря.

Проводится игра «Удочка»

Дети с помощью удочек «ловят» рыбок и переносят их с песка (желтая ткань) обратно в море (синяя ткань).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы помогли рыбкам. За это рыбки дарят вам подарки. Это силуэты рыб. Давайте нарисуем на них штриховку.

А перед тем как рисовать сделает пальчиковую гимнастику:

Окунь, щука, сом, судак (поочередно загибают пальцы)

Не поймать нам их никак. (хлопают в ладоши)

Вот мы удочки возьмем (сжимают и разжимают пальцы в кулак)

На рыбалку все пойдем.

Дети выполняют штриховку на силуэтах рыб (волнистые линии - чешуйки, вертикальные – плавники, горизонтальные – хвост).

Рефлексия:

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего запомнилось, понравилось, что узнали нового?

Дети: Нам очень понравилось путешествие. Мы узнали много нового о морских рыбах, научились определять возраст рыбы, наблюдали за рыбкой в аквариуме, как она дышит. А еще нам понравилось спасать рыб, играть и рисовать.

Публикации по теме:

Работа с дошкольниками по образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ по программе «Мир открытий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Образовательная область «Художественно – эстетическое.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Подводное путешествие»
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 19:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД