Папки-передвижки

НОД «Порфировая ваза» (1 фото)

Большакова Светлана
НОД «Порфировая ваза»

Образовательные области: социально-коммуникативные, познавательные, речевое, художественно - эстетическое.

Цель: пополнение знаний и кругозора детей о достопримечательностях Летнего сада. Приобщение к культурным ценностям.

Задачи: Воспитывать любовь к своему городу. Вызывать интерес к проведению опытов. Развивать творчество и самостоятельность. Приучать соблюдать правила безопасности при работе с предметами по изодеятельности.

Материал: фотографии Порфировой вазы, бумага, простые карандаши, клей ПВА, кисти, песок, греча.

Ход мероприятия:

Публикация «НОД „Порфировая ваза“» размещена в разделах

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки?

Красивый и праздничный этот сосуд.

И если в квартиру цветы принесут,

То тут же обрежут и сразу

Поставят заботливо в … (вазу).

В ней ромашковый букет

Или килограмм конфет.

Догадаетесь вы сразу,

То что перед вами (ваза).

На столе стоит она

Полевых цветов полна.

Я добавлю маков цвет-

Запылает весь букет.

Догадаться можно сразу -

На столе мы видим …. (вазу).

Хрустальное Платье

Розу приняло в объятья.

(Ваза.)

Фарфоровая Дама-

Цветочная панама.

(Ваза с цветком.)

Хрустальная Девица.

Век не надивиться.

Прозрачным блеском славится

В Девицу Роза ставится.

(Ваза.)

В. Стручков

Ну что, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О вазе?

Воспитатель: Правильно! Скажите, а из каких материалов можно сделать вазу?

Дети: Стеклянная, хрустальная, керамическая, глиняная.

Воспитатель: А как же совместить нашу тему про Летний сад и вазу?

(ответы детей)

Так вот ребята! В летнем саду тоже есть ваза и она огромная. Сегодня я вам расскажу подробнее про нее.

Порфировая ваза располагается в Летнем саду — между входом со стороны Мойки и Карпиевым прудом. Она стоит на высоком прямоугольном пьедестале. Высота вазы вместе с пьедесталом — 4 метра 85 сантиметров. Ваза собрана из пяти отдельно выточенных деталей — верхней шейки, средней части, нижней шейки, валика и плинта. (показ фотографии)

Гранитное изваяние было изготовлено в шведском годе Эльфдалене, где исстари розовый гранит именовали порфиром. В XIX веке король Швеции Карл Иоанн XIV подарил вазу императору Николаю I. Её доставили в Петербург морем и, собрав, установили 10 сентября 1839 года у Карпиева пруда в Летнем саду.

Ваза пустотелая, и, чтобы внутрь не попадала вода, сверху создана специальная крышка. В 1965 году «Газета» писала, что эта заглушка дала течь, вода затекла внутрь и замерзла. Чтобы ваза не раскололась под воздействием льда, сотрудники Института Арктики и Антарктики поднялись наверх и разбурили лед.

11 января 2008 года горожане заметили крупное трещину, которая шла по гранитному сосуду от горловины вниз. В ночь на 12 января ваза раскололась надвое, изнутри высыпался лед. На этот раз пробоину в крышке не обнаружили.

Воспитатель: Ребята, чтобы понять, почему ваза под воздействием льда могла расколоться. Вы дома или на даче можете проделать опыт: взять ведро, или кружку, или стаканчик из под йогурта, налить туда воды и поставить в холодное место. Когда вода превратится в лед, вы увидите что ведерко или стаканчик, или кружка дали трещину или раскололись. И произошло - это потому что вода замерзла, превратилась в лед, а он расширил ту емкость где у вас была вода.

Давайте продолжим:

Возможные причины

Рабочей версией было предположение, что вода, попав в «старые трещины, которые появились не вчера и не сегодня», постепенно разрушала камень. Высказывалась версия, что трещины появились в послевоенный период[5]. Уже через несколько дней выдвинул основную версию, согласно которой микротрещины появились ещё во время Великой Отечественной войны, когда ваза пострадала от разрывающихся рядом в Карпиевом пруду снарядов. 7 марта глава КГИОП Вера Дементьева заявила, что ваза раскололась из-за «усталости» камня, вызванной неблагоприятным климатом. Основой причиной разрушения явились изменения в структуре камня — это 20 марта вновь подтвердила глава комитета, основываясь на исследованиях, проведённых сотрудниками Горного института. Первоначальную версию — согласно которой разрушение могло быть вызвано водой, попавшей внутрь вазы, — представители Летнего сада и Русского музея теперь отрицают.

14 января порфировую вазу (без постамента) вывезли на обследование. Затем была проведена реставрацию. По словам руководителя мастерской «Вершинин» Александра Андроханова, оба фрагмента вазы были соединены специальным клеем.

18 мая 2012 года порфировая ваза была вновь установлена на своем месте.

Другие порфировые вазы

Ещё две порфировые вазы - тоже подарок шведского короля - установлены на Адмиралтейской набережной. В начале XXI века на них появились трещины, и их отправили на реставрацию (одну в 2003, а другую в 2013 году). 11 мая 2014 года обе они были возвращены после реставрации на своё привычное место на Адмиралтейской набережной.

Ребята, я хочу вам прочитать замечательное стихотворение о вазе.

Сергей Михалков

ХРУСТАЛЬНАЯ ВАЗА

Три девочки - три школьницы

Купили эту вазу.

Искали,

Выбирали,

Нашли ее не сразу -

Овальную,

Хрустальную,

Чудесного стекла.

Из тех, что в магазине

Стояли на витрине,

Овальная,

Хрустальная -

Она одна была.

Сперва, от магазина,

Несла покупку Зина,

А до угла бульвара

Несла ее Тамара.

Вот у Тамары Женя

Берет ее из рук,

Неловкое движение -

И вдруг.

В глазах подруг

Туманом застилаются

И небо, и земля,

А солнце отражается

В осколках хрусталя.

Три девочки - три школьницы

Стоят на мостовой.

К трем девочкам - к трем школьницам

Подходит постовой:

- Скажите, что случилось?

- Разби. разби. разбилась!

Три школьницы рыдают

У Кировских ворот.

Подружек окружает

Взволнованный народ:

- Скажите, что случилось?

- Разби. разби. разбилась!

- Скажите, что случилось?

Что здесь произошло?

- Да, говорят, разбилось

Какое-то стекло!

- Нет! Не стекло, а ваза! -

Все три сказали сразу. -

Подарок мы купили!

Нас выбрал пятый класс.

Подарок мы купили,

Купили и. разбили!

И вот теперь ни вазы,

Ни денег нет у нас!

- Так вот какое дело!-

Толпа тут загудела.

- Не склеишь эти части! -

Сказал один шофер.

- Действительно, несчастье! -

Заметил старый мастер.

И, на осколки глядя,

Вздохнул огромный дядя -

Заслуженный боксер.

В том самом магазине,

Где вазы на витрине,

В громадном магазине

Людей полным-полно.

От летчика-майора

До знатного шахтера -

Кого там только нету!

А нужно всем одно.

Под звонким объявлением

"Стекло, хрусталь, фарфор"

Большое оживление -

Идет горячий спор:

- Пожалуйста, граненую!

- Не эту, а зеленую!

- Не лучше ли, товарищи,

Из красного стекла?

- Вот эту, что поближе,

Которая пониже!

- Что скажете, товарищи?

Не слишком ли мала?

Шоферу ваза нравится -

Зеленая красавица.

А летчику - прозрачная,

Как голубой простор.

- А я бы выбрал эту,

Красивей вазы нету! -

Сказал майору вежливо

Заслуженный боксер.

Три юных пятиклассницы

Сидят, переживая,

Что их везет трехтонная

Машина грузовая.

Дает проезд машине

Знакомый постовой,

Тамаре, Жене, Зине

Кивает головой.

А девочки в волнении,

Одна бледней другой:

В кабине, на сиденьи,-

Подарок дорогой!

- Нельзя ли чуть потише,

Товарищ дядя Гриша! -

Водителю подруги

В окошечко стучат.

Шофер в ответ смеется:

- У нас не разобьется!

У нас другой порядок -

Не как у вас, девчат!

Учительнице скромной

За труд ее огромный

К шестидесятилетию -

В большое торжество -

В просторном школьном зале

Три школьницы вручали

Подарок драгоценный.

Подарок?

От кого?

От штатских и военных -

Людей обыкновенных,

От всех в живых оставшихся

Участников войны,

От бывших одноклассников,

На встречи собиравшихся,

От мальчиков и девочек,

От всех детей страны!

1951

Воспитатель: А теперь мы выполним творческую работу «Порфировая ваза».

Первое что мы сделаем – это нарисуем вазу карандашом.

Второе – выложим окантовку, линии, горлышко вазы гречкой, предварительно промазав их клеем, чтобы крупа приклеилась.

Третье – оставшиеся пустые места мы промазываем клеем и засыпаем песком.

После того как работа высохнет, мы стряхиваем лишний песок и вешаем наши работы на выставку.

НОД «Порфировая ваза»
Публикации по теме:

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Автор публикации:
НОД «Порфировая ваза»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 17:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД