Валерия Борисенко
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Формирование целостной картины мира на тему «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД. Познание. Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе
Тема: «Хлеб всему голова»
Программные задачи:
1. Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе, Формирование целостной картины мира на тему „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
2. Закреплять знания детей об орудиях труда, которыми пользовались крестьяне при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова, сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов.
3. Воспитывать уважение к нелегкому труду хлеборобов.
4. Закреплять умение лепить из теста разными способами. Лепить аккуратно, видеть результат своего труда.
Методы и приемы:
Наглядный: карточки с изображениями орудий труда, современными машинами для уборки хлеба.
Словесный: беседа воспитателя, ответы детей.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации по теме: «Хлеб».
Тесто для лепки, дощечки.
Картинки с изображением хлебобулочных изделий.
Предшествующая работа:
Беседа «Труженики полей».
Чтение украинской народной сказки «Колосок».
Отгадывание загадок по теме.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста, где мы с вами живем? (в России, на Кубани, в Ейске). Скажите, чем славится наша Кубань? Я вам помогу ответить на этот вопрос, если вы отгадаете загадку:
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Воспитатель: Правильно это хлеб? Наша Кубань славится на всю страну вкусным хлебом. Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.
1. Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
2. Много снега – много хлеба.
3. Каравай хлеба не свалиться с неба.
4. Пот на спине – так и хлеб на столе.
5. Нет хлеба – нет обеда.
6. Хлеб – всему голова.
Воспитатель: Ребята, а как относиться нужно к хлебу? (Ответы детей). Правильно, хлебу всегда было особое уважение, так как хлеб – результат долгого и тяжелого труда. Ребята посмотрите на эти иллюстрации (обратить внимание детей, как раньше крестьяне выращивали хлеб и как сейчас выращивают хлеб при помощи разных машин хлеборобы). Раньше человеку приходилось делать все вручную. Вскопать землю сохой или плугом, затем вручную засеять ее зернами ржи или пшеницы. Когда хлеб поспеет, скосить его косой или срезать серпом, затем обмолотить его палками. Просеять зерно на ветру, смолоть на мельнице. Ребята чем раньше молотили муку? (Жерновами). Давайте станем в круг и покажем как раньше молотили пшеницу жерновами:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай. (Дети имитируют движения на каждую строчку).
Воспитатель: Теперь выращивать людям хлеб помогают десятки умных и сильных машин. Еще с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором. Зимой при помощи снегопаха в поля засыпают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги.
Падай, падай белый снег!
Хватит, хватит всем на всех,
Падай, падай на село,
На гусиное крыло.
Поле белым укрывай –
Будет летом урожай.
Воспитатель: Не забывают колхозники и о пищи для будущих посевов, разбрасывают в поле торф, минеральные удобрения. Весной по вспаханному полю колхозник пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нем хорошо сохраняется влага. Теперь начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Зерна прорастают, тянутся к солнцу. Если лето засушливое, то люди обращаются к дождю:
Дождик, дождик поливай,
Будет славный урожай,
Долгих лет, зеленый хмель
Будет белая пшеница
И в амбар пшено катится.
И веселый хоровод
Красных девиц у ворот.
«Летний дождь»
Золото, золото падает с неба –
Дети кричат и бегут за дождем
Полноте, дети, его сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба! А. Майков
«Колосья»
Уж налились колосики
Стоят столбы точенные,
Головки золоченные
Задумчиво и ласково шумят.
Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры! Н. Некрасов
Воспитатель: Наконец пшеница созрела и колхозники начинают жатву. Какие машины приходят человеку на помощь? (комбайны). А чтобы зерно было чистым, отборным, колхозники пропускают его через зерноочистительную машину. А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы. Вот так выращивают хлеб хлеборобы!
Давайте с вами вспомним стихотворение М. Алексеева «Именем хлеба».
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – Веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим хлебом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доли!»
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»
Воспитатель: Ребята, мы узнали путь хлеба, а куда же доставляют муку? Для чего? Кто печет хлеб? Представьте себе, что вы пекари и вам нужно из этого теста что-то испечь. (Дети по своему желанию лепят из теста, спросить у детей, что испекли). Свои работы мы покажем родителям на выставке.
Ребята давайте еще раз вспомним, как нужно обращаться с хлебом? (Дети называют правила).