Наталья Одзял
Конспект НОД в подготовительной группе «Проводы зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию «Сказка» № 126 г. Комсомольска-на-Амуре
Г. Комсомольск-на-Амуре 2013г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Проводы зимы»
для детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей
разработала воспитатель МДОУ № 126 : Одзял Наталья Юрьевна
Конспект НОД
для детей подготовительной группы «Буратино»
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Проводы зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
на тему: «Проводы зимы»
с интеграцией образовательных областей:
* Область познания: познавательного характера «Проводы зимы».
* Область коммуникации: развитие речи «Если бы мы были бы художниками…»
* Область физической культуры: «Русские народные игры».
* Область художественного творчества: аппликация /коллективная работа «Проводы зимы».
Программные задачи:
1. Познакомить детей с русским народным праздником Масленица. Обобщить знания детей о зимнем времени года и его признаках. Развивать любознательность детей.
2. Закреписть признаки зимы, сезонные изменения в природе связанные с зимней природой /Зимой солнце светит, но не греет; ночь длиннее дня; температура воздуха ниже ноля; вьюги, метели, пурга; осадки в виде снега; морозы; природа и некоторые животные в спячке, у других зверей тёплый подшёрсток; зимние забавы: санки, лыжи, коньки; Новогодний праздник. /
3. Закрепить умения составлять коллективный рассказ-описание о зиме на тему: «Если бы мы были бы художниками…» Закреплять умение составлять предложения со сказуемым. Обогащать словарный запас детей (зимние забавы, зимний пейзаж, зимний праздник и другие.)
4. Закреплять умения составлять коллективную композицию, по-разному размещая вырезанные элементы. Развивать чувство цвета и композиции, способности к формообразованию. Воспитывать интерес к природе, народному творчеству, играм, желание отражать его в аппликации.
5. Развивать образное мышление, воображение, ассоциативного процесса через Дидактическую игру «Укрась слово», развивать быстроту мышления и речевой активности через Дидактическую игру «Придумай предложения».
Методы и приё мы:
*Словесные
-беседы познавательного характера на темы «О погоде за окном», «Писатели и поэты о зиме», «Расскажи о зиме»,«Масленица»
-художественное слово Л. Чарская «Зима»,
-? проблемные вопросы
-выводы
*Практические
-моделирование «Масленица», «Символ праздника», «Весёлый хоровод»
-алгоритмы «Зима»
-схемы работы с клеем и ножницами
-работа с таблицей «Алгоритм рисования картины по частям»
-картинка «Зимние забавы»,
-детские рисунки на тему «Зимняя фантазия»
-календарь природы,
-выставка книг на тему «Всё о зиме»
* Игровые:
-дидактические игры «Укрась слово», «Составь предложения»,
-подвижные игры «Горелки», «Карусель».
Оборудования и материалы:
-выставка книг о зиме
-выставка детских рисунков на тему «Зимняя фантазия»
-картина «Зимние забавы».
-жетоны: блоки Дьенеша
-цветная бумага, цветные фломастеры, ножницы, клей
-стулья
-мольберт
-иллюстрации «Масленица»
-музыкальное сопровождение ---плакаты «Правила посадки за партой»; «Работа с ножницами», «Работа с клеем»
Ход занятия.
*Организационный момент.
1. Вступительная беседа «О погоде за окном»
Опишите, что вы видите за окном? Какая погода?
-Какое время года больше напоминает? Почему?
По каким признакам можно узнать зиму?
2. Работа по схеме.
-О каких признаках ещё не сказали? /Алгоритм «Зима»
Задание: Кто расскажет нам о зиме, используя эту таблицу. /3-4 ребёнка.
3. Дидактическая игра «Укрась слово».
-Я предлагая сыграть в игру.
Задание: Опишите, какая может быть зима, украсьте слово «Зима»
*Сообщение темы НОД.
-Сегодня мы с вами должны вспомнить всё, что мы знаем о зиме и узнаем, как провожают зиму. /дети называют имя прилагательное и садятся на стульчики.
1. Художественное слово.
/Стихотворение Л. Чарская «Зима».
Послушайте стихотворение, в котором поэт описывает зиму, как видит её он. Мы представляем всё те же приметы, о которых мы с вами говорили.
2. Дидактическая игра «Придумай предложения».
на тему: «А что было бы, если бы не было зимы?»…
Задание:? Если бы не было бы зимы, то тогда… / дети заканчивают предложение со своим вариантом ответа на поставленный вопрос
Вывод: Значит и природе, и нам с вами, как и животным, зима просто необходима.
* Беседа на тему : «Писатели и поэты о зиме»
/ Работа по выставке книг на тему «Зима».
Зимнее время года описывают не только поэты, но и писатели. Вспомните, какие произведения мы читали с вами. Произведений много, а тема одна.
*Развитие речи «Если бы мы были бы художниками»…
1. О зиме писали и художники. Я приглашаю вас в художественную галерею. Что вы видите?
/Работа с рисунками.
-Что объединяет все ваши рисунки? /тема «Зима»
Задание: Я предлагаю вам рассказать о ваших картинах. Но, прежде, чем вы расскажите, я покажу вам свою необычную картину.
2. Работа с таблицей. /алгоритм рисования картины на мольберте.
-Что вы на ней видите?
Каждая из этих символов что-то обозначает. /цвет, форму, размер, действие.
Любое произведение состоит из частей. Каких? /начало, середина, конец.
Так и в картине может быть передний план, дальний, центр картины, что-то изображено крупно, что-то мелко, сверху, снизу.
Я предлагаю составить рассказ о вашей картине по частям. Для этого вы разделитесь на группы,
одна группа - будет рассказывать, что будет изображено в центре картины крупным планом:
вторая группа – что будет изображено сверху, как фон.
третья группа – что будет внизу картины.
Чтобы разделиться на команды, мы используем вот такие жетоны. / под стульчиками жетоны/
-Кому какие достались?
-Что это? /геометрические фигуры. Блоки Дьенеша.
-Чем они отличаются?
-Как можно разделиться? / дети предлагают варианты: по цвету, форме, разме ру
Пересядьте по группам :
-А сейчас узнаем о чём будем рассказывать в каждой части вашей картины.
Задание: Подумайте, о чём будет ваша часть картины.
Пример: или зимние забавы, или зимний праздник, или зимний пейзаж, или зимняя сказка…
Задание: Кто хочет рассказать о своей картине сам, начиная
«Если бы я бы был бы художником, я нарисовал бы…» / дети сочиняют картины на тему о зиме.
*Знакомство с праздником. «Проводы зимы. Масленица.»
1. Беседа на тему: «Масленица»
-Ребята! А вы знаете, что на Руси было принято зиму провожать.
-Как этот праздник называется?
С давних времён Масленица- самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся-радуются. Празднование совершалось по строго расписанному порядку. Понедельник- встреча Масленицы, вторник- заигрыш. В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраиваем девичьи качели, поездки на лошадях, катание на ледяных горках, играли в русские народные игры.
2. Подвижные игры.
-Какие игры вы знаете?
Пример: «Горелки», «Летят - не летят»,«Гори, гори ясно».
*Подвижная игра «Карусель» /со стульями
«Я произношу 1-2-3-4-5!
Мы собрались поиграть!
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела!
Предлагаю поиграть.»
/ Пока играет музыка, дети танцуют вокруг стульев, которых меньше количества детей на 4-5. Лишние стульчики дети убирают за столы. Когда музыка перестаёт играть, дети занимают места на карусели. Тем, кому не досталось места, наблюдают, танцуют в стороне. /
Итог: Выигрывают самые ловкие, внимательные, шустрые и весёлые!
*Коллективная аппликация.
1. Беседа «Масленица»
-Масленицу праздновали целую неделю, пекли блины, пели песни, ходили друг к другу в гости. Ребята, а вы знаете, что среда называлась «Лакомка», а четверг- «Разгуляй/ Широкая масленица».
5-6 день- гостевые. Воскресенье был день проводов зимы. Чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот праздновалась Масленица.
Ребята! А, давайте и мы с вами проводим зиму. Сделаем свою Масленицу, заведём хоровод и испечём свой блин, который является символом Масленицы.
? -Как вы думаете, почему на Масленицу блины были, обязательным лакомством? /проблемный вопрос.
Вывод: Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы, с нетерпением.
2. Самостоятельная работа по группам
/повторить правила работы с ножницами, клеем; правила посадки за столом.
Задание первой группы : Составление коллажа с помощью отрывной аппликации «Символ праздника»/ Блины или солнце из кусочков цветной бумаги
Задание второй группы : Составление объёмной аппликации «Весёлый хоровод» из готовых силуэтов людей
Задание третьей группы : Составление фигуры «Масленицы» по отдельным частям / голова, одежда, фартук, можно дорисовать глаза, нос, рот, руки.
3. Итог.
Итак, на 7 день Масленицу сжигали со словами:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Отправим Масленицу на седьмое небо, весну встречать! Вот мы и проводили с вами зиму! Понравилось занятие? Что нового узнали?