Ольга Величко
Конспект НОД «Путешествие по реке Сосыке» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: «Путешествие по реке Сосыке»
для детей подготовительной к школе группы
( направление: познавательно-речевое развитие)
(разработчик Величко О. А.)
Цель: расширить знания детей о родной реке Сосыке.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по реке Сосыке“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Задачи: познакомить детей с рекой Сосыкой - основным водоемом района, дать представление о ее обитателях и растительном мире прибрежной зоны; воспитывать бережное и заботливое отношение к водному богатству нашего района.
Предварительная работа: беседы с детьми о водной среде; чтение познавательной литературы о жизни рек; рассматривание фотографий с видами реки Сосыки.
Материал: презентация, карта-схема реки Сосыки, картинки с изображениями животных, растений и птиц: выдра, ондатра, дикая утка-нырок, удод, цапля, рогоз, камыш, лоза; полянка с кувшинками (поделка из бумаги); атрибуты к игре «Рыболов».
Оборудование: мультимедийная установка.
Ход НОД
(Воспитатель обращает внимание детей на карту).
Воспитатель: Ребята! В нашем районе насчитывается несколько рек: Ея, Бейсужок, Тихонькая, Челбас, Весёлая и Сосыка. Река Сосыка самая длинная в нашем районе. Воды ее текут через хутор Красный, х. Новый, центр ст. Павловской, х. Шевченко, ст. Атаманскую и впадает в Азовское море (рассматривание карты-схемы).
Воспитатель: А чтобы лучше узнать об этой реке, я предлагаю отправиться в путешествие, а плыть мы будем на теплоходе «Дружба», но мы можем заблудиться в пути, поэтому карта-схема реки Сосыки будет с нами.
(Звучит музыка - шум прибоя, на экране появляется теплоход).
Воспитатель: Ребята! Займите места на теплоходе - мы отправляемся в путь. Я буду вашим капитаном и расскажу вам много интересного.
Ветер по реке гуляет,
Теплоход наш подгоняет.
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов).
Воспитатель: Давным-давно по реке Сосыке плавали крупные судна. Существует легенда о том, что на дне реки Сосыки затонуло турецкое судно с сокровищами. Согласно преданию в конце 18 века группа казаков переселенцев плыла на лодке «Чайка» по реке Сосыке и увидело турецкое судно. В это время закончилась русско-турецкая война, но турки еще находились на территории Кубани, хотя эти земли и принадлежали Российской империи. Увидев казачью лодку, враги попытались уйти от преследования, но поняв бессмысленность этой попытки, предпочли потопить свое судно вместе с находившимися на нем сокровищами. До сих пор никому неизвестно где затонуло судно.
Воспитатель: Посмотрите на карту. Мы начали свое путешествие с места, где начало реки в Павловском районе – это хутор Красный. Сейчас у нас будет новая остановка, на берегу реки расположен хутор Новый. Воды реки в хуторе широко используются в сельском хозяйстве для полива полей и огородов. Еще в хуторе Новом построена большая птицеферма. Растительность берегов очень разнообразна – здесь растет камыш, рогоз, тростник.
Тростник интересен тем, что его гибкая соломина сгибается, но почти никогда не ломается. Листья могут поворачиваться по направлению ветра и этим ослабляют его силу. Стебли тростника люди используют для покрытия крыш, для различных плетений, а молодые побеги употребляются в пищу сырыми или варенными. Из тростника получается хороший строительный материал – камышит. (Воспитатель обращает внимание на иллюстрации этих растений).
Воспитатель: Мы отправляемся в путь. Посмотрите, по сторонам на берегах растет еще одно растение – рогоз. Теплоход наш плывет медленно, поэтому можно легко это растение рассмотреть. Это травянистое многолетнее растение с толстым горизонтальным корневищем. Рогозовый «пух», т. е. хохолки семян, применяются при изготовлении спасательных жилетов и курток,корневища богаты крахмалом, молодые побеги варят и употребляют в пищу: своим вкусом они очень напоминают спаржу. Растение используют для плетения корзин, циновок, веревок и матов.
Воспитатель: Обратите внимание: мы проплываем место, где растут кувшинки - белые цветы на воде. Это очень красиво. Научное название кувшинки – это нимфея. Одна из легенд говорит, что в белый цветок кувшинки превратилась молодая прекрасная нимфа. Открываются цветки кувшинки в 7 часов утра и закрываются в 5 часов вечера. Листьями и корневищами кувшинки питаются бобры, ондатры, лоси.
Воспитатель: Ребята! Вы не заметили на берегу красивый домик? Сейчас мы сделаем остановку и обязательно познакомимся с этим красивым зданием.
Динамическая пауза “Теплоход”
От зеленого причала,
Оторвался теплоход. Раз, два.
(Ребята встают)
Он назад шагнул сначала. Раз, два.
(Делают два шага назад.)
А потом шагнул вперед. Раз, два.
(Шаги вперед.)
А потом поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками.)
Набирая полный ход.
(Ходьба на месте.)
Воспитатель: Мы находимся на берегу реки Сосыки в ст. Павловской. А домик этот не простой - это мастерская народного умельца Гранчарова Константина Ивановича. У этого человека золотые руки. Вы все видели, что по берегам реки растет рогоз. И вот Константин Иванович мог сделать из этого растения удивительные изделия необычной красоты: кувшины, вазы, панно, стулья, столы, сундуки, корзины.
Воспитатель: Ребята, осмотритесь вокруг, есть ли в нашем детском саду изделия из рогозы?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто изготовил эти вещи?
Дети: Константин Иванович.
Воспитатель: Ну, ребята нам пора плыть дальше. Посмотрите на карту – где мы остановимся в следующий раз. Правильно! Хутор Шевченко – следующая остановка.
Воспитатель: Растительный и животный мир нашей реки богат и разнообразен. В наше время по Сосыке не плавают большие судна, но река осталась глубокой и очень красивой.
Воспитатель: Я вижу впереди чудесную полянку, где мы можем остановиться и сойти на берег, рядом с этой полянкой расположен хутор Шевченко. Это место замечательно тем, что здесь обитает много животных прибрежной зоны. Это ондатры, выдры, дикие утки, удоды, цапли.
Дидактическая игра «Послушай и отгадай»
(Воспитатель дает описание животных и птиц прибрежной зоны, а дети находят на картинке отгадки).
Воспитатель: Ребята, остановка наша подходит к концу. Гудок нашего теплохода снова зовет нас в путь.
Игра-аттракцион «Рыболов»
(В пути проводится игра-аттракцион «Рыболов». При помощи магнитной удочки дети ловят рыбу, называют ее. В конце игры подсчитывают дети свой улов, лучший рыболов получает свой приз).
Итог НОД
Воспитатель: Но вот и подошло наше плавание к концу. Ребята, что нового вы сегодня узнали о нашей реке Сосыке, её животном и растительном мире? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы много нового узнали о нашей реке Сосыке. Я думаю, что вам надолго запомниться это путешествие.