МААМ-картинки

Конспект НОД по реализации национального компонента «В гостях у Вирь-авы»

Иркям Казакова
Конспект НОД по реализации национального компонента «В гостях у Вирь-авы»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области по ФГОС:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Цели:

Познакомить детей с персонажем мордовской мифологии

Вирь-авой, а так же названиями диких животных на мордовском языке;

Расширить и уточнить представления детей об особенностях жизни животных, их питании, особенностях поведения.

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и закрепить знания детей о диких животных, знакомить с жизнью животных в лесу;

- учить детей говорить отдельные слова, фразы на мордовском языке;

Публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента „В гостях у Вирь-авы“» размещена в разделах

- учить воспринимать и понимать мордовскую речь.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к мордовскому языку ;

- воспитывать бережное отношение к животным и природе;

- воспитывать любовь к мордовской литературе и фольклору.

Развивающие:

- развивать у детей умственную активность;

- развивать интерес к национальной культуре;

- развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа:

Чтение мордовских сказок, прибауток, скороговорок, потешек о животных;

Слушание национальной мордовской музыки, наигрышей, колыбельных песен, звуков леса: пение птиц, шелест листвы;

Отгадывание загадок о природе, животных и птицах, временах года;

Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций.

Материалы и оборудование:

Шапочки-зверушки для театрализации;

Атрибуты осени для украшения группы;

Муляжи фруктов и овощей, шишки, орехи;

Фонограмма «Шум осеннего леса».

Содержание НОД:

Под музыку воспитатель с детьми входят в группу. Выполняют некоторые элементы мордовского танца.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Воспитатель и дети: Шумбратада, кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно! Посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Его осень покрасила в золотой цвет! Он приглашает нас в лес, в гости к Вирь-аве, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы и узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! В путь! А вот и тропинка (Ходьба по дорожке друг за другом).

Звучит фонограмма «Шум осеннего леса».

Идём по «тропинке» под звуки осеннего леса (шум ветра, хруст листьев, капли дождя).

Выходит Вирь-ава.

Вирь-ава : Шумбратада, кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие) Я, Вирь-ава, хозяйка леса.

Дети: Шумбратада, Вирь-ава! (Здравствуйте,Вирь-ава)

Вирь-ава : Рад гостям осенний лес! В нём полным-полно чудес! Кто же по тропинке нам несёт грибок в корзинке? Он на ёлочку похож, это друг мой. (ответ детей – Ёж (Сеель). (Ребята здороваются с Ежом).

Сеель (Ёж) : Шумбратада кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие) Вот осенние дары я принёс для детворы, всё лето собирал. Угощайтесь, не стесняйтесь!

Дидактическая игра «Чудесный кузовок»

(в кузовке яблочко, груша, морковка, орешек, шишка и т. д. каждый ребёнок не глядя описывает предмет, угадывает его и называет).

(Вирь-ава вместе с детьми благодарит Ёжика за угощение).

Сеель (Ёж) : А теперь спешу я в норку, спать всю зиму должен я. Наемозонк, шабат! (До свидания, дети)

Дети: Наемозонк, (До свидания) Сеель (Ёжик!

Воспитатель: Вирь-ава, а что это за шум? Слышишь? Что это?

(Звучит запись треск сухих веток)

Вирь-ава : Этот друг мой-шалунишка! Он зовётся- бурый…Мишка (Офта).

Появляется Офта (Мишка). Он сердит и чем-то расстроен.

Офта (Мишка) : Шумбратада! (Здравствуйте)

Вирь-ава : Что случилось (Офта)Мишенька? Почему ты не весел? Почему гостям не рад? Посмотри, сколько ребятишек к нам пришло в гости!

Офта (Мишка) : Ох, устал я! Листья осенние собирал и устал. Много их, мне одному никак не справиться!

Воспитатель: А мы с моими путешественниками тебе сейчас поможем, верно? Дружно возьмёмся за дело!

Дидактическая игра «Соберём листочки»

Офта (Мишка) : Вот спасибо, удружили! Я и не знал, что листочки собирать так весело!

Воспитатель: Это потому что нас много, мальчиков и девочек! Мы рады были тебе помочь! А ты, Офта (Миша, молодец, что порядок и чистоту в своём лесу бережёшь! Тебе «Спасибо» («Сюконямс»!

Офта (Мишка) : Няемозонк! (До свидания) друзья, до весны прощаюсь я.

Вирь-ава : Спи в берлоге до весны, да смотри цветные сны (дети прощаются с медведем).

Вирь-ава : А мы дальше пойдём! Ждут нас веселые подружки, шустрые резвушки, любят орешки, грызут их без спешки! Угадали, кто это?

Дети : Ур! (Белки)

Ур (Белки) : Мы всю осень прыг да скок, тут орешек, там грибок! Всё в дупло к себе несём, это наш уютный дом! Вот вам орешки, малыши, попляшите от души!

Воспитатель: Что ж, поплясать мы тоже рады! Ребята, спляшем весёлый танец с орешками!

Физминутка «Мы орешки в руки взяли»

Вирь-ава : - Ребята, а вот домик Зайки (Нумол). Так, постойте, а чей это рыжий хвост из норки выглядывает? Что это за воровка, хитрая плутовка?

Дети: Это Келазь (Лиса!

Вирь-ава : Шумбратада, Келазь (Лиса! Ты зачем к Зайке в норку залезла?

Келазь (Лиса) : Ой, подумаешь, не очень то и хотелось! Зато я все запасы заячьи перепутала! Вот так! Побегу, другую норку себе найду, побольше! В этой тесновато, места маловато (убегает).

(К норке подбегает Зайка плачет)

Нумол (Зайка) : Шумбратада кельгома инжихть! (Здравствуйте, гости дорогие) Что же мне теперь делать, Лиса все перепутала! Хотел вас овощами со своего огорода угостить, да теперь не получится!

Воспитатель: Не расстраивайся, Нумол (Зайка, мальчики и девочки с радостью тебе помогут. Ребята, нужно найти только те овощи и фрукты, которые любит наш Зайчишка.

Дидактическая настольная игра «Кто чем питается».

Нумол (Зайка) : Вот, спасибо, вам, друзья!Очень благодарен я! Сюконямс! Наемозонк! (До свидания)

Вирь-ава : Наемозонк, шабат! (До свидания, дети) Приходите ещё в гости ко мне и моим друзьям!

Дети прощаются с Вирь-авой. Возвращаемся домой по тропинке. Делимся впечатлениями от путешествия, вспоминаем кому помогли, кого встретили, что запомнилось, что понравилось. Воспитатель благодарит детей за помощь.

Список литературы:

Валдоня (Светлячок) : Программа и методические рекомендации: Для дошк. образ. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. - Саранск: Тип. «Красс. Окт.», 2001.- 108 с.

Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским / мокша, эрьзя/ языкам в дошкольных образовательных учреждениях / МО Республики Мордовия, МРИПКРО, А. И. Исайкина/- Саранск, 1997.- 75с.

Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений. / МО МССР, МРИПКРО, А. И. Исайкина/, С., 1993, - 38 с.

Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : Пособие для дошк. образ. учреждений РМ / Авт. - сост. Е. Н. Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.- 352с.

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)

Публикации по теме:

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов ДОУ по развитию волевых качеств детей дошкольного возраста Предоставляйте возможность ребёнку выполнять простые поручения. Активно используйте возможности различных видов.

Формы работы с родителями Как донести до родителей то, чем ребенок занят в их отсутствие? Как привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком? Как научить.

Автор публикации:
Конспект НОД по реализации национального компонента «В гостях у Вирь-авы»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 17:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента «В гостях у Вирь-авы»» (включая файлы) размещена пользователем Иркям Казакова (УИ 274127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД