Лучший педагог года

Конспект НОД в мини-музее «Русская изба» в подготовительной группе

ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ДОРОФЕЕВА
Конспект НОД в мини-музее «Русская изба» в подготовительной группе

Конспект НОД в мини-музее "Русская изба"(подготовительная группа)

Подготовила : Дорофеева Т. А. воспитатель 1к. к.

Цель: Знакомство с предметами быта коренных жителей села Быково, воспитание любви и уважения к старинным обычаям.

Задачи:

- Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством- пословицами, поговорками, прибаутками, загадками;

- Обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора;

- Воспитывать интерес к народному быту.

Материалы и оборудование:

-сито, таз, мука;

Публикация «Конспект НОД в мини-музее „Русская изба“ в подготовительной группе» размещена в разделах

-прялка и клубочки ниток, вязаные изделия: варежки, шапочка, шарф.

- Изделия из дерева:разделочная доска, шкатулка, толкушка, игрушка, скалка, ступа и пестик.

- аудиозапись русскай плясовой.

-Музыкальные инструменты: ложки.

-горшки и крынки разной формы.

-люлька.

-деревянное корыто, сечка, кочан капусты.

-игрушка кота.

- сундук с русскими платками.

-дидактическая игра "Найди пару".

-угощение для гостей.

Ход НОД

Хозяйка избы встречает детей у входа:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гость на порог - хозяину радость.

Дети: Здравствуй, Хозяюшка!

Хозяюшка: Правильно, меня зовут Хозяюшкой,я хозяйка этой Русской-избы.

Дети:Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

Много гостей - много новостей!

Что есть в печи - на стол мечи!

Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знает о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы жить в нет.

Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?

Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!

Хозяюшка: Почему говорят: " В гостях хорошо, а дома лучше?"(Ответы детей.)

Хозяюшка: Даже в старину люди делали себежилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом?

Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Когда лиственница намокает, она становиться прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева (Ответы детей)

Показ деревянных изделий деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.

Хозяюшка:Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают - глотает (печь)

Дети: Это печка!

Хозяюшка: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка- деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяюшка: А чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.

(Показ рубки капусты сечкой)

Между печью и стеной дома было место, которое называли "бабий кут" или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Вы знаете, жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто - с поля, кто - из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Что же это такое, кто знает?

Ответы детей (грибы, ягоды,засушенные лечебные травы, зерно, овощи)

Хозяюшка:Вот и я собрала урожай, грибы насушила, да не успела все по местам разложить. Помогите мне все правильно разложить по корзинам?

Игра "Разложи урожай по корзинам"

Хозяюшка: Вы, знаете, не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

Был я копан, был я топан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил,всю семью кормил.

Сам терпел - ничего не ел.

Сделался стар - пеленаться стал (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшегося до 2-3 ведер воды.

(Демонстрация горшков)

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть "нероней". Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили:

Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал.

Горшок был мужской и женский. Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку - звонкий, по форме - вытянутый вверх, изящный.

В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме-толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они выросли стройными да красивыми, а мальчиков - из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

Хозяюшка: Хватит, дорогие гости, молча гостевать - пора загадки отгадывать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

1-ая загадка:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2-ая загадка:

Новая посудина, а вся в дырках (Сито).

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

Задание "Просеять муку через сито"

Дети по очереди пробуют просеять муку через сито.

3-ая загадка:

Что за барышня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает (прялка).

Зимними долгими вечерами хозяйка не ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Хозяюшка демонстрирует изделия из шерстяных ниток:варежки, шапочка, шарф.

Хозяюшка: У меня недавно в гостях были детки, погуляли на улице. В снегу навалялись и свои варежки оставили у меня на печи. Да вот не задача, мой кот Васька такой баловник, все варежки перепутал. Помогите мне из разложить по парам.

Игра "Наиди пару"

4-ая загадка:

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили "Запасливый гость без ложки не ходит". Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?

5-ая загадка:

И стоит, покрыт ковром

Ларь с хозяйственным добром.

Кто догадался, что это?

Дети :Сундук!

Хозяюшка: Правильно, это сундук.

Хозяюшка подходит к сундуку и достает русские платки.

Давайте и мы с вами гости дорогие попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку с русскими платками.

"Музыкальная пауза"

Хозяюшка: Поиграли, потанцевали, ох устали, сядем рядком, поговорим ладком. Посмотрите, в уголке весит кроватка. Кто знает, как она называется?

Дети: Люлька!

Хозяюшка: Правильно, люлька. Там спит Машенька. Посмотрите, ребятушки, каким красивым лоскутным одеяльцем закрыта Машенька, на люлечке сверху вышитый рушник. Давайте споем ей колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок

И утащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

Бай-бай,бай-бай.

Хозяюшка: Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люлечки, не будем ее будить.

Хозяюшка: Ах, вот ты где спрятался, озорник (подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.)

Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?

Дети: Поиграем!

Проводится русская народная игра "Ходит Васька серенький"(играют 2-3 раза)

Ведущий (в руках держит игрушку кота или одевает маску кота) идет по кругу, а дети говорят слова:

Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,

А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)

Глазки закрываются. Спит иль притворяется (Ведущий закрывает глаза.)

Зубы у кота - острая игла!

Только дети подойдут (Дети тихонько подходят к ведущему.)

Серый Васька тут как тут, Всех поймает. (Ведущий догоняет подошедших детей.)

Хозяюшка подходит к печке.

Хозяюшка: А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощение (поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.)

Посмотрите, что она для вас приготовила!

Передает угощения воспитателю.

Воспитатель вместе с детьми:

Мы желаем Вам счастья в доме умножать!

Нас почаще в гости звать!

(Вручают подарок для русской избы)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о мини-музее «Русская изба»Фотоотчет о мини-музее «Русская изба» Тип музея: комната быта. Адресность: мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОО, с целью проведения НОД по.

Мероприятие «Новоселье в мини-музее «Русская изба» для детей 4–5 летМероприятие «Новоселье в мини-музее «Русская изба» для детей 4–5 лет Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Подготовила: Е. С. Дербишева.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее детского сада «Русская изба» с детьми старшего дошкольного Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее детского сада «Русская изба» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД «Русская изба» в подготовительной группе Конспект ООД «Русская изба» в подготовительной группе Цель: приобщение к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба»Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ д. с. №15 г. Касимов. (С участием родителей) ЭКСКУРСИЯ В МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ.

Методика работы по экологическому направлению в музее «Русская изба» .

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. План работы в мини-музее на учебный год «Русская сказочная изба» Приобщение детей к истокам русской народной культуры: мини-музей «Русская сказочная изба» Мини-музей располагается в игровой комнате группы.

«Традиции села Стрелецкое Белгородского района на пасхальной неделе». Сценарий досуга в мини-музее «Русская изба» Цель: познакомить детей с историей и традициями Пасхальной недели в селе Стрелецкое Белгородского района. Задачи: - развивать интерес к.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в мини-музее «Русская изба» в подготовительной группе
Опубликовано: 1 марта 2019 в 18:24
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД