светлана шадрина
Конспект НОД в подготовительной группе «Наш дом родной, наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 180 Дуслык» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
на тему: «Наш дом родной, наш общий дом»
(образовательные области «Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»)
Цель: развитие познавательной активности дошкольников.
Публикация «Конспект НОд в подготовительной группе „Наш дом родной, наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Задачи: 1. Дать представление детям о материках, разнообразии флоры и фауны планеты Земля, понятии «пищевая цепочка»; в процессе опытнической деятельности узнать об уникальности некоторых животных.
2. Обобщить знания детей о глобусе, карте; закрепить умение работать с этими предметами.
3. Систематизировать знания детей о «Красной книге», о природоохранной деятельности человека.
4. Прививать детям любовь к природе, каждому объекту живой и неживой природы.
5. Развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное.
Обогащение словаря: материк, пищевая цепочка, природоохранная деятельность.
Активизация словаря: глобус, карта мира, океан, живая и неживая природа.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты мира, чтение художественной литературы природоведческого содержания, работа с моделями «Что нужно растению для развития и роста».
Материалы к НОД: глобус, детская карта мира, телефон, маленькие зеркала у каждого ребёнка, тематическая таблица «Пищевые цепочки», карточки с изображением представителей флоры и фауны на количество детей, красная бумага альбомного листа, картинки с изображением растений, насекомых, птиц и животных из «Красной книги», клей, салфетки.
Ход НОД:
Дети на стульчиках, на стене оформление – детская карта мира, дерево держит за руки детей, те в свою очередь держат птицу и животное.
1 часть:
Звучит мелодия (из телепередачи «В мире животных», в руках у воспитателя глобус, читает стихотворение:
- Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, тут зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь, воды в пустыне не найдёшь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них название есть:
Леса и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты влетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на модель нашей планеты. Как она называется?
Дети: Это глобус! Ведь наша планета – это огромный-преогромный шар, настолько огромный, что нужно много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. А глобус – это уменьшенная копия планеты Земля.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему в стихотворении земной шар называют голубым?
Дети: Потому что большая часть поверхности земли покрыто водой.
Ребё нок читает стихотворение:
- Из недр Земли забил родник,
Ручьём хрустальным ставший вдруг.
Спешат ручьи, вперёд бегут,
Река течёт не как-нибудь.
А прямо в море держит путь
И море, как огромный рот
Все воды рек в себя вольёт.
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
Воспитатель: Совершенно верно, голубым и синим цветом на глобусе обозначены реки, озёра, моря и океаны. Но, ребята, Земля – это не только вода, но и суша. Вся суша на нашей планете поделена на материки. Для того, чтобы подробно рассмотреть воду и суши нашей планеты, давайте воспользуемся картой мира. (работа с картой)
Всего материков на Земле 6: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида. (Краткая характеристика материков). На всех материках живут люди, животные, птицы, растут деревья и цветы, высятся горы и дышат жаром пустыни. Посмотрите: каким цветом изображены на глобусе и карте материки?
Дети: Жёлтым, зелёным, коричневым.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено зелёным? А коричневым? Жёлтым цветом?
Дети: Зелёным цветом – леса, поля, луга, равнины. Коричневым – горы, холмы. Жёлтым – пустыни, степи.
Воспитатель: Правильно. А теперь внимательно рассмотрите материки и водную поверхность, и ответьте на вопросы: 1. Какой материк самый большой по размеру? 2. А самый холодный? 3. А самый жаркий? 4. На каком материке находится наша страна? Как она называется? А столица? 5. Кто живёт в морях и океанах?
Дети: (отвечают на вопросы)
Воспитатель: Ребята, вспомните пожалуйста, какие животные проживаю в Африке? Есть в Африке животное, которое называют «Кораблём пустыни». Да, это верблюд. У этого животного есть интересная особенность – он может неделями обходиться без воды. А знаете почему? Для того, чтобы узнать, проведём небольшой опыт. (опыт «Почему верблюд может неделями обходиться без воды» с использованием зеркала)
Воспитатель: Все мы – люди, животные, птицы, рыбы насекомые, растения – жители нашего большого дома планеты Земля.
Физкультминутка: «В Африке горы вот такой вышины!»
Воспитатель: Ну, а теперь о самом важном!
Взгляни на Землю голубую нашу.
Вода мутнеет с каждым днём!
А воздух! Сколько грязи в нём!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Исчезнуть может всё живое,
Земля, что делаем с тобою?
Действительно, ребята планета Земля в большой опасности. Загрязнён воздух. Почему? (ответы детей). Вода. Почему? (ответы детей). Исчезают многие виды растений и животных. Почему? (ответы детей). Чтобы помочь нашей планете, нужно научиться любить природу, с детства понимать её.
2 часть:
(раздаются телефонный звонок, воспитатель берёт трубку)
Воспитатель: Алло! Здравствуйте! Да, это детский сад. Да, я Вас узнала, лесник Берёзкин. Почему у Вас такой взволнованный голос?
Ребята, это наш друг лесничий. Включаю громкую связь.
Лесничий: Здравствуйте, ребята. Обращаюсь к вам за помощью, знаю, вы сможете мне помочь. Как вы знаете, я и мой лес всегда рады гостям, конечно, если он соблюдают правила поведения в лесу. А недавно пожаловал в мой лес гость – Незнайка. Сломал кустарник, растоптал грибы (он видите-ли, их не ест, а о лягушке и мышке он вообще сказал, что они никому не нужны. Помогите, ребята!
Воспитатель: Да, ребята, задача перед нами стоит непростая. Незнайка славится своим упрямство и нежеланием слушать других. Кажется, он уже здесь.
(слышится песня Незнайки)
Незнайка: Ох, и вредный этот лесничий! На это не наступи, это не пни! Ещё и за лягушек заступается. Фу, какая гадость!
Дети: здравствуй, незнайка. Наслышаны мы о твоём поведении. так значит, ты считаешь, что грибы, если ты их не ешь, не нужны, а лягушки, червяки и мыши противные и никчёмные?
Незнайка: Конечно, кому нужны эти мыши, кустики и травки?
Воспитатель: Оставайся-ка ты снами, да слушай и смотри внимательно. (на экране слайд «Пищевые цепочки»)
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим этот слайд. Здесь вся живая природа разделена на уровни(1-растения, 2- животные, питающиеся растениями и насекомые, 3- животные, питающиеся насекомыми и животными из 2 уровня, 4-животные – хищники). Итак, что получается: растения кормят насекомых и мелких животных (травоядные, насекомые и мелкие животные кормят более крупных животных, а те в свою очередь кормят хищников. Все сыты?
Дети: Да, у всех есть пища.
Воспитатель: А как же растения?
Дети: Растениям для роста нужны: (выставляются модели) воздух, свет, вода, почва.
Воспитатель: Итак, ребята, какой делаем вывод?
Дети: Всё в природе связано между собой пищевыми цепочками, и если уничтожит одно из звеньев, может разрушиться вся цепь. Природа ничего не создаёт просто так.
Незнайка: (чешет затылок) Верно, всё в природе связано. Теперь я это точно знаю.
Дети: А ещё мы знаем народные пословицы о природе : «Растение – земли украшенье», «Сломить дерево – секунда, а вырастить – года!», «Много леса -не губи, мало леса – посади!»
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем. Разобьемся на группы, я вам раздам карточки с изображением зверей, растений. Когда заиграет музыка, вы свободно ходите по залу, когда музыка закончится – каждая группа составляет свою пищевую цепочку. (игра проводится 2-3 раза).
3 часть:
Воспитатель: Ну, что Незнайка, убедили мы тебя, что в природе нет ничего бесполезного и ненужного. Беречь нужно каждый кустик, каждую травинку, каждого жучка, зверя и птицу. Но к сожалению, не все на нашей планете знают об этом. Очень много уничтожается лесов, животных, рыб и птиц. Например, в Индии, ради бивней уничтожают слонов, а Африке, ради красивой шкуры – львов и зебр.
Но и в нашей республике встречается небрежное отношение к родной природе : охапками весной рвём подснежники, рубим деревья, ловим бабочек для коллекции. А ведь многие виды растений, животных, насекомых уже на грани исчезновения. И вот для того, чтобы обратить внимание людей на это, была создана вот эта книга (показывает «Красную книгу РБ». Обратите внимание на цвет обложки.
Дети: Она красная, а ведь красный – цвет опасности.
Воспитатель: Именно опасности. Существует опасность навсегда потерять животных, птиц, растения. Поэтому, все исчезающие виды растений и животных занесены в «Красную книгу» давайте и мы с вами сделаем свои небольшие «Красные книги», подарим Незнайке.
(у каждого ребёнка – лист А4 красного цвета, сгибаем его пополам и вклеиваем туда изображение животного, растения, насекомого или птицы).
По окончании работы, дети встают полукругом с книжками в руках, поют песню.