Ольга Игошина
Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе. «Чаепитие в Мытищах — нестареющий сюжет».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чаепитие в Мытищах - нестареющий сюжет».
Программное содержание.
Познакомить с картинами художников Б. М. Кустодиева, В. Г. Перовым
Продолжать знакомить детей с гжельской росписью.
Освоение традиционного элемента гжельской росписи – «капелькой».
Познакомить с вариантами построения простых орнаментов в розетке с использованием мазков «капелька».
Закреплять навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом.
Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Гжель – российская жемчужина».
Публикация «Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе, „Чаепитие в Мытищах — нестареющий сюжет“,» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Темочки
Экскурсия на выставку «Ознакомление с гжельской росписью».
Словарь: купчиха, извозчик, трактир, анфас, профиль.
Оборудование:
Проектор. Презентация «Чаепитие в Мытищах - нестареющий сюжет»:
Б. М. Кустодиев «Купчиха, пьющая чай».1923г.
«Извозчик в трактире» 1920г.
«Купчиха за чаем» 1918г.
«Московский трактир» 1916г.
«На террасе» 1926г.
В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» 1862г.
Магнитофон с аудиозаписью.
Выставка гжельской посуды.
Материал:
Для педагога: иллюстрации с изображением гжельской посуды, образцы простых орнаментов с использованием мазков «капелька».
Для детей: гуашь в банках белого и голубого цветов, кисти круглые беличьи №5-6,№2-4, баночку с водой, мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти, палитра, 1/2 листа для упражнений изображения гжельского элемента «капелька», бумажная форма – круг (тарелка).
Ход занятия.
Сегодня я покажу вам две картины. Мы не будем сегодня с ними подробно знакомиться. На следующем занятии я о них расскажу подробнее.
А сейчас я вам их просто представлю. Если, вы сможете их запомнить и в следующий раз, когда вы их увидите, сможете назвать их и фамилии художников, будет замечательно. Значит, ваша память подросла.
Показ слайдов.
Эти картины написал великий художник Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927 г. г.) Повторите эту фамилию. Молодцы!
Слайд 1 «Купчиха, пьющая чай».1923г.
Как вы думаете, как художник назвал эту картину?
Ответы детей.
Педагог: Вы придумали прекрасные названия. Эта картина называется «Купчиха, пьющая чай».1923г. Купчиха – это богатая женщина, пьющая чай.
Слайд 2 «Извозчик в трактире» 1920г.
Педагог: А как назвали бы вы эту картину?
Ответы детей.
Педагог: Эта картина называется «Извозчик в трактире» 1920г.
Извозчик – это человек, который управлял лошадью, устал, заехал в трактир, сейчас бы мы сказали в кафе, попить чаю.
Слайд 3 Картины «Купчиха, пьющая чай».1923г. и «Извозчик в трактире» 1920г.
Посмотрите на эти картины внимательно. Я хочу вам предложить поиграть в игру «Найди сходства и отличия». Готовы.
Мы будем искать только сходства. Отличия не называть. И так чем похожи эти картины?
Ответы детей: изображены люди, пьют чай, мебель, посуда, еда.
Педагог принимает ответы детей и корректирует их.
Педагог: А теперь найдите отличия.
Ответы детей: Мужчина – женщина, самовар – чайник.
Педагог: Обратите внимание на задний план.
Дети: окно - обои.
Педагог: Как изобразил художник портреты людей?
Дети: Лицо купчихи написал в анфас. А извозчика – в профиль.
Педагог: Я ещё не раз назову вам эти слова, а вы запоминайте их.
Наверное, Борис Михайлович любил пить чай, он очень много картин посвятил этой теме.
Слайд 4 «Купчиха за чаем» 1918г.
Вот ещё одна картина «Купчиха за чаем». Богатый самовар, фаянсовый, расписанный золотом чайник, такая же из набора чашка, сервировка стола – всё говорит о том, что перед вами успешная женщина. Она красива. Румяна и дородна. В руке держит блюдце и смотрит невозмутимо. Безмятежность и покой чаепития подчёркивается голубым небом на фоне террасы.
Слайд 5 «Московский трактир» 1916г.
А здесь он написал московский трактир. В трактире тех лет за таким чаепитием решались важные вопросы, обсуждались новости, принимались решения.
Слайд 6 «На террасе» 1926г.
А здесь мы видим самого художника пьющего чай со своей семьёй на террасе.
Слайд 7 В. Г. Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» 1862г.
Не только Б. М. Кустодиев любил писать чаепитие. Есть ещё одна картина она, я думаю, вам знакома. Написал её Василий Григорьевич Перов.
Называется она ….«Чаепитие в Мытищах близ Москвы».
В нашем городе тоже всегда любили пить чай, потому что в нём очень вкусная вода. Когда – то даже сама Царица приказала чтобы воду к чаю ей доставляли из нашего города. На наше Мытищинское чаепитие всегда приезжали и приезжают гости из разных городов и стран. На наше чаепитие я пригласила гжельскую барышню. Она согласна приехать при одном условии, если чай мы будем наливать в гжельскую посуду.
Педагог приглашает ребят посмотреть на гжельскую посуду. (Выставка посуды)
Педагог: Педагог загадывает загадку:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая … (Гжель)
Ребята, а как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются при росписи изделий художниками Гжели? С какими элементами гжельской росписи мы познакомились на прошлом занятии?
Дети: бордюр, точки, прямые, волнистые линии, дужки, сеточка.
Педагог: А сегодня мы познакомимся с ещё одним традиционным элементом гжельской росписи – «капелькой».
Показ образцов простых орнаментов с использованием мазков «капелька»
Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.
Показ педагогом элемента – «капелька» (цветок)
Для изображения капельки нужно смочить кисть в воде. Затем набрать краску и прикоснуться кистью к бумаге так, чтобы начало мазка было полукруглым. Ведут кисть вниз, чуть- чуть её приподнимая и поворачивая. При этом кисть оставляет всё более тонкий след. Рядом также кладут другой след. Если слегка повернуть бумагу, по окружности образуется цветок, напоминающий ромашку. Если кисть не поворачивать, то мазок будет прямым.
Перед вами лежат листы, на которых можно потренироваться в рисовании капельки.
Но прежде чем приступить к работе, я вам предлагаю размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пять и пять пошли гулять,
Вместе весело гулять.
Повернулись. Улыбнулись.
В кулачки вот так свернулись.
Постучали кулачки.
Вот какие молодцы!
А теперь можно поупражняться на листе бумаги, который лежит перед вами. Смелей!
Дети рисуют несколько мазков на листе для упражнений. Педагог подсказывает словом или показывает на своём листе элемент «капелька», тем детям, которые затрудняются.
Педагог: Молодцы! Вы освоили гжельский элемент «капелька». А теперь посмотрите как можно с помощью точек (их можно рисовать ватными палочками, сеточки, усиков, волнистой линии разнообразить наш цветок. Эти элементы гжельской росписи вам знакомы.
Показ образцов простых орнаментов с использованием мазков «капелька» в круге (розетке)
Педагог: Перед вами лежит бумажная форма «круг» – это блюдце. Попробуйте украсить центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трёх примеров для подражания, или придумайте свой пример.
Самостоятельная работа детей. Звучит весёлая музыка.
Педагог помогает тем детям, которые испытывают затруднения.
В конце занятия организуется выставка работ.
Педагог: Ребята, как вы считаете, мы справились? Что у нас получилось? А что нет?
Ответы детей.
Педагог: Блюдца получились замечательные. Молодцы, хорошо мы с вами потрудились.