Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»

Алина Никитчук
Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

«По тропам войны»

(чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка», используя технологию О. В. Чиндиловой «Технология продуктивного чтения»

Подготовила воспитатель первой

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „По тропам войны“, Чтение рассказа Б, А, Алмазова „Горбушка“» размещена в разделах

квалификационной категории

Никитчук А. А.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Вызвать интерес к истории одной страны, формировать умение анализировать текст, формировать умение формулировать мысли через слово (аргументировать свою точку зрения, поддерживать заинтересованное отношение к чтению, формировать умение придумать свои версии происходящего, приобщать к традиционным российским ценностям.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать предпосылки смыслового чтения, развивать стремление понять прочитанное, развивать умение использовать речь для обмена чувствами.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, в частности к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства.

Словарная работа: блокада, фашисты, мякина, тыл.

Материалы: медаль, мультимедийная презентация на тему «Великая Отечественная война», письмо президента В. В. Путина, колосья пшеницы и ржи.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций про Великую Отечественную войну, беседа про Великую Отечественную войну, рисование на тему Великой Отечественной войны, слушание песен про Великую Отечественную войну, беседа о значении слова «тыл».

Методические приё мы:

1. Рассматривание медали.

2. Беседа про медаль.

3. Рассказ воспитателей о ветеранах тыла.

4. Просмотр мультимедийной презентации про ВОВ.

5. Небольшое сообщение об авторе.

6. Рассматривание книги.

7. Чтение текста.

8. Игровое упражнение «Два мешочка».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть что-то интересное. Посмотрите, что это? (медаль, дети рассматривают медаль, желающим даю возможность потрогать).

За что людям дают медаль? (за спасение людей, за храбрость и т. д.)

Тоня, прочти, что написано на этой медали? (70 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.) Эту медаль вручили моей маме в честь семидесятилетия победы в Великой Отечественной войне по указу нашего президента В. В. Путина. Когда началась война, моей маме было 10 лет. Она была на три года старше вас. Она воевала? А за что ей дали медаль? (она работала в тылу).

Когда маме исполнилось 13 лет, война ещё не закончилась. Она жила в деревне с дедом и бабушкой. Они с дедом пасли коней, мама днём, дед – ночью. Однажды дед заболел и мама ночью одна посла коней. Она очень боялась волков и плохих людей, которые воруют лошадей, но домой не убежала – всю ночь просидела на коне. Как вы думаете, она заслуживает такую медаль? (да, заслуживает). Вот как работали люди в тылу для фронта.

Родина помнит своих героев. Президент В. В. Путин прислал такое поздравительное письмо моей маме в честь Победы. Письмо мы прочтём в свободное время.

Давайте сейчас посмотрим презентацию про Великую Отечественную войну.

Просмотр мультимедийной презентации, объясняя значения слов мякина, фашисты, блокада.

Мякина – это остатки колосьев, стеблей при молотьбе. (показываю настоящие колосья и какие остатки могут быть)

Фашисты – это те, кто считают свою нацию высшей. (и не смогли бы мы играть в те игры, что мы сейчас играем, фашисты заставляли бы играть в свои игры)

Ленинградская блокада – окружение города немцами.

Тяжело ли вам было смотреть на картины войны? (да) Мне тоже было тяжело.

Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.

Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.

На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.

Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.

Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.

А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

Я хочу рассказать вам одну историю.

За год до окончания войны родился один мальчик, звали его Борей. Он жил на Дону и вырос казаком, и не просто казаком – он был атаманом. (показываю фотографию Бориса Алмазова в атаманском обличии) Его детство было тяжёлым – папа умер, а мама была больной и не могла работать. Борис Александрович Алмазов - так звали нашего героя – решил написать книги про тяжёлую военную и послевоенную жизнь. Вот одна из этих книг – «Матросская лента». (показываю обложку книги) Первый рассказ в этой книге – «Горбушка». Рассмотрите иллюстрации картины, скажите, про что этот рассказ? (про солдат, про хлеб, про войну) (выслушиваю ответы детей, не делаю никаких обобщений) Сейчас я прочитаю и мы узнаем.

Борис Александрович Алмазов. «Горбушка»

Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.

Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли.

Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.

Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой (небольшая пауза, дети додумывают и доканчивают предложение) в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу. (вопрос воспитателя – что могло дальше произойти? Ответы детей: драка, воспитательница отругала. Выслушиваю детей, но не делаю обобщений)

В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.

— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.

Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.

— Ну как дела? — спросил он.

— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.

— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки? («интересно, а почему?» - задаю вопрос. Ответы детей – от расстроился, обиделся) Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.

— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.

— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом.

Горбушкой?

— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!

Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.

— За что тебя наказали? — спросил он.

— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

— Так. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.

— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого.

— А почему их нет? — спросил папа.

— Они погибли на войне.

— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок:

(пауза, дети догадываются, от чего задрожал подбородок: от волнения, огорчения, печали) — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых.» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран.» — это второй дедушка, мамин папа.

— А бабушки?

— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия. («Как это без продовольствия?» - задаю вопрос. Ответы детей – голод.) Читаю второй раз отрывок «Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия».

— И без хлеба?

— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.

— И всё?

— И всё. Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей. Блокадный.

Папа достал фотографию.

— Ну, — сказал он, — найди меня.

Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.

— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.

Я бы её никогда не узнал.

— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные. Я обхватил папу руками и закричал:

— Папочка! Накажи меня как хочешь!

— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда. А ты его на пол.

— Я больше никогда не буду! — прошептал я.

— Я знаю, — сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым.

— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже (пауза с целью, чтобы дети догадались, кому рассказать) Гришке. (и даже Гришке)

— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.

Этот рассказ показывает лишь один фрагмент тяжёлой жизни во время Великой Отечественной войны. Наша страна победила эту войну благодаря солдатам и труженикам в тылу.

У меня два мешочка, зелёный и чёрный. Они собирают чувства. Если у вас весёлые, радостные чувства, то положите в зелёный мешок, грустные, печальные – положите в чёрный. Спасибо вам за всё.

Список использованной литературы.

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М. :ТЦ Сфера, 2014.

3. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой. Олма Медиа Групп,2011 г.

4. «Матросская лента» Борис Алмазов, «Малыш» Москва, 1985.

Публикации по теме:

Чтение рассказа С. Оспанова «Саруар» Технологическая карта организованной учебной деятельности Образовательная область: Коммуникация Раздел: Художественная литература Тема:.

Конспект НОД по художественному чтению в подготовительной группе. Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки» Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки». Подготовительная группа Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение рассказа Юрия Коваля «Алый» Программное содержание: упражнять детей в соглосовании существительных с числительными в роде, числе, падеже; познакомить детей с военной.

Конспект НОД по Развитию речи в подготовительной к школе группе: Составление рассказа по картинке Цель: Развивать навык согласования прилагательных с существительными Задачи: Образовательные: 1. учить отвечать на вопросы развернутым полным.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи. Пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке» Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Развитие речи»: пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке». Образовательные.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Организовать деятельность детей.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи : Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.

Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» НОД Развитие речи и чтение художественной литературы Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Развивать речевую.

Технологическая карта НОД Тема: «Чтение и пересказ отрывка из рассказа Л. Кассиля «Воздух» Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Чтение и пересказ отрывка из рассказа Л. Кассиля «Воздух» Группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»
Опубликовано: 17 сентября 2016 в 20:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД