Алина Никитчук
Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
«По тропам войны»
(чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка», используя технологию О. В. Чиндиловой «Технология продуктивного чтения»
Подготовила воспитатель первой
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „По тропам войны“, Чтение рассказа Б, А, Алмазова „Горбушка“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
квалификационной категории
Никитчук А. А.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Вызвать интерес к истории одной страны, формировать умение анализировать текст, формировать умение формулировать мысли через слово (аргументировать свою точку зрения, поддерживать заинтересованное отношение к чтению, формировать умение придумать свои версии происходящего, приобщать к традиционным российским ценностям.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать предпосылки смыслового чтения, развивать стремление понять прочитанное, развивать умение использовать речь для обмена чувствами.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, в частности к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства.
Словарная работа: блокада, фашисты, мякина, тыл.
Материалы: медаль, мультимедийная презентация на тему «Великая Отечественная война», письмо президента В. В. Путина, колосья пшеницы и ржи.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций про Великую Отечественную войну, беседа про Великую Отечественную войну, рисование на тему Великой Отечественной войны, слушание песен про Великую Отечественную войну, беседа о значении слова «тыл».
Методические приё мы:
1. Рассматривание медали.
2. Беседа про медаль.
3. Рассказ воспитателей о ветеранах тыла.
4. Просмотр мультимедийной презентации про ВОВ.
5. Небольшое сообщение об авторе.
6. Рассматривание книги.
7. Чтение текста.
8. Игровое упражнение «Два мешочка».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть что-то интересное. Посмотрите, что это? (медаль, дети рассматривают медаль, желающим даю возможность потрогать).
За что людям дают медаль? (за спасение людей, за храбрость и т. д.)
Тоня, прочти, что написано на этой медали? (70 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.) Эту медаль вручили моей маме в честь семидесятилетия победы в Великой Отечественной войне по указу нашего президента В. В. Путина. Когда началась война, моей маме было 10 лет. Она была на три года старше вас. Она воевала? А за что ей дали медаль? (она работала в тылу).
Когда маме исполнилось 13 лет, война ещё не закончилась. Она жила в деревне с дедом и бабушкой. Они с дедом пасли коней, мама днём, дед – ночью. Однажды дед заболел и мама ночью одна посла коней. Она очень боялась волков и плохих людей, которые воруют лошадей, но домой не убежала – всю ночь просидела на коне. Как вы думаете, она заслуживает такую медаль? (да, заслуживает). Вот как работали люди в тылу для фронта.
Родина помнит своих героев. Президент В. В. Путин прислал такое поздравительное письмо моей маме в честь Победы. Письмо мы прочтём в свободное время.
Давайте сейчас посмотрим презентацию про Великую Отечественную войну.
Просмотр мультимедийной презентации, объясняя значения слов мякина, фашисты, блокада.
Мякина – это остатки колосьев, стеблей при молотьбе. (показываю настоящие колосья и какие остатки могут быть)
Фашисты – это те, кто считают свою нацию высшей. (и не смогли бы мы играть в те игры, что мы сейчас играем, фашисты заставляли бы играть в свои игры)
Ленинградская блокада – окружение города немцами.
Тяжело ли вам было смотреть на картины войны? (да) Мне тоже было тяжело.
Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Я хочу рассказать вам одну историю.
За год до окончания войны родился один мальчик, звали его Борей. Он жил на Дону и вырос казаком, и не просто казаком – он был атаманом. (показываю фотографию Бориса Алмазова в атаманском обличии) Его детство было тяжёлым – папа умер, а мама была больной и не могла работать. Борис Александрович Алмазов - так звали нашего героя – решил написать книги про тяжёлую военную и послевоенную жизнь. Вот одна из этих книг – «Матросская лента». (показываю обложку книги) Первый рассказ в этой книге – «Горбушка». Рассмотрите иллюстрации картины, скажите, про что этот рассказ? (про солдат, про хлеб, про войну) (выслушиваю ответы детей, не делаю никаких обобщений) Сейчас я прочитаю и мы узнаем.
Борис Александрович Алмазов. «Горбушка»
Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.
Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли.
Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.
Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой (небольшая пауза, дети додумывают и доканчивают предложение) в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу. (вопрос воспитателя – что могло дальше произойти? Ответы детей: драка, воспитательница отругала. Выслушиваю детей, но не делаю обобщений)
В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.
— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.
Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.
— Ну как дела? — спросил он.
— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.
— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки? («интересно, а почему?» - задаю вопрос. Ответы детей – от расстроился, обиделся) Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.
— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.
— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом.
— Горбушкой?
— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!
Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.
— За что тебя наказали? — спросил он.
— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!
— Так. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.
Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.
— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?
— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого.
— А почему их нет? — спросил папа.
— Они погибли на войне.
— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок:
(пауза, дети догадываются, от чего задрожал подбородок: от волнения, огорчения, печали) — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых.» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран.» — это второй дедушка, мамин папа.
— А бабушки?
— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия. («Как это без продовольствия?» - задаю вопрос. Ответы детей – голод.) Читаю второй раз отрывок «Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия».
— И без хлеба?
— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.
— И всё?
— И всё. Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей. Блокадный.
Папа достал фотографию.
— Ну, — сказал он, — найди меня.
Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.
— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.
Я бы её никогда не узнал.
— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные. Я обхватил папу руками и закричал:
— Папочка! Накажи меня как хочешь!
— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда. А ты его на пол.
— Я больше никогда не буду! — прошептал я.
— Я знаю, — сказал папа.
Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым.
— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже (пауза с целью, чтобы дети догадались, кому рассказать) Гришке. (и даже Гришке)
— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.
Этот рассказ показывает лишь один фрагмент тяжёлой жизни во время Великой Отечественной войны. Наша страна победила эту войну благодаря солдатам и труженикам в тылу.
У меня два мешочка, зелёный и чёрный. Они собирают чувства. Если у вас весёлые, радостные чувства, то положите в зелёный мешок, грустные, печальные – положите в чёрный. Спасибо вам за всё.
Список использованной литературы.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М. :ТЦ Сфера, 2014.
3. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой. Олма Медиа Групп,2011 г.
4. «Матросская лента» Борис Алмазов, «Малыш» Москва, 1985.