Получи документы

Конспект НОД в средней группе «Мглинская глиняная игрушка — свистулька»

Наталья Савченко
Конспект НОД в средней группе «Мглинская глиняная игрушка — свистулька»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

Мглинский детский сад №1

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Мглинская глиняная игрушка»

Воспитатель

Савченко Н. И.

Мглин

Цель: знакомство с мглинскими глиняными игрушками.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД в средней группе „Мглинская глиняная игрушка — свистулька“» размещена в разделах

1. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством

2. Познакомить детей с историей возникновения народного промысла – изготовление мглинской глиняной игрушки, с ее функциональным назначением (игра, украшение быта).

3. Формировать представление о технологии изготовления игрушек, об отличительных особенностях внешнего оформления мглинской игрушки (цвет, элементы узоров).

4. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству

5. Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти

Материал: Презентация «Наша родина – Россия» (слайды с символикой России, слайды с народными игрушками, игрушек из глины из Дымково, Филимонова, Мглина, иллюстрации элементов росписи, модели фигурок в виде птиц, гуашь, банки с водой, кисточки, салфетки, музыка русская народная

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети стоят по кругу. Воспитатель: Кто-то придумал просто и мудро при встрече здороваться. Давайте, и мы поприветствуем друг друга!

Собрались все дети в круг:

Я – твой друг и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Сюрпризный момент – письмо от Незнайки

Воспитатель: Дети, какое ваше самое любимое занятие? (Мы любим играть.)

Воспитатель: Расскажите Незнайке о своих любимых игрушках, а потом мы нарисуем с вами игрушки и отправим Незнайке.

(Дети перечисляют любимые игрушки и игры.)

Воспитатель: Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? (да)

Воспитатель: Посмотрите, здесь у меня лежат современные игрушки. «Как вы думаете, где сделаны эти игрушки? (На фабриках и заводах)

-Давайте назовём, из какого материала они сделаны. (показываю игрушку, дети называют, какая она деревянная, металлическая, пластмассовая, резиновая, фарфоровая, мягкая – сделана из ткани)

Воспитатель: Современные игрушки сделаны из металла, пластмассы, резины, воска, фарфора.

- Что могут делать современные игрушки? (могут издавать звуки, говорить, передвигаться, шевелить руками, ногами, смеяться___

Воспитатель: Посмотрите, какие интересные игрушки пришли к нам в гости, не обычные, игрушки

-Это старинные игрушки. Эти игрушки называют народными, потому что их делали народные мастера для детей. Посмотрите, какие они красивые.

Воспитатель: Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо - люди - мастера!

-Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (ответы).

Воспитатель: Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.

Традиция народной игрушки возникла давно и сохранилась до наших дней. В зимние вечера наши предки проводили время за любимым занятием. Они мастерили глиняные игрушки не на продажу, а для своих детей. Потому что, игрушечных фабрик и магазинов в то время не было. В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, потому и изделия у них получались такими красивыми.

Каждую игрушку делает от начала до конца один мастер - мама, папа, дедушка или члены одной семьи.

Воспитатель: Давайте посмотрим, из какого материала делали старинные игрушки? Ребята, в старину игрушки мастерили из дерева (показывает яйцо, матрешку, бересты (показывает лапти) и глины (лошадка) и лоскутков – ткани, соломы (куклы)

Еще у меня есть другие народные игрушки на слайдах, обратите ваше внимание на экран

-Ребята давайте вспомним в какой стране мы живем? (России)

-А это кто (В. В. Путин наш президент) итд…

(остановить внимание детей на глиняной игрушки)

Некоторые из них нам знакомы. Какие вы знаете народные игрушки, сделанные из глины? (дымковская, филимоновская)

Воспитатель: Давайте вспомним последовательность изготовления игрушки.

- Мастера сначала лепили из глины, затем сушили на полках, обжигали в печи, раскрашивали и получали красивую глиняную игрушку

Дети рассаживаются на скамейке перед доской.

Воспитатель:

Изучение новой темы.

Воспитатель: А в каком городе мы с вами живем? (правильно г. Мглин) Сегодня я вас познакомлю с Мглинской глиняной игрушкой. (показ игрушки, фото) (Мглин Брянской области)Их изготавливают в нашем городе Мглин Брянской области. Получается, что эти игрушки очень, очень давно делали у нас на Родине, в г. Мглин, поэтому их называют Мглинскими. А когда появились фабрики по изготовлению игрушек, народную мглинскую игрушку перестали делать.

Но нашлись мастера, которые возрадили изготовление мглинской глиняной игрушки (с именами этих мастеров я познакомлю вас когда вы будете чуточку старше – в следующем году) с их помощью возродилось забытое мастерство изготовления Мглинской игрушки. Нигде в России не делают глиняные кружки – свистульки. Из такой кружки можно пить и присвистывать.

Физминутка «Ванька -встантка»

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо, влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

А потом пустились вскачь

(бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра!

Воспитатель: Мглинская глиняная игрушка Брянской области светло – коричневого цвета, золотистого оттенка. Украшают их полосками разных красок, но чаще зеленого, красного и синего цвета. В рисунках наблюдаются характерные геометрические формы, они тонкими линиями наносятся по всей фигурке. Среди работ встречаются свистульки в виде барана, фигурки птиц, медведей. От свободного пространства внутри игрушки зависело качество звука. Совсем маленькие экземпляры издавали более тонкий свист. Звуки, издаваемые более крупными свистульками, походили на трель и были мелодичнее. (посвистеть)

И теперь эти нарядные игрушки радуют и детей, и взрослых.

Практическая часть:

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам стать народными мастерами и раскрасить мглинским узором фигурку птицы которую я приготовила для вас заранее.

- А чтобы стать настоящими матерами нужно произнести волшебное заклинание

1,2,3,4,5, -начинаем мы играть

Вправо – влево повернись

И в умельца превратись

Приглашаю вас в художественную мастерскую

Воспитатель: Садимся за столы.

Давайте вспомним, какие цвета мы будем использовать? Какой рисунок? Напоминаю, рисуем кончиком кисточки.

Посмотрите, как это буду делать я…

А сейчас предлагаю вам раскрасить свои игрушки мглинским узором

(Варианты узоров висят на доске)

Но прежде давайте разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика:

Девочки и мальчики! Расправьте свои пальчики,

Пополам согните, в кулачок сожмите,

Раскройте ладошки, встряхните немножко.

Чтоб красиво рисовать, надо ручкам отдыхать.

(все движения выполняются согласно тексту)

А теперь мастера за работу нам пора

Подведение итогов.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? (украсить макет солнышка или тучки)

- Что такое народные глиняные игрушки? (Игрушка, сделанная руками мастера)

-В каком городе Брянской области делают мглинские игрушки?

- Какие народные глиняные игрушки вы запомнили?

Какие народные глиняные игрушки вы запомнили (Филимоновская, дымковская, мглинская)

-Ребята в России есть еще много других мест, где изготавливают игрушки, и всюду на творчество мастеров влияет то, как живут вокруг люди, какая природа их окружает, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Любимая игрушка»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Любимая игрушка» «Любимая игрушка» - конспект НОД по рисованию в средней группе. Цель: Закреплять умение закрашивать, не выходя за контур рисунка. Задачи:.

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Моя любимая игрушка — кукла»Конспект НОД по рисованию в средней группе «Моя любимая игрушка — кукла» Задачи: Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять умение передавать.

Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент»Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент» Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края. Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Конспект занятия по лепке «Птичка-свистулька. Гжель»Конспект занятия по лепке «Птичка-свистулька. Гжель» Цель: продолжать знакомить с гжельской росписью. Предварительная работа: "Знакомство с росписью гжель" Оборудование: клеёнки, пластилин.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка»Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка» Мастер-класс для детей дошкольного возраста. «Дымковская игрушка птичка-свистулька» .Часть 1. Лепка. Автор: воспитатель Суханова Анна Андреевна.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись»Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись» Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись. Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе «Мглинская глиняная игрушка — свистулька»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 12:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в средней группе «Мглинская глиняная игрушка — свистулька»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Савченко (УИ 2972978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД