Светлана Петренко
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию
Цель:
Способствовать формированию экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах; чем они питаются, как им можно помочь;
• закреплять умение детей узнавать и называть птиц.
воспитательные:
• воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать любовь к птицам и бережное отношение в зимний период к ним,
развивающие :
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
коррекционно-развивающие : развивать непроизвольное внимание, логическое мышление, зрительную память, координацию движений
коррекционно-воспитательные: воспитывать взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.
Оборудование: картинки, слайдовая презентация «Зимующие птицы» с записью пения птиц, разрезные картинки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок.
Планируемые результаты: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью.
Использование современных образовательных технологий:
- элементы здоровьесберегающей технологии (физкультминутка, гимнастика для глаз)
- элементы сказкотерапии (массаж точки здоровья).
- ИКТ-технология (презентация к занятию.).
Ход занятия:
I. Организационная часть.
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
II. Основная часть.
Воспитатель: Дети, сегодня утром охранник передал мне странный конверт. Там записка: «Дети 14-й группы, У меня для вас загадка:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица)
И задание! Кто-то разрезал фотографии зимующих птиц. Соберите картинки скажите, что это за птицы. Лесовичок».
Воспитатель: Кто что понял? (ответы детей). Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).
А здесь ещё листок. Загадки?
Игра «Подскажи словечко» (Дети называют слово и показывают картинку в учебной зоне)
Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой… (сорока)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово - дрозд, приятель!»
И ставит подпись (дятел).
Носят серенький жилет,
А у крыльев - черный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)
Я весь день ловлю жуков
Уплетаю червяков
В тёплый край я не летаю
Здесь, под крышей обитаю
Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый (воробей)
Воспитатель: Всех птиц знаем? А хотите узнать?
Работа с презентацией «Зимующие птицы»
Слайд 1.
Серая ворона села на забор,
Серая ворона оглядела двор.
Каркнула сердито целых десять раз —
Сочинила серая о дворе рассказ.
Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица! Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона — всеядная птица, поэтому рацион ее разнообразен. Она питается очистками и остатками пищи.
Слайд 2.
Птицей мира он зовется.
С крыш стрелой к земле несется,
Если видит гору крошек.
Сизый, белый и хороший.
Голуби ведут строго дневной образ жизни. Пищу обычно собирают на земле, в связи, с чем хорошо ходят. Питаются семенами различных растений, которые собирают на земле.
Слайд 3.
Синица
В желтой футболке и черной жилетке
Птица синица расселась на ветке.
Тенькает звонко птица синица,
Лютых морозов она не боится.
Оперение синицы яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Когда наступают холода, синицы. питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
Слайд 4.
Работяга пестрый дятел
Птицам дупла конопатил.
День трудился. Нету сил!
Все долбил, долбил, долбил.
Летом пёстрые дятлы питаются древесными насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Это одна из очень полезных птиц наших лесов : работает круглый год по уничтожению вредителей.
Слайд 5.
На суку сидит сова.
Видит днем она едва.
А лишь только ночь настанет—
Как орел глазастой станет.
Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись к глубоком дупле. У совы-большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие янтарные глаза. Зимой совы остаются в наших краях.
Слайд 6.
Белобокая болтушка
На еловой на макушке
Растрещалась, раскричалась,
Разболталась, раскачалась.
Сорока-белобока - перышки у нее по бокам совсем белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Зимой птицы перебираются поближе к людям - разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.
Слайд 7.
Шустро скачет воробьишка,
Птичка — серая малышка.
По двору шныряет,
Крошки собирает.
Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Несмотря на кажущуюся невнимательность и суетливость, эти птички очень умны и быстро привыкают к людям, понимая, что именно рядом с человеком можно раздобыть корм. Люди зачастую подкармливают диких птиц, особенно зимой, и воробьи об этом знают. Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
Слайд 8.
Снегири
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, любит клевать ягоды рябины.
Слайд 9.
У клеста удивительный клюв-очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Слайд 10.
Заиграли на свирелях,
Засвистели: "Свири-свир!
Мы клюём рябины кисти
Мы в лесу устроим пир!
Свиристели живут в хвойных лесах. Летом питаются ягодами, насекомыми и побегами растений. Зимой любят полакомиться рябиной. В холода перебираются к жилью человека.
Гимнастика для глаз
(Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)
1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца.
Повторить 5-6 раз.
2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз.
Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.
Слайды 11-13. Дидактическая игра на внимание «Кто улетел?»
Слайды 14-16. Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Слайды 17-19. Дидактическая игра «Четвертый лишний?»
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
(прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири
(прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Воспитатель: Готовы вы теперь выполнить задание лесовичка? (Подгрупповая работа, индивидуальная работа).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.
Слайд 20.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать;
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, какая птица чем питается? (ответы детей).
Слайд 21. Дидактическая игра «Накорми птиц?»
III. Заключительная часть.
Воспитатель. Вы уже много знаете о зимующих птицах, а чтобы вы узнали ещё больше, я приготовила вам раскраски зимующих птиц в уголке рисования. А пшено мы возьмем на прогулку, чтобы покормить птиц.
Рефлексия. Игра «Верно-неверно»
Закрепление вне занятия: картинки птиц в учебной зоне, шаблоны снегирей, раскраски птиц, образцы рисования в центре творчества.
Дальнейшая работа:
- Планируем разработать проект.