Лариса Крюкова
Конспект НОД по приобщению детей к русскому быту «Путешествие в прошлое» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
(Приобщение детей к русскому быту)
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познание».
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Прививать интерес к предметам быта. Расширять кругозор.
Образовательная область «Коммуникация».
Цель: активизировать в речи слова: русская печь, ухват, кочерга, сито, самовар, лебедушка, павушка, удалец, добрый -молодец, сокол ясный.
Образовательная область «Социализация».
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к русскому быту „Путешествие в прошлое“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель: приобщать детей к русскому быту, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Образовательная область «Физическая культура».
Цель: развивать двигательную активность.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Цель: вызвать желание исполнять знакомые потешки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками.
Образовательная область «Музыка».
Цель: Воспитывать интерес, отзывчивость к русской национальной музыке. Совершенствовать навыки движений под музыку и игры на музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма, танцевальное творчество детей. Способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.
Предварительная работа:
Беседы о России, древней Руси, быте, промыслах, прослушивание сказок, разучивание русских народных потешек, песен, частушек, игра на русских народных шумовых инструментах. Знакомство с
русскими народными подвижными играми.
Оборудование:
Фонограммы с русской народной музыкой, музыкальные инструменты, атрибуты к игре, предметы быта (Самовар, ухват, кочерга, сито, макет печки)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Да. Много лет назад наша страна называлась Русь. Мы с вами много говорили о древней Руси, о том как жили наши предки, пра-пра-пра бабушки, пра-пра-пра дедушки, рассматривали
на иллюстрациях древние города, деревни, как одевались на Руси, чем занимались, как отдыхали. Слушали с вами сказки, песни русского народа, разучивали потешки. А сегодня, давайте отправимся в прошлое, как будто мы девочки и мальчики русской старины. Закройте глаза, я говорю волшебные слова: "Раз, два, три - в древнюю Русь попади!"
Русь деревянная- края дорогие. Здесь издавна Русские люди живут. Они прославляют просторы родные,Раздольные русские песни поют. Вот мы и попали в древнюю Русь.
Смотрите, там деревня, кругом тихо, все еще спят. Пойдем туда. Потешка: Поехали, поехали (Дробный шаг)
С орехами, с орехами.
С калачами, калачами.
Вприпрыжку, вприпрыжку. (подскоки)
По кочкам, по кочкам
Бух, в ямку! (присели)
Воспитатель: А вот петушок проснулся, солнышко разбудил. Ребята, давайте расскажем потешку "Петушок" и прохлопаем ладошками ритмический рисунок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь? (Слышится лай собак, крик петуха) -фонограмма.
Воспитатель: Мы с вами так громко хлопали в ладоши, что всю деревню подняли.
Слышите? Совсем как в потешке"Уточки по улочке". (Словесная ритмическая игра)
Возьмите инструменты, я буду говорить слова, а вы мне отвечать и играть на инструментах.
- Уточки по улочке -Кря-кря-кря
-Козочки у лозочки -Ме-ме-ме
-Свинки у осиночки -хрю-хрю-хрю
-Барашеньки в овраженьке -бе-бе-бе
-Коровки на задвореньке -му-му-му
-Конички у горочки -и-го-го
Бегут,бегут со двора, гулять, гулять во луга,
Воспитатель: Всю деревню прошли и на луг пришли. А на лугу стоит чашка творогу.
Давайте поиграем. Игра - потешка: Как на нашем на лугу. (дети идут в круг) -Стоит чашка творогу. (Дети отходят назад)
-Прилетели две тетери (Летят по кругу) -Поклевали, улетели. (Разбегаются) Воспитатель: Ну и тетери, какие ловкие, никого не поймала!
Солнышко встало - утро настало. Вот и люди проснулись, встали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?
Дети: Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.
Воспитатель : Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в древней русской деревне.
Игра - хоровод "Овес"
Все становятся в круг и поют:
«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…
Показывают движениями рук вперё д:
«Потом отдыхал вот так…
Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая:
-Овёс, овёс, хорошо, чтоб ты рос!
Новый куплет:
- Кто хочет знать, как жнут овёс?
- Отец мой жинал его так
(показывают)
- Потом отдыхал он вот так
(показывает)
После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят
(при молотьбе, каждый "колотит" своего соседа). Воспитатель: Издавна наш народ добросовестно трудился. А лентяев в народе не любили. Дети всегда были хорошими помощниками, взрослые всегда говорили про них - "Маленький- да удалинький! А вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети:
Без труда на вынешь рыбку из пруда. Не спеши языком - торопись делом -•
Терпение и труд все перетрут!
Землю красит солнце, а человека - труд!
Умелые руки не знают скуки!
Воспитатель: Ребята а как в старину называли девочек?
Дети: "Красна девица, красавица, лебедушка, Павушка, голубушка. "
Воспитатель: А как парней в старину называли?
Дети; Орел, голубь, сокол ясный, добрый молодец, удалец.
Воспитатель: Девицы красные, да добрые молодцы, пойдем на луг, да хоровод заведем "А я по лугу" Воспитатель: Мы играли, танцевали и немножечко устали, посидим, отдохнем, разговор поведем. Я вам загадаю загадки, а вы найдите ответы на них, среди этих предметов. (На полянке разложены предметы русского быта).
Загадки:
«Толстая Федора наедается нескоро, но зато, когда сыта - от Федоры теплота»
(Печка).
Не бык, а бодает. (Кочерга). Не ест, а еду хватает, что схватит, отдает, сам в угол идет.
(Ухват). Новая посуда, а вся в дырках?
(Сито).
Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине - огонь да вода?
(Самовар).
Воспитатель: Молодцы ребята. отгадали все загадки. Давайте поиграем. Стройтесь в четыре шеренги, плетите плетень. Я вам напомню условия. Сначала эти две шеренги идут навстречу друг другу "простым хороводным шагом",кланяются друг другу, отходят назад. Затем эти две шеренги исп. тоже. Когда звучит плясовая музыка - устроим настоящий перепляс, каждый исполнит свои любимые движения. Старайтесь не повторять друг друга. Русская народная игра "Плетень". (В свободной пляске совершенствуется танцевальное творчество детей)
Воспитатель: Как быстро пролетело время, уже пора возвращаться.
А то, что сегодня вы узнали о наших предках будете рассказывать своим друзьям. Будете петь русские народные песни, играть в игры, любить свой народ, свою Родину - Россию.
"Раз, два, три - в настоящее нас верни". Вот мы и попутешествовали во времени, и это не в последний раз.
Песня " У моей России". (Сл. Н. Савельевой, муз. Г. Струве)