Татьяна Клименкова
Конспект НОД «Весна в городе красивой речи» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
в группе комбинированной направленности с ТНР
«Весна в городе красивой речи»
Образовательная область
Речевое развитие
Образовательная деятельность:
Развитие речи+
подготовка к обучению грамоте
МОУ «СОШ «Лесновский ЦО»
ДО № 2 п. Стеклянный
Подготовила и провела:
учитель-логопед Т. А. Клименкова
Публикация «Конспект НОД „Весна в городе красивой речи“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
март 2021
Тема недели «Весна». Тема НОД «Дифференциация звуков [С] –[ С’],
буква С».
Цель: формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки
[с] – [ с’], закрепление графического образа буквы С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна»;
- закрепление артикуляции и првильного произношения звуков [с] – [с’], умения давать им сравнительную характеристику;
- формирование умения дифференцировать по твердости – мягкости звуки
[с] – [с’] изолировано, в слогах, словах и фразах;
- закрепление умения соотносить звуки [с] – [с’] с буквой С и ее графическим изображением.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; длительного плавного выдоха;
- развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
- развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание желания говорить красиво и правильно.
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
- Приветствие.
2. Вводная часть.
Проблемная ситуация. Письмо от жителей города Красивой речи.
3. Основная часть.
- Рассказывание закличек о весне.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Сравнительная характеристика звуков [с] – [с’].
- Динамическая пауза
- Д/ игра «Хлопни – топни».
- Проговаривание чистоговорок.
- Пальчиковая игра «Шаловливые сосульки».
- Д/ игра «Размести капли по ведрам».
- Д/ игра «Определи место звука в слове».
- Д/ игра «Раздели на слоги».
- Д/ игра «Составь предложение».
- Д/ игра «Найди букву».
- Выкладывание буквы из камешков марбсл.
4. Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
Технологии:
Испльзование игровых методов (дидактические игры).
Игровые технологии, направленные на развитие зрительного и слухового внимания («Хлопни- топни», «Найди букву»).
Здоровьесберегающие технологии (Артикуляционная гимнастика, дыхательное упражнение, динамическая пауза, пальчиковая игра).
Материал:
Конверт с письмом и картиной, разрезная картина, карточки артикуляционной гимнастики, таблица для характеристики звуков, таз с камешками марбсл, картинки-ведра с предметными картинками (каплями, таблицы с буквами, магнитная азбука, камешки для выкладывания букв, смайлики.
Предварительная работа:
Расматривание картин о весне и беседы по ним. Заучивание закличек о весне.
Знакомство со звуками [с], [с’], буквой С.
Упражнения на формирования навыков звуко-слогового анализа.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Логопед:- Ребята, посмотрите, какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем их и друг друга и подарим им свои улыбки.
2. Вводная часть.
Логопед:- Ребята, я сегодня пришла на работу и в своем кабинете обнаружила вот что (конверт с письмом). Как вы думаете, что это? А что с ним делать? (Ответы детей).
Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители сказочного города. Наш город называется городом Красивой речи. Из-за долгой зимы, наш город стал серым, безцветным и скоро может исчезнуть совсем. Помочь несчастью может только весна, так как с ее приходом вся природа оживает и город становится ярким, разноцветным. Но она почему-то задерживается. Помогите нам. Надемся на вашу сообразительность и смекалку.
- Ребята, а в конверте еще что-то есть? Что это? Это картина с изображение города Красивой речи. Посмотрите, она правда какая-то серая, блеклая, не интересная. Что же сделать, чтобы картина изменилась? (Ответы детей).
(Картина помещается на доску).
3. Основная часть.
Логопед:- Ребята, в старину считали, что весна не приходит сама, Раньше весну зазывали закличками. Заклички – это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти. Когда я была маленькой девочкой, такой как вы, мы с друзьями тоже зазывали весну одной закличкой. Я ее помню досих пор. Послушайте.
Весна, весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье – солнце на подворье.
Второе угодье – в лугах половодье.
Третье угодье – зеленое раздолье!
- А я знаю, что некоторые из наших ребят выучили для вас свои весенние заклички. Давайте, послушаем.
Весна – красна приходи.
Снег холодный растопи,
Деревья зеленью одень,
Пусть светлее будет день!
Весн, весна приходи,
Весна, весна – погляди.
Солнце землю греет, греет.
Ветер дует все теплее.
Светит солнышко в окно.
Скоро будет нам тепло!
Логопед:- Молодцы! Ребята, а вы ничего не заметили? Что произошло с нашей картиной?
С вашей помощью картина начала оживать (логопед прикрепляет цветной фрагмент разрезной картины)
2 Логопед:- Ребята, давйте покажем, что происходит с природой весной и выполним упражнения артикуляционной гимнастики.
• Природа радуется приходу весны – «Улыбка».
• Дует ласковый ветерок – «Трубочка».
• Веточка качается на ветру – «Часики». «Качели».
• Тает снег, звенит капель – «Лошадка».
• Скоро появятся первые проталины – «Лопаточка».
• Из-под снега появятся первые подснежники - «Иголочка».
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику)
Логопед:- Мододцы! Посмотрите, наша картина стала еще немного ярче. (логопед прикрепляет ещё один цветной фрагмент разрезной картины)
3 Логопед:-.Ребята, весной на улице часто дует сильны ветер. Давайте, покажем какой.
- Глубоко вдохнем и плавно выдохнем через рот «С».
- А теперь подул слабый ветерок. Глубоко вдохнем и тихо плано выдохнем «Сь»
-Снова подул сильный ветер, затем слабый.
Логопед:- Какой звук мы произносили, когда дул сильный ветер? (Звук [с]).
- А слабый ветерок. (Звук [с’]).
-Что делают губы, когда мы произносим звуки [С] – [С’]? (Улыбаются)
-Где находится язык (Широкий кончик языка упирается в нижние зубы).
- Какая струйка воздуха идет?
-Посмотрите на схему и дайте характеристику звуку [С]. ([С] – согласный, глухой, твердый).
-Дайте характеристику звуку [ С’]. ([С’] – согласный, глухой, мягкий).
-Чем похожи эти звуки? (Согласные, глухие).
- Чем отличаются? (звук [С] – твердый, звук [ С’] – мягкий.
Логопед:- Молодцы! Посмотрите, изменилась ли наша каритна? (добавляется цветной фрагмент разрезной картины)
4. Логопед:- Давайте немного отдохнем и выполним динамическую паузу.
Динамическая пауза.
Солнце, солнце, выходи! (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга).
И всю землю освети! (Идут по кругу, взявшись за руки).
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки вниз).
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и трут плечи).
Чтобы капли звонко пели, (Движения кистей рук, имитирующие падение
капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце землю грей! (Хлопают в ладоши на каждое слово)
Пусть весна придет скорей!
5. Логопед:- Давайте поиграем.
-Игра называется «Хлопни, топни».
- Я буду называть звуки. Когда услышите звук С – хлопните в ладоши, а есле услышите звук Сь – топните ногой.
С, С, Сь, С,Сь
- Теперь я буду называть слоги.
СА, СО, СИ, СЫ, СИ, СЯ, СУ
Логопед:- Следующая игра «Проговори чистоговорки»
Са – са – са – к нам идет весна – краса.
АС – ас – ас – снова солнце греет нас.
Су – су – су – скоро стает снег в лесу.
Ус – ус – ус – всюду слышен снега хруст.
Ис – ис – ис – падают сосульки вниз.
Ось – ось – ось – солнце выше поднялось.
Усь – усь – усь – теперь мороза не боюсь.
Логопед:- Молодцы! Посмотрите, наша картина еще больше ожила (добавляется цветной фрагмент разрезной картины)
6. Логопед:- Поиграем с пальчиками. Игра называется «Шаловливые сосульки».
Шаловливые сосульки (Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз (Положить руки на колени)
Шаловливые сосульки (Покрутить кистями рук)
Посмотрели вниз (Опустить голову вниз)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться (Руками соответствующие движения)
Две сосульки вниз смотрели (Указательные пальцы опустить вниз)
И на солнышке звенели (в такт наклоняь голову вправо - влево).
Кап – кап, дзинь – дзинь,
Кап – кап, дзинь – дзинь!
(Ю. Клюшников)
Логопед:- Ребята, посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите капли с картинками. Эти капли надо поместить в ведра. Капли с картинками в названии которых слышится звук [С] надо поместить в синее ведро, а капли со звуком [ С’] в зеленое и определить, где находятся звуки в словах (в начале, середине или в конце).
-Разделите, каждый свое слово на слоги и придумайте предложение.
Логопед:- Молодцы! Посмотрите, наша картина почти готова (добавляется цветной фрагмент разрезной картины).
7. Логопед:- Ребята, звуки [С] – [С’] произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой. Какая это буква? (Это буква ЭС).
- На что похожа буква ЭС? (На полумесяц).
- Давайте, вспомним стихотворение об этой букве.
Полумесяц в небе темном
Буквой ЭС повис над домом.
- Сложите букву ЭС из пальцев левой руки.
- А правой рукой напишите в воздухе.
Логопед:- Я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди букву». Для этого нам нужно разделиться на пары. Две пары подойдите к мольбертам. На них вы видите таблицы с буквами. Среди которых надо найти только буквы С и обвести их в кружок. Другим парам надо найти букву С среди букв магнитного алфавита.
(Дети выполняют задание)
Логопед:- Пары поменяйтесь местами и проверте все ли буквы найдены.
Логопед: - Давйте выложим букву С из камешков марблс. Подойдите к столам иначинайте работать.
Логопед: - Ребята, посмотрите на картину. Что с ней произошло? (добавляется цветной фрагмент разрезной картины)
(Ответы детей)
Логопед:- Ребята, вы большие молодцы! С вашей помощью в городе Красивой речи наступила волщебная весна. Она пробудила город от зимнего сна. Все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным, как и наша картина.
3. Заключительная часть.
Логопед: - Ребята, было ли вам сегодня интересно? Что запомнилось больше всего?
- Я приготовила для вас разные смайлики. Кому было интересно и легко выполнять задания, выберите веселых смайликов, а кто испытывал затруднения – грустных. Покажите гостям свой выбор.