Папки-передвижки

Конспект НОД во 2-й младшей группе «Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой»

Людмила Волошина
Конспект НОД во 2-й младшей группе «Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой»

Программные задачи: закрепить знания о одуванчике, познакомить с мать-и-мачехой. формировать умения называть и различать первоцветы (одуванчик, мать-и-мачеха). Развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и мать-и-мачехи, пользуясь моделями. Закреплять умения правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений. Воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: иллюстрации первоцветов (одуванчик, мать -и -мачеха, картинки с изображением частей каждого растения; предметно схематические модели растения. (корень, стебель, листок, цветок).

Публикация «Конспект НОД во 2-й младшей группе „Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций первоцветов, чтение стихов, загадок про одуванчик; разучивание стихотворений Е. Серова «Одуванчик», З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик»; наблюдение за одуванчиком.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел, пойду, посмотрю.

(Заносит игрушку Петрушку с книжкой в руке.)

Петрушка. Здравствуйте! Нечего не пойму, почему в книжке нарисованы два разных красивых одуванчика (показывает иллюстрации одуванчика и мать-и-мачехи).

Воспитатель. Цветы красивые, но только один из них одуванчик. Ребята, давайте, покажет Петрушке одуванчик и расскажет про него. (Вызывает детей по желанию)

Что есть у одуванчика? (У одуванчика есть стебель, лист и цветок)

(Ответы детей сопровождаются показом.)

Какой формы цветок, какого цвета, на что они похожи? (Цветок у одуванчика желтый, круглый, как солнышко) На чем стоят одуванчики? (На ножке.) Это стебель, он какой: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? (Стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий.) Какие листочки у одуванчика? (У одуванчика длинные, узкие с зубчиками листья)

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Желтый, как солнышко.

Круглый, как …

Мягкий, как …

Белый, как …

Пушистый, как …

Хрупкий, как …

Вот какой удивительный цветок!

Пригрело землю солнышко, снег растаял, вода напоила землю и появились из нее сначала листочки, потом вырос, потянулся к солнышку стебелёк, затем распустился цветок (рассказ сопровождается показом моделей). Одуванчик утром просыпается – раскрывается, а вечером – засыпает – закрывается. Проходит время и.

(воспитатель показывает иллюстрацию «Седой одуванчик»)

Ярко- желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал как дедушка седым.

Что случилось с одуванчиком? (Ответы детей.) Да, это наш одуванчик, только он повзрослел и стал белым, пушистым шариком, который состоит из пушинок.

Пальчиковое упражнение «Цветок»

Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться. (Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Разводим одновременно пальцы рук в стороны.)

Лепестки цветка трепещут от легкого ветерка. (Дети тихо дуют.)

Солнце поднимается - (Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.)

Цветочек распускается (Разводим одновременно пальцы рук в стороны.)

Солнышко садится

Цветочек спать ложится. (Сводим пальцы вместе.)

Как используют одуванчик? Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. Из листьев делают салаты, корни пережаривают для получения целебного кофе.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.

Воспитатель. Теперь, Петрушка, ты знаешь какой одуванчик.

Петрушка. Знаю, а это, что за растение? (Показывает иллюстрацию мать-и-мачехи)

Воспитатель. Рано весной сразу вслед за таянием снега, а то и прямо из-под него по оврагам, берегам рек, ручьев – словом, почти везде, появляются золотисто – желтые – цветочки. Это и есть мать – и – мачеха.

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот.

И только после этого, как отцветут цветы, появятся крупные темно-зелёные листья. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом - мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке и покажется, что твоей щеки коснулись, ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной, и станет тебе неуютно, холодно. Вот почему и назвали это растение мать - и –мачеха.

О мать-и-мачехи говорят:

И матушка родная, и мачеха злая

Бок о бок живут — через стеночку.

Что есть у мать-и-мачехи? (У мать-и-мачехи есть стебель, лист и цветок)

(Ответы детей сопровождаются показом.)

Скажите, на какой цветок похожа мать – и – мачеха? (На цветы одуванчика)

- Да, у этих растений цветки желтые, похожи на маленькие солнышки. Когда цветочек одуванчика отцветает, что с ним происходит? (Одуванчик отцветает и превращается в белую пушистую шапочку. На каждом семечке маленькая пушинка – парашютик.) Да и у мать –и мачехи, когда цветочек отцветает, превращается в белую пушистую шапочку. На каждом семечке маленькая пушинка – парашютик, который помогает семечку улетать далеко, а когда семечка приземляется парашютик отпадает, так появляются новые растения. И у того и у другого растения желтые цветки затем превращаются в пушистые шарики. И одуванчик и мать-и-мачеха «живые», у них есть корень, который растет в земле, которым они пьют воду и питаются.

Но есть у них и отличия. Какой стебель у одуванчика? (У одуванчика стебель хрупкий, легко ломается) У одуванчика стебель гладкий, прямой, А внутри пустой – похож на трубочку. А у мать – и – мачехи стебель опущенный, побеги покрыты чешуйками.

Отвар из листьев мать – и помогает избавиться от кашля, его пьют и полощут горло. Чистый, свежий листок мать-и-мачеха, немного помятый накладывают, как компресс при укусах насекомых. Вот поэтому мать-и-мачеха относят к лекарственным растениям.

Подуйте, как ветерок – пусть летят пушинки далеко – далеко, чтобы у нас было много таких растений. Чтобы они радовали и лечили нас.

Дидактическое упражнение «Подуем на одуванчик»

Дети берут шарик на ладошку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» дуют на шарик. (Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с лекарственными растениями. «Мать-и-мачеха» Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Учить узнавать цветы мать - и – мачехи, отличать от других цветов.

Рисование в детском саду. Мать-и-мачехаРисование в детском саду. Мать-и-мачеха Весенний цветок - мать-и-мачеха. На участке детского сада, с ребятами из средней группы, наблюдали за весенними первоцветами - мать-и-мачехой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД во 2-й младшей группе «Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой»
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 20:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД