Лучший педагог года

Конспект НОД по речевому развитию «Ярмарка головных уборов» (подготовительная группа)

Ирина Ивановна Детынченко
Конспект НОД по речевому развитию «Ярмарка головных уборов» (подготовительная группа)

Цель: познакомить детей историей головных уборов.

Программные задачи:

Обучающие: Дать знания о названиях и назначении незнакомых головных уборов, познакомить с их историей. Упражнять детей в умении классифицировать предметы по видимым и невидимым признакам. Продолжать учить пользоваться предложениями, активизировать словарный запас.

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Ярмарка головных уборов“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Развивающие : Развивать речь детей, творческое мышление, воображение.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное и бережное отношение друг к другу.

Словарь: глава, переваривать, однотонные, разноцветные, треух, ярмарка, папаха, тюбетейка, колпак.

Методы и приемы: иллюстративный, игровой, поисково-исследовательский, творческий.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций по теме «Головные приборы», чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа», дидактическая игра «Помоги Незнайке» составление описательных рассказов по схеме, загадывание загадок, изготовление головных уборов с участием родителей для оформления ярмарки.

Ход

Дети заранее знали, что в пятницу у них будет необыкновенный день - праздник шляп. В группе была открыта ярмарка головных уборов, на которую «товар» дошкольники приносили из дому.

В: Ребята, я вам приготовила сюрпризы и спрятала их в баночке (для специй) Как вы думаете, что находится в баночках?

Д: Варенье, киндер-сюрприз, соль, и т. д.

В: Давайте попробуем отгадать по запаху, что же я положила в банки.

Д: Апельсин, лимон, огурец, колбаса.

В: А теперь откройте и проверьте.

(Дети проходят к выводу, что они не ошиблись. Воспитатель обращает внимание на разнос со стаканами)

В: Посмотрите, я вам приготовила напитки. Что о них можно сказать?

Д: Они разного цвета. Малиновый, желтый, зеленый, оранжевый.

В: Все напитки разные по цвету. А какие же они на вкус?

Д: Надо попробовать.

В: Совершенно верно

(Дети пробуют на вкус)

Д: У меня кислый

- У меня сладкий.

- Ой, какой соленый

В: Напитки оказались на вкус разные. Вы отгадали сегодня все мои сюрприз. Какие органы вам в этом помогали?

Д: Нос, глаза, язык.

В: И глаза, и нос, и язык находятся на…

Д: Голове.

В: Значит, голова помогает все видеть, слышать и узнавать. Голова это очень важное. На Руси издавна о главном говорили как о голове. Например, вы часто слышите пословицу «Хлеб - всему голова». Ваши родители ходят на выборы «главы» нашего государства. Ведь слова «глава» «главный» произошли от слова «голова». Да, кстати, знаете ли вы, что слова «голова» и слово «Горшок» на многих языках звучат одинаково. Вспомните, в каких сказках говорится о горшке?

Д: В сказке «Красная Шапочка», «Теремок», «Горшок каши».

В: Молодцы! Представляете, «горшок» и «голова». Какие разные слова, а звучат одинаково. Что же у них может быть общего.

Д: - Они круглые.

-Головы моют и грязный горшок моют

-Плохо человеку, когда болит голова. И плохо, когда горшок разобьется.

В: Вы порадовали меня своими ответами. Я добавлю, что горшок и голова должны хорошо варить. Переваривать «чужое - сырое» на «свое – варенное». Горшок варит пищу, а голова - знания. Человек всегда оберегал свою голову от дождя, зноя и холода. Он ее покрывал, чаще шапкой. Поэтому, если перевести слово «шапка» с французского оно звучит как «покрышка».

Правда, интересно узнать, что у вас на верхней полке в шкафу не шапки, а покрышки. Давайте их рассмотрим.

(Дети несут свои шапки, раскладывают их на столе)

В: Какие разные и необыкновенные. Подумайте и скажите, по каким признакам их можно на две группы.

Д: - Шитые и вязанные.

-разноцветные и однотонные.

- о отворотом и без отворота.

- с козырьком и без него.

В: Пусть ваши шапки здесь полежат, мы их уже рассмотрели. А теперь давайте посмотрим, какую шапку принесла я. Многие мальчики носят такие же шапки, но не все знают, что они называются ушанки, как вы думаете почему?

Д: У нее есть ушки, которые можно отвернуть, опустить, когда холодно.

В: Необыкновенный ответ. В старину такую шапку называли треух, у неё как бы три уха. Два опускаются, а третий козырек. Мы сегодня столько рассмотрели шапок! И все они разные по качеству, назначению, по материалу из которого сделаны. А ведь у шапки есть своя история. В древние времена не было головных уборов. На земле царило тепло и жара. И всюду росли кусты, цветы, деревья. Ими можно было прикрыть голову от солнечных лучей.

(Воспитатель предлагает представить, как воспитанники изнывают от жары и показать это.)

Д: - прикрыть голову, большим листом, как у лопуха.

- а можно сделать шапочки из листьев

-сплести венок из цветов, такой, чтобы была закрыта макушка.

В: Но прошел теплый период. Наступила зима, дует ветер, идет снег, человек спрятался в пещере, но надо идти, добывать пищу. Что надеть на голову?

Д: Укрыть шкурой небольшого зверя.

В: Шкура не будет держаться на голове.

Д: Её можно скрепить пером, палочкой, костью от рыбы.

В: Вы меня радуете ответами. Если бы вы жили в те времена, то обязательно нашли бы способ, как сберечь голову от зноя и холода.

Позже люди создавали необыкновенные головные уборы. Когда-то модницы носили шляпы в три раза больше головы. Они были тяжелые и неудобные. Но женщины их носили и терпели, им хотелось выглядеть красиво.

Были и такие крошечные шляпки, что их носили просто как украшения. Эти головные уборы, теперь можно встретить на страницах книг и журналов. Вы знаете, что у нас сегодня работает ярмарка головных уборов, давайте её посетим?

(Дети проходят в ту половину группы, которая оформлена под ярмарку, выставку шапок и шляп.)

В: Какой необыкновенный товар, попробуйте быть продавцами тех головных уборов, которые вам понравились. Вы должны продавать так, чтобы покупателю захотелось купить именно вашу шапку или шляпу.

(Дошкольники выполняют роль продавца)

Д: - Покупайте, покупайте бордовую шляпку с полями. Вы в ней будете выглядеть необыкновенно красиво.

- Богатыри, покупайте шлем, он вас спасет от копья.

- Женщины, покупайте шапку из меха. Посмотрите, какая она шикарная.

Воспитатель старается, чтобы дошкольники назвали как можно больше головных уборов : Тюбетейка, колпак, шляпа, косынка, папаха, соломенная шляпа, фуражка, кепка, пилотка.

В: А мне хочется примерить этот головной убор.

(Воспитатель надевает белый колпак)

В: Кто я теперь?

Д: Повар

В: Повар в белом колпаке и с половником в руке

Готовит суп он из гороха

И получается неплохо.

В: Люди каких профессий носят колпак?

Д: Врач, медсестра, продавец.

В: Я когда-то была на часовом заводе и видела, что девушки рабочие все надевают белые колпаки, а мастер, следит, чтобы каждый надевал или шапку или платок. Чтоб в часы не попал ни единый волосок, чтоб они ходили так, тики-тики, тики-так. А многим покрышка спасает жизнь, бережет их голову от ударов.

В: Кому необходим шлем?

Д: Шахтерам, гонщикам, мотоциклистам, хоккеистам.

В: Я вам сегодня напоминала пословицу о главном- о хлебе. А ведь есть много пословиц и о шапках. Вот одна из них. «По Сеньке и шапка». Вот и история этой пословицы. Жили в одной деревне два Сеньки. Один был ушлый, да дом у него был исправный крепкий и хороший, забор всегда починен. О нем говорили уважительно «По Сеньке и шапка». Дети пробуют говорить с нужной интонацией. А второй - ленивый. Дом у него был неказистый, одежду носил он мятую. О нем говорили с насмешкой «По Сеньке и шапка». Дети пробуют говорить с предлагаемой интонацией.

Воспитатель объясняет еще несколько пословиц «На воре и шапка горит», Шапку в охапку да бегом», «Поспел к шапочному разбору».

В: Мы с вами говорили о головных уборах. На ярмарке есть и головные уборы сказочных героев. Каких сказочных героев мы не представляем без головных уборов.

Д: «- Незнайку без шляпы

- Королеву - без короны

-Богатыря - без шлема

-Кота в сапогах - без шляпы с пером

-Красную шапочку – без шапочки

-А ее бабушку - без чепца»

В: Да, нам нужны головные уборы. Поэтому о них поют песни, читают стихи. Я когда-то тоже сочинила стих о шапке. Я вам буду читать, а вы будете его рассказывать руками.

Надеваю шапку со звездой

Я солдат отважный, молодой

Буду я границу зорко охранять

Спи спокойно мама, папа и мой брат

Если же папаху вдруг надену

Сразу казаком предстану я

Сяду на лихого, белого коня

Ни за что на свете не догнать меня

Если надену белый я колпак

Стану за прилавок торговать

Взрослые и дети заходите к нам

Овощи и фрукты всем продам

Как же много значит шапка для меня

В разного героя превратят меня

Иль согреет в холод, в стужу и мороз

Летом от жары и зноя нас она спасет.

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по ФЭМП и речевому развитию (подготовительная группа) Конспект итоговой НОД по реализации ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) и «Речевое развитие» Подготовительная группа. Цель: обобщение знаний,.

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе «В музее головных уборов» Цель: создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ. Задачи: 1. Создать условия для побуждения.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие на остров сокровищ». Подготовительная группа Конспект непосредственной образовательной деятельности Дата проведения: 28.04.2014 Группа: подготовительная Вид занятия: речевое развитие;.

Конспект ОД образовательная область «Физическое развитие» тема: «Ярмарка» подготовительная к школе группа Программное содержание: 1. Формировать умение детей ползать по гимнастической скамейке, подтягиваясь двумя руками. 2. Совершенствовать умение.

Конспект познавательно-речевому развитию «Весна идет, весне дорогу» (подготовительная группа) Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме "Весна идет, весне дорогу" Задачи: 1.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин головных уборов» Цель: -Ознакомление с трудом взрослых в магазине одежды. -Развитие интереса в игре. -Формирование положительных взаимоотношений между.

Конспект занятия по речевому развитию с использованием сказки «В сказке очутись, дружбе научись» (подготовительная группа) Тема:«В сказке очутись, дружбе научись». Цель: речевое развитие воспитанников с использованием сказки. Задачи: Образовательные: совершенствовать.

НОД конспект занятия по лепке «Выставка головных уборов» для старшего дошкольного возраста Конспект НОД по лепке в старшей группе. «Выставка головных уборов» Задачи: Познакомить детей с разнообразием головных уборов, формировать.

Открытое занятие по речевому развитию «Заколдованное послание» подготовительная группа Программное содержание:закреплять знания о гласных, согласных (твердых и мягких) звуках, закреплять умение проводить звуковой анализ слов,.

Совместная деятельность с детьми по познавательно-речевому развитию «У бабушки в гостях» Подготовительная группа Задачи: 1. Познакомить с историей посуды. 2. Закрепить понятия чайная посуда. 3. Уточнить и активизировать словарь по теме: «Посуда»..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Ярмарка головных уборов» (подготовительная группа)
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 20:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД