Ольга Пробенко
Конспект образовательной деятельности по теме «История развития письменности» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей развития письменности; формировать интерес к чтению и книгам.
Материал: картон, пластилин, стеки, листы бумаги, карандаши на каждого ребёнка.
Предварительная работа: экскурсия в библиотеку; беседы о важности книг,
о бережном к ним отношении.
Ход:
Книги живут уже много тысяч лет, но не всегда они были такими, какими мы их видим сегодня.
Печатные книги возникли не сразу:
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по теме „История развития письменности“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Перепишет всего пару книг,
И глядишь- уже дряхлый старик.
В очень далекие времена, когда люди не умели не писать, не читать,
свои законы, предания они хранили в своей памяти. Предания передавались из поколения в поколение. Огромное количество знаний просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые» письма- гонцы.
Когда запоминать многотысячные строки стало трудно, первобытные сказители начали использовать ленточки или узелки, которые помогали им.
Слайд 1.
Так появилось узелковое письмо. Им владели древние китайцы, мексиканцы, персы. В Южной Америке и сейчас встречаются пастухи, знающие «язык узелков».
Для узелкового письма требовалась верёвка и много маленьких ленточек или шнурков. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал шнурок на верёвку особым образом. Черный узел обозначал смерть, желтый- золото,
белый- серебро или мир, зеленый- хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число.
На смену узелковому письму пришло письмо в картинках- пиктография.
Слайд 2.
Племена увеличивались, и появилась необходимость передавать
ещё больше информации, например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. И люди придумали делать небольшие рисунки на камне и на дереве. На рисунке изображали то, что нужно сообщить.
Если рядом нарисованы маленький медведь, стрелка и три палочки, это
значит: «В трех днях пути водятся медведи». Такими рисунками человек украшал и свое тело. Эти рисунки говорили о числе походов, силе и доблести.
Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось все труднее.
Ведь так можно было передать только короткие сообщения. А длинные предложения приходилось рисовать долго и трудно. Для этого старались сложное изображение превратить в значок из двух- трех линий. Теперь каждый такой значок обозначал какое-то слово. Например, волнистая линия обозначала воду, а квадратик- камень. Такое знаковое письмо получило название «иероглифы».
Слайд 3.
Чтобы стать образованным человеком, нужно было выучить несколько сотен, а то и тысяч знаков. Грамоте учились много лет.
На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки…
Все знакомое почти,
А попробуй- ка прочти!
Буквы это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной…
А в Древнем Египте писали на глиняных табличках.
Слайд 4.
Но на глине трудно было выводить кривые линии. Поэтому вавилонские
Иероглифы скоро превратились в прямые палочки, похожие на клинышки.
Такое письмо стали называть клинопись.
Позже в разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так, переходя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой
дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу.
Практическая часть.
1. Предложить детям придумать иероглифы и зарисовать их. Например,
«На нас напали враги». «Пожар уничтожил наши жилища». «Наше племя убило 3-х медведей».
2. Замазать лист картона пластилином и написать знакомые буквы.
Из детских работ создать выставку «Путь от «языка узелков» до букв».
Использованная литература:
Читаем, учимся, играем. -2008.-№2