Получи документы

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по истории города Череповца» (старшая группа)

Купряшкина Татьяна
Конспект образовательной деятельности «Путешествие по истории города Череповца» (старшая группа)

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и культуре родного города.

Задачи:

1. Обогащать и систематизировать у воспитанников представления о своем городе, его достопримечательностях, истории города.

2. Формировать познавательную активность у воспитанников через ознакомление с произведениями искусства (картины, памятники); посредством художественной литературы).

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие по истории города Череповца“ (старшая группа)» размещена в разделах

3. Активизировать и обогащать словарный запас детей: Череповец, Афанасий и Феодосий, Воскресенский мужской монастырь, Милютин Иван Андреевич, Соборная горка, реки – Ягорба, Шексна.

4. Воспитывать уважение и любовь к своей малой родине, интерес к искусству родного края; бережное отношение к произведениям искусства.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, мольберт.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с видами старого и современного города, картина с изображением герба, разрезанная на части, клей, ватман, вырезанные из журналов картинки, заготовка кроссворда.

Предварительная работа с детьми:

рассматривание тематических альбомов о городе;

беседы о достопримечательностях и истории города;

чтение книг о Череповце;

рассматривание открыток старого и нового города;

экскурсия по городу родителей с детьми с целью знакомства с достопримечательностями;

беседа о зданиях города, их назначении;

подготовка докладов детьми, совместно с родителями, на тему «С чего начинался город Череповец»

Методы и приё мы: рассматривание фотографий, художественное слово, интересные факты, работа с наглядностью, динамическое упражнение «Мы по городу гуляем», игра «Разрезные картинки», игра «Найди отличия», изготовление макета «Площадь будущего», кроссворд (вопросы к кроссворду).

Ход образовательной деятельности:

1) Вводная часть:

(Воспитатель собирает детей около себя)

Воспитатель: Ребята, сегодня, придя на работу, я увидела у двери нашей группы письмо. Хотите узнать от кого оно? (показ слайда 1)

Дети: Да

Воспитатель: (обращает от кого и кому адресовано).

Письмо от мальчика Коли, детям группы № 10, в будущее. И этот мальчик просит у нас помощи! Коля отправился в путешествие на машине времени по истории города Череповца, но застрял в прошлом, на одной из остановок, потому что не может справиться с заданием. Дети, Коля просит нас отправиться за ним в прошлое и помочь ему вернуться обратно – в наше время. Поможем мальчику? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, на чём мы отправимся в наше путешествие, ведь нам нужно побывать в историческом прошлом города?

Дети: На машине времени

Воспитатель: Тогда отправляемся, занимайте свои места.

(дети рассаживаются на заранее приготовленные «мягкие таблетки»)

Машина времени!

Постой, вот прокатиться б, на такой.

Через века, через года.

Туда-сюда, туда – сюда.

2) Основная часть:

Воспитатель: Вот и первая остановка - «История Череповца». Я немного расскажу, с чего начинался наш город. (показ слайда 2)

Первое упоминание о Череповце в документах относится к 1362 году. Тогда был основан Череповецкий Воскресенский мужской монастырь, сейчас он называется Воскресенский собор, (показ слайда 3)

(показ слайда 4)

Воспитатель: А кто изображён на этой фотографии и кем они были, расскажет нам Артём.

Артё м: Два монаха – Афанасий и Феодосий. Первые «строители» в истории Череповца. Они поселились здесь и основали Воскресенский мужской монастырь. Теперь они почитаются как основатели монастыря и череповецкие святые. Воскресенский собор и памятник монахам, - это одно из самых красивых мест в городе. От неё потянулась и первая историческая череповецкая улица – Воскресенский проспект.

Воспитатель: Воскресенский монастырь, как и другие русские монастыри того времени, играл роль хозяйственного центра. Со временем возле монастыря появилось большое торговое село Федосьево и множество более мелких деревень и сёл. Было построено несколько церквей. Монастырь владел рыбными промыслами и поставлял рыбу в Москву. В 1777 году «для пользы водяной коммуникации» по указу Екатерины II Череповцу был присвоен статус города.

Воспитатель: А кто из Вас знает, где установлен у нас в городе памятник основателям города?

Дети: Памятник Феодосию и Афанасию – основателям г. Череповца, установлен на Соборной горке. А ещё в Макаринской роще, построен храм в честь Преподобных Афанасия и Феодосия.

Воспитатель: Следующая остановка, которая называется «Символы города». Какие символы имеет город Череповец?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, у каждого города есть свой отличительный знак — это герб, который выполнен в виде щита. В положениях Жалованной грамоты («Грамота на права и выгоды городам Российской империи») от 21 апреля 1785 года, подписанной императрицей Екатериной II, говорилось: «Городу иметь герб, утверждённый рукою императорского величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах».

Воспитатель: Я вам предлагаю рассмотреть герб. Как вы думаете, всё ли здесь верно? Если нет, то скажите и исправьте ошибку!

(показ слайда 5)

Дети: (ответы детей)

(показ слайда 6)

Воспитатель: Правильно, здесь изображены 2 герба, двух разных городов – Череповца и Великого Новгорода. В гербе нашего города в нижней половине в левом красном поле видна каменная гора, а в правом голубом поле изображены солнечные лучи и руль. Как вы думаете, почему гербы похожи?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Наш город входил в состав Новгородской губернии до 1918 года, поэтому верхняя часть щита - «герб Новгородский» - указывала на территориальную принадлежность к Новгородской губернии.

Воспитатель: Еще у каждого города есть свой флаг. Проект флага был принят и утверждён 28 октября 2002 года.

Посмотрите на флаг нашего города. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх фигур (две равновеликие) золотого цвета и трёх полос синего (голубого) цвета, которые означают символический план города, расположенного на трёх возвышенностях по берегам при слиянии рек Ягорбы и Шексны. (показ слайда 7)

(входит мальчик Коля)

Воспитатель: Здравствуй, Коля! Так вот, значит, где ты остановился! Что у тебя случилось?

Мальчик Коля: Здравствуйте, ребята! Я не смог исправить ошибку на гербе и не могу собрать его из разрезных картинок, вот и закончилось здесь моё путешествие!

Воспитатель: Не отчаивайся, Коля, наши ребята сейчас тебе помогут и соберут герб. Для этого давайте разделимся на две команды – девочек и мальчиков. Коля, а ты смотри, какая из команд справится быстрей! Игра «Разрезные картинки» (дети подходят к столам, где заранее подготовлены разрезные картинки герба, задача детей собрать картинку герба.)

Мы продолжаем с вами наше путешествие, давайте сядем на свои места в «машине времени».

И следующая наша станция будет называться «Глава города Череповца» (показ слайда 8)

Воспитатель: Дети, чей это портрет? Кем был этот человек? Почему жители Череповца чтят его память?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Мечта каждого человека – гордиться своим городом и любить его. Как свой дом, свою семью.

Наверное, таким хотел видеть свой город Иван Андреевич Милютин. Это уникальный для Череповца человек. В 1861 году он был избран городским головой и пробыл на этом посту 46 лет, до самой смерти.

С его приходом маленький городок превратился в промышленный и культурный центр, со своим судоходством и железной дорогой. С первым телефоном, мостовыми, со столичным уличным освещением.

При Иване Андреевиче был открыт первый городской музей. (показ слайда 9)

Был создан городской сад, с духовым оркестром, театром и кинематографом (показ слайда 10)

По инициативе и при содействии городского головы в Череповце было открыто 13 учебных заведений. Постепенно Череповец, стараниями городской головы, превращался в обустроенный культурный город. Появились парки на Соборной горке, работали библиотеки. В здании, устроенном из огромного двухэтажного амбара (дом бывшего городского головы на Соборной горке ("дача Милютиных", ставились любительские спектакли, давал концерты симфонический оркестр. (показ слайда 11,12)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди отличия». Ваша задача – внимательно рассмотреть фотографии с видами старого и современного Череповца и разложить их по парам. В каждой паре должны оказаться два изображения (старое и современное) одного и того же городского объекта. Для этого возьмите каждый по одной карточке, рассмотрите и найдите себе пару, ребята, подобравшие пару верно, расскажут о сходствах и различиях изображённого объекта.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю погулять по городу.

Динамическое упражнение «Мы по городу гуляем»

Мы по городу шагаем –

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты!

(Импровизируют движения по тексту)

(Дети встают около мольберта, на котором висит фото «площадь Милютина и памятник городскому главе»).

Воспитатель: Вот мы с Вами оказались на одной из улиц города. Кто мне скажет, как называется эта площадь?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Что установлено на этой площади?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на площади Милютина установлен памятник городскому главе Ивану Андреевичу Милютину.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что с 2000 года одна из улиц города стала носить имя Ивана Андреевича Милютина.

Воспитатель: Предлагаю сесть в машину времени и отправиться из прошлого в будущее и попробовать себя в роли архитекторов.

Палатка, землянка, тайга,

Мошки и ночь у костра.

Скажем мы все: «Раз, два, три!

В будущее, «Машина», нас перенеси!

Ваша задача перестроить площадь Милютина, так как вы бы хотели ее видеть в будущем.

( на столе лежат различные вырезанные из журналов картинки: дома, детские площадки, машины, люди и т. д.)

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось? Молодцы, ребята. На этом наше путешествие подошло к концу. И пора нам вернуться в детский сад, в наш современный город. Для этого нам нужно подобрать ключевое слово, чтобы наша «машина времени» перенесла нас обратно. Сейчас нам необходимо разгадать кроссворд, для этого нужно ответить на вопросы, ответы будем вписывать в клеточки, когда заполним все клеточки, мы сможем прочитать спрятанное слово.

(дети рассаживаются на «мягкие таблетки»)

ч

е

е

Воспитатель задаё т вопросы:

1. Что производят на спичечной фабрике? (Спички)

2. На какой реке стоит наш город? (Шексна)

3. Самый большой мост в городе? (Октябрьский)

4. Как зовут мэра города Череповца? (Германов В. Е.)

5. Назовите место, где дети любят отдыхать и много аттракционов? (Парк)

6. В какой области находится город Череповец? (Вологодской)

7. Крупный металлургический завод нашего города? (СеверСталь)

8. Какие звери изображены в верхней части герба? (Медведи)

9. В этом «ледовом» помещении проводит домашние матчи хоккейная команда «СеверСталь»? (Дворец)

Воспитатель: Дети, какое слово у нас получилось?

Дети: Череповец.

Палатка, землянка, тайга,

Мошки и ночь у костра.

Скажем мы все: «Раз, два, три!

В Череповец, «Машина», нас перенеси!

Воспитатель: Дети, скажите, а зачем мы сегодня отправились в путешествие? Что вам понравилось больше всего? Какие задания выполняли, чтобы перебраться на следующую остановку? Что вы нового узнали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: сегодня мы с вами окунулись в историю нашего города, и ваши знания о городе Череповце помогли мальчику Коле вернуться в наше время, узнали много нового и интересного, побывали в будущем.

Используемые ресурсные источники :

1. Королев М. А. «Мой город 1940-2000»

2. Сизоненко Т. В., Шалашов Е. В. «История Череповца» 1999г.

3. Рогачева Е. «Череповец-фотоальбом». 2002г.

4. Сайт: «Череповец. ру»

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Череповец

6. Сайт: «Череповец в прошлом и настоящем»

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об истории города Магнитогорска к 90-летнему юбилею города Цель: воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в связи с 90-летним юбилеем родного города. Задачи: 1. Закрепить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Мы летим в Космос» (старшая группа) КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ: «МЫ ЛЕТИМ В КОСМОС». (старшая группа). Составила воспитатель высшей категории:.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Дикие животные» (старшая группа) .

Конспект образовательной деятельности по музыке с элементами театрализации «В гостях у сказки» (старшая группа) Конспект образовательной деятельности «Художественно-образовательное развитие» (Музыка) «В гостях у сказки» старшая группа Непосредственно.

Конспект образовательной деятельности «В гостях у лесной Стрекотуши». Старшая группа МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 42 Конспект Непосредственной интегрированной образовательной деятельности.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по лесу» старшая группаКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по лесу» старшая группа Тема: «Прогулка по лесу». старшая группа Образовательная область: Познавательное развитие Цель: воспитание любви и бережному отношению.

Конспект образовательной деятельности в центре «Сказка» (старшая группа) Тема: «Крылатый, Мохнатый да Масляный» Цели: - учить выделять главное в тексте; - развивать воображение, внимание, связную разговорную,.

Конспект ООД по конструктивно-модельной деятельности «Путешествие на остров затонувших кораблей» (старшая группа) Виды детской деятельности: игровая, конструктивная, коммуникативная, продуктивная. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Фотоотчет «Познавательная экскурсия в музей истории города для детей подготовительной группы «Хранители истории»Фотоотчет «Познавательная экскурсия в музей истории города для детей подготовительной группы «Хранители истории» Однажды, гуляя в парке, мы с ребятами увидели памятник Королеве Луизе. Об этой достопримечательности, о истории нашего города, о других.

Сценарий досуга «Дымковские истории» (старшая группа) Сценарий досуга «Дымковские истории». Старшая группа Задачи: 1. Учить творческому взаимодействию родителей с детьми, игровым приёмам организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Путешествие по истории города Череповца» (старшая группа)
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 15:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД