Татьяна Дубовская
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Цель: Знакомство детей с традиционными русскими народными праздниками
Задачи:
Образовательные : Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с народной культурой России. Дать детям представления об обычаях и традициях русского народа, пополнить знания о великих христианских праздниках.
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
Обогащать духовный мир ребёнка, прививать любовь к истокам русской народной культуры; употреблять в разговорной речи поговорки, «заклички». Обогащение словаря прилагательных, закрепление умения образовывать имена прилагательные от существительных. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.
Воспитательные:
воспитывать уважение и интерес к многовековой культуре русского народа, развивать умение доброжелательного общения со взрослыми и сверстниками. Развивать активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.
Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие фольклора, конструирования, музыкальная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие» «социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Материалы и оборудование: аудиозапись народных мелодий,
слайды с изображением праздника «Масленица», аудиозапись с пением птиц, блины, чучело, ширмы, горка для прокатывания, снежки, различные виды варенья, розетки для варенья, одноразовые ложечки, салфетки, заготовки для творческой работы.
Ход
Организационный момент: звучит народная мелодия, дети свободно играют в группе, входит воспитатель в русском костюме.
В: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы, здравствуйте гости дорогие! Я пришла к вам с новостями. Коли много гостей, то и много новостей. А новость главная: весна к нам идет, с солнышком, с теплом, с милостью и с радостью. Но по старому обычаю нужно нам Зимушку – зиму проводить. Повиличать её, поблагодарить за коньки – салазки, за елочку красавицу. Завершается зима. День становится все длиннее. Все чаще на небе солнышко светит. А ведь кажется, что мы ее совсем недавно встретили, радовались первому снегу, первым морозцам, любовались снежными узорами. О снеге да о морозе немало пословиц сложено:
-мороз не велик, да стоять не велит
-белое покрывало всю землю покрыло;
В: Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? А как? (имитируют катание на санках под музыкальное аудио сопровождение)
В: А на лыжах ходили? А как? (имитируют ходьбу на лыжах)
В: А на коньках катались? А как? (имитируют катание на коньках)
В: Ну что ребята, будем зимушку провожать, да весну встречать. Эту неделю всю гулять праздник отмечать, нынче праздник - праздник масленица.
Масленица — один из самых старинных и любимых в народе праздников. Празднуют её в конце февраля, начале марта. Ребята,какое другое название имеет Масленица? (ответы детей) Масленица имеет другое название — Проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого из нас — помочь прогнать зиму, разбудить природу! Праздник этот веселый, с играми да состязаниями. А кто знает, что в этот праздник делают еще?
( ответы детей: В этот день пекут блины, а ещё делают чучело зимы, носят его по улице, а к вечеру сжигают)
В этот праздник не скучают,
Всё в веселье превращают.
В: Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?
Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно!
В: К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра, капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. Раньше Масленицу праздновали все : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.
В:В масленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название и свои забавы.
В:Ребята, а давайте вспомним сколько дней в неделе, и как они называются. (Дети называют дни недели)
(показ слайдов - иллюстраций «Широкая масленица) – дни недели)
В:На этой неделе понедельник называют «Встреча». Встречу масленицы устраивали ребятишки. Забирались на снежную гору и звали Масленицу.
В:а как бы вы её позвали (ответы детей)
В:А я вам предлагаю вот так её позвать. Приезжай ко мне, масленица в гости на горах покататься, да в блинах поваляться (предлагаю повторить закличку 2-3 раза)
(ввозим масленицу) – А вот и Масленица в гости к нам пришла. (обращаю внимание на её наряд)
В:Второй день-вторник называется «Заигрыши». В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины. А как бы вы это делали? (ответы детей)
В:А давайте и мы с вами подойдем к домам, да и попросим блинчиков: «Подайте широкой Масленице!» (обходим с детьми дома,говорим закличку)
А еще в этот день катались с горы, кто дальше прокатится, у того урожай будет богатый (предлагаю прокатить снежки с горки, у кого прокатится дальше, тот ловкий и сноровистый)
В: Тут среда подходит – «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
Да еще приговаривают
Первый блин – комом,
А второй – знакомым,
Третий блин – дальней родне,
А четвертый – мне! (разучить с детьми)
В этот день было принято идти к бабушкам в гости на блины. Что к блинам можно подать? (варенье, мед, сметану).Вот и узнаем, что у нас будет к блинам!
(предлагаю игру «Угадай варенье по вкусу» - умение детей называть варенье, используя прилагательные). Вкусное варенье подано у нас к блинам?
В: В четверг было больше всего развлечений и называется он «Разгуляй или широкий четверг». Устраивали конские бега, кулачные бои, борьбу. Катались на санях, лыжах. Водили вокруг масленицы хороводы, играли в подвижные игры.
В: Засиделись, чай с утра, веселиться уж пора!
Масленицу величать
Будем петь, плясать, играть!
(предлагаю пройти к масленице, танцуем вокруг масленицы под народную музыку «Блины»)
В:В пятницу бабушки приходили к молодым на блины, попробовать какие вкусные блины у ваших родителей.
В:В субботу собирались одни только женщины и устраивали посиделки. Сколько у них было новостей! Обо всем надо было успеть переговорить, наряды новые посмотреть, да подарками похвастаться.
В: В воскресенье все друг у друга просили прощение за случайные обиды. Проводились проводы Масленицы. Кукла –Масленица в последний день объезжала по деревне.
Когда просили прощение говорили слова «Ты меня прости и я тебя прощаю» и обнимались (предлагаю детям попросить друг у друга прощение)
Обращаю внимание, что на руке у Масленицы находится солнышко, выполненное при помощи атласных лент. Предлагаю сделать солнышко. Подходим к столам,где есть все необходимое для выполнения работы по изготовлению солнышка.
Выполняется работа.
На Руси законом было Зиму щедро провожать,
Всех блинами угощать
Непременно всю неделю Масленицу величать
Не грустить и не скучать!
Звучит русская народная песня «Ой блины, блины, блины»
Угощаю всех блинами.
В:А сегодня, к сожалению,
Наше кончилось веселье
Зиму провожайте,
Да весну встречайте!
дарю детям в подарок чучело Масленицу.
Используемый музыкальный репертуар: русские народные мелодии: «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Калинка», «Ах, вы, сени»,, «Пойду ль, выйду ль я», «Ой, при лужке, при лужке»